Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Господдержка дебютного кино: Теория и практика

Господдержка дебютного кино: Теория и практика

24 июня 2013 года в конференц-зале Дома кино в рамках Российских программ 35 ММКФ состоялся круглый стол «Господдержка дебютного кино: миф или реальность», организованный Молодежным центром Союза кинематографистов и компанией «Movie Research». В мероприятии приняли участие опытные продюсеры Елена Гликман, Катя Филиппова, Федор Попов; начинающие продюсеры Иван Лопатин, Александр Наас, Дмитрий Куповых, а также Александр Лужин, который доходчиво и подробно поведал о процессе получения поддержки. Иван Лопатин, генеральный продюсер кинокомпании «Ливандия Энтертейнмент»  рассказал о своей работе с режиссером Тимофеем Жалниным – триумфатором многих кинофестивалей с короткометражным фильмом «F5″ – над  полнометражным дебютом Тимофея «Отведи меня в лес». Иван подал в Минкульт заявку на поддержку проекта от Свердловской киностудии, которая стала его партнером. Заявки от начинающей, никому не известной компании всегда отодвигают на последние места и самое неприятное, что ни Минкульт, ни Фонд кино не торопится с официальным ответом, ждать которого приходится иногда более полугода. Продюсер Александр Наас, руководитель студии «Аллегро-фильм», поделился своим скепсисом: он неоднократно подавал заявки на получение субсидий на производство игровых и документальных фильмов, но ни разу не получил поддержку. Дмитрий Куповых, глава студии «Свободное кино», рассказал о своей попытке вместе с Сергеем Тютиным получения финансирования на фестиваль «Арт-кино»: им не удалось выиграть лот, хотя в конкурсе участвовал только их фестиваль. Им было отказано по причине некорректного заполнения документации: один документ был подписан не директором, а заместителем директора. Исполнительный директор компании «Movie Research» Александр Лужин в своем подробном докладе расставил все точки над i. Существуют следующие виды государственной поддержки: конкурсы Министерства культуры РФ, субсидии Министерства культуры РФ, получение поддержки через Фонд кино и получение финансирования через другие министерства и ведомства, местные органы власти. Не стоит забывать, что поддержка оказывается только национальным фильмам (признанным российской стороной национальными).   Участвовать в конкурсе на получение господдержки может любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. В первую очередь оценивать будут не режиссера и не продюсера, а компанию, представляющую проект.   У каждого объявленного лота есть тема. В выигрыше оказываются те авторы, готовый сценарий которых отвечает одной или нескольким объявленным темам. Очень важно внимательно и точно подготовить все документы, перечень которых обширен. Любое нарушение ведет к отказу. На первом этапе заявки рассматриваются именно на предмет соблюдения формальных требований. Отсеиваются документы с ошибками, многие из которых курьезны. Понятно, что над Министерством стоит Счетная палата, которая очень внимательно отслеживает соблюдение законодательства, поэтому поблажек в этом вопросе не бывает. Если компания, выигравшая конкурс, не подписывает договор, она попадает в черный список. Министерством культуры выработана система оценки проектов.   Критерий высчитывается из общих показателей. Если у заявки самая высокая цена контракта – она получает 0 баллов. Срок создания произведения должен быть не менее 18 месяцев и не более 24. Самый сложный и спорный показатель – художественная и культурная значимость, включающая пять подразделов.   Конечно, эти оценки субъективны и, бывает, они сильно расходятся у разных экспертов, которые судят о проекте по сценарию и режиссерской экспликации. Прискорбно, но многие дебютные проекты не доходят до экспертов, поскольку получают отказ на основании формальных требований, по причине некорректного заполнения документации:     Подать заявку на получение государственной поддержки через субсидию может организация кинематографии, осуществляющая производство национальных фильмов, за исключением государственных (муниципальных) учреждений и индивидуальных предпринимателей. В этом году заявки принимались с 9 апреля по 8 мая 2013 года по проектам в игровом кино (детские, дебютные, авторские и экспериментальные фильмы; на завершение производства; телесериалы), в анимационном кино (короткометражные детские и авторские фильмы), в неигровом кино (в соответствии с указанной тематикой). На втором этапе отбора эксперты оценивают организацию, подающую заявку и, разумеется, у начинающих компаний шансы получить субсидию очень невелики. На третьем этапе происходит встреча кандидатов с членами экспертного совета. Решение принимается экспертным советом путем тайного голосования. Получить государственную поддержку через финансирование от Фонда Кино могут организации кинематографии, осуществляющие производство национальных фильмов, за исключением индивидуальных предпринимателей. В этом году заявки принимаются с 7 июня по 4 июля 2013. Материал, раскрывающий нюансы работы Фонда кино, был опубликован на портале «Профисинема» по итогам встречи руководства Фонда с журналистами 7 июня 2013.      В настоящий момент Министерство культуры не оказывает финансовой поддержки короткометражным фильмам. Молодежный центр Союза Кинематографистов уже направил официальное письмо Министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой и предложением осуществления финансовой поддержки тридцати короткометражным проектам в год. Продюсер Елена Гликман рассказала о своем опыте получения господдержки. В том, что существует и государственная поддержка, и прибыль от проката она убедилась на проекте «Питер FM». Потом, без сотрудничества с опытной компанией «Профит», уже в свободном плавании Елене стало сложнее. Один из инструментов, который она использовала в работе над своим проектом «Слон» — сотрудничество с правильным партнером. Елена решилась войти в производство этого проекта без полного бюджета: на постпродакшн денег не было. Режиссер собрал черновую версию, которую Елена Гликман стала показывать другим продюсерам. В итоге «Слон» был закончен при участии студии «Рок», которая вошла в проект с государственными деньгами. Это было спасением: фильм смогли закончить. Следующий проект «Атомный Иван» Елена Гликман развивала одна, без партнеров. Она уже сама понимала, как может отстаивать идею, проект, режиссера-дебютанта. Важной составляющей было не только участие в проекте Василия Бархатова, известного театрального режиссера и эпатажного персонажа, но и то, что этот проект, спустя 40 лет после «9 дней одного года» возвращался к истории про физиков. Это кино развивалось и подавалось как новый взгляд молодых кинематографистов на существующую ситуацию в атомной промышленности. Уникальность темы позволила получить господдержку. Генеральный продюсер компании «ВГИК-дебют» Федор Попов признал, что начинающая компания практически не имеет шансов получить господдержку на дебютный проект. И, вообще, сейчас финансируется мало дебютов. Правда, раньше было еще сложнее: государственной поддержки дебютов вообще не было. Федор Попов считает необходимым запустить через Министерство культуры программу дебютов короткого метра. По его мнению, ВГИКовские и другие студенческие фильмы несут след бедности. Продюсер Катя Филиппова поделилась своими впечатлениями от просмотра конкурсной программы «Кинотавр. Короткий метр», в жюри которого она работала: современные короткометражки не страдают от бедности. Они выглядят очень профессионально. Проблемы в другом – зачастую авторам нечего сказать. Внешней формой прикрывается отсутствие содержания. В то же время, Катя ратует за возвращение господдержки для короткометражного кино. Продюсер считает, что было бы уместно ввести квоту для кинокомпаний-мейджоров: получили деньги – запустите в год четыре короткометражки, пусть это будет ваш налог. Катя сетовала, что в круглом столе не приняли участие представители Министерства культуры, которые могли бы ответить на вопросы начинающих режиссеров и продюсеров. Конечно, вопрос получения господдержки – это задача продюсера. «Наша профессия – упаковывать и продавать» — четко обозначила Катя Филиппова, а задача автора – сформулировать свою идею и за 5-7 минут убедить продюсера в успешности проекта.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.