Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Фестивальная колонка

Фестивальная колонка

 С 10 по 15 июня во французском городе Аннеси прошел 37-й Международный фестиваль анимационного кино. Самый большой, самый старый, самый влиятельный фестиваль в Аннеси является центральным событием года для большинства создателей мультфильмов. И одним из самых приятных мероприятий для тех, кто любит эти мультфильмы смотреть. Большой фестиваль для маленького города Самый старинный и самый влиятельный смотр мультипликационного мира расположился в небольшом французском городке на берегу великолепного горного озера. В нефестивальное время Аннеси работает как горнолыжный курорт, так что даже в июне здесь нет-нет да встретишь человека с лыжами, рассекающего между купающимися аниматорами. Раньше вокруг озера можно было увидеть специальные стойки с описаниями обитающих здесь птиц. К 2013-му стойки, кажется, исчезли, а вот пернатые по-прежнему плавают в изобилии и едят с рук. Иногда Аннеси называют «французской Венецией», потому что центральная часть города расположена на каналах, где приятно посидеть за столиком кафе, предлагающего огромное разнообразие блюд из горячего сыра, начиная от классического фондю, заканчивая роклетом и тартифлетами (запеканками из картофеля с сыром). Анимационный фестиваль, так и не получивший никакого названия, появился здесь в 1960-м году. В каком-то смысле он отпочковался от Канн, где еще в 1956-м дирекция попыталась ввести анимационную секцию. Однако в Каннах анимацию забивало игровое кино, поэтому «инициативная группа», состоящая из легенд мировой анимации вроде Нормана МакЛарена и Александра Алексеева, начала искать новое место – уже для самостоятельного фестиваля. Савойский городок им приглянулся. Не в последнюю очередь и потому, что здесь был прекрасный киноклуб, пожелавший поддержать аниматоров. В этом клубе, среди прочих, состояла и Николь Саломон – долгие годы впоследствии занимавшаяся организацией фестиваля. Параллельно с фестивалем в Аннеси возникла и Международная ассоциация анимационного кино ASIFA. И стоит ли говорить, каким огромным казалось это событие тогда: аниматоры получили свой центр и организацию, которая отстаивала интересы их вида искусства. По рассказам Николь, первые фестивали были каким-то невероятным праздником. Народу было еще немного, фильмов – тоже, зато все великие. А сам фестиваль проходил раз в два года. Сейчас, спустя более 50 лет после основания смотра, он разросся до невероятных размеров, проходит раз в год, и городок отчаянно не вмещает всех желающих побывать на фестивале. Номера в гостиницах бронируют еще с осени, поскольку в феврале все занято, в съемных квартирах молодежь живет по 10 человек в одной комнате, кто-то бронирует жилье в соседних городах и добирается каждый день до фестивального центра на велосипеде или общественном транспорте. Самые бедные и смелые студенты организуют под городом самовольные кэмпинги и спят в палатках и одеялах, а потом прямо с ними порой приходят на фестивальные показы. Рынок будничного дня Чтобы описать фестиваль в Аннеси не хватит и десятка «газетных» текстов, поскольку мероприятие это велико и многообразно. На самом деле, как и на Каннском фестивале, в Аннеси одновременно происходит два масштабных события: анимационный смотр и Международный рынок анимационных фильмов (MIFA). MIFA и фестиваль – это два совершенно разных мира. На MIFA, проходящем со среды по пятницу в шикарном отеле-казино-ресторане «Империал», собираются в основном бизнесмены. Здесь совершаются коммерческие таинства, заключаются новые сделки, обретаются международные контакты, одни находят дистрибьютеров, другие – контент для ТВ-каналов. В общем, MIFA – это мир продюсеров, прокатчиков, закупщиков и прочих деловых людей. Чем дальше, тем «бизнесовей» становится рынок: исчезают «палаточки» международных фестивалей, уменьшается количество кинофондов, а их место занимают шикарные индийские и китайские стенды, радующие (или огорчающие – это уже от вкуса зависит) своей «вырви-глазостью». Ничего не поделаешь: бизнес есть бизнес. Основное пространство «Империала» и пристроенного к нему павильона занимают стенды производителей. Между ними курсируют так называемые «байеры» (представители ТВ-каналов, дистрибьютерских агентств или прокатных компаний), присматриваются, выбирают себе товар по вкусу. На стендах они могут обменяться визитками, познакомиться с производителями и заключить какие-то предварительные договоренности о намерениях. А посмотреть предлагаемые проекты можно в специальной видеотеке. Во время фестиваля она располагается в отдельной комнате, а по завершении оного «байеры» смогут, по договоренности, увидеть содержимое и «онлайн» прямо из дома. Помимо стендов есть на MIFA и общие территории, где проходят разного рода презентации и мастер-классы профессионального плана. Например, во время кинорынка прошло 3 MIFA TALKS (подобие «круглого стола»), посвященных трем, соответственно, темам: короткометражные фильмы, сериалы и полнометражные фильмы. Другой формат – это Share With – специальные сессии, на которых производители могут в особенном режиме представить свою продукцию важным покупателям контента. Наконец, на MIFA есть свое понятие «страны в фокусе», правда, в отличие от фестиваля (о чем пойдет речь дальше), рынок не ограничивается одной территорией. В этом году у MIFA «в фокусе» были Польша, Южная Африка, Япония, Великобритания и Россия. Быть «в фокусе» фестиваля – это честь. Быть «в фокусе» MIFA – это возможность, которую Россия в лице Ассоциации анимационного кино попыталась использовать максимально. Второй год подряд наша страна представлена на рынке большим коллективным стендом и довольно серьезным количеством продюсеров. «Фиксики «, «Смешарики «, «Маша и Медведь «, «Летающие звери «, «Снежная королева «, «Тайна Сухаревой башни » и даже «Кырмысказки» от студии «Татармультфильм» фигурировали на небольшой российской территории, давая возможность увидеть зарубежным потенциально заинтересованным лицам даже больше, чем видят наши обычные зрители. Так, например, именно здесь можно было впервые познакомиться с новым проектом «Защитники», первые эпизоды которого скоро, есть надежда, увидят свет. Это забавный компьютерный сериал фантастическо-приключенческого толка, рассказывающий про детей-супергероев, защищающих Землю от захватчиков-инопланетян. Помимо большого стенда, была у России и двухчасовая презентация с последовавшей за ней вечеринкой. В общем, Ассоциация расстаралась, чтобы представить наше анимационное отечество в лучшем свете, за что была удостоена не только внимания Министра культуры Франции Орели Филиппетти, заглянувшей на стенд в один из дней, но и разнообразных солидных деловых встреч (переговоров со студией DreamWorks, например), что, может, и не так почетно, зато куда более перспективно с точки зрения бизнеса. Впрочем, о результатах судить пока рано. MIFA, конечно, дает студиям новые возможности, однако это всего лишь возможности, которые всегда имеют шанс ни во что конкретное не вылиться. Кролик в кустах Если MIFA – это площадка для деловых людей, то фестиваль – совсем другое дело. Здесь собирается творческая богема: режиссеры, художники, студенты, обучающиеся на аниматоров, никаких костюмов и полная свобода нравов. Тон задают сами мэтры, которые появляются «без галстуков» даже на своих автограф-сессиях. В огромных залах зрители шумят, улюлюкают, орут и непременно пускают с высоты рядов бумажные самолетики. И ни один фильм не вызовет столько зрительского восторга, как большой самолетик, долетевший с задних рядов до самого экрана. Ибо кино здесь снимают все, а вот самолетики хорошо пускать умеет не всякий. Нет, дирекция Аннеси не жалуется на шум и мусор: традиции Аннеси – это свято, они зарождаются прямо на глазах, умножаются, разрастаются… так, например, знаменитое Аннесишное кваканье появилось уже на моем веку. Примерно году в 2008-м это случилось, когда свет уже в зале погасили, а кино все не начиналось, и вдруг кто-то из зала начал издавать звуки, похожие на кваканье. Через пару минут квакучесть охватила уже ползала. На следующих сеансах к кваканью добавились и иные звуки живой природы — иногда кто-нибудь закричит «ку-ка-ре-ку» или мяукнет. Так и пошло. А вот «кролику в кустах» – уже много лет. Это такая фишка, которую можно годами не замечать, если кто-нибудь не расскажет: в фестивальной заставке непременно появляется кролик, однако появляется он как-то неочевидно, зашифрованно, все ждут его и первый заметивший орет на весь зал как можно громче «lapin» (кролик, фр.) В этом же году у аниматоров появился новый «прикол». Организаторы поставили в фестивальном кафе именные стулья. В результате знаменитые режиссеры радостно искали свои и чужие кресла, чтобы их занять. Из русских упомянуты были Михаил Алдашин и Алексей Алексеев. Порой фестивальное безумие выплескивается за пределы фестивальных территорий. Например, в торговый центр «Курьер», где в этом году проходила выставка «Портреты из путешествий». Она была посвящена новому сериалу Бастьена Дюбуа, прославившемуся несколько лет назад благодаря документальному мультфильму «Мадагаскар: дневник путешественника». На этот раз режиссер выбрал 20 разных людей из разных стран, нарисовал их и их окружение и предложил каждому рассказать немного о своей жизни. БОльшую часть времени выставка выглядела вполне чинно, однако посетители «Курьера» могли увидеть и такую картину. Одним словом, чтобы по-настоящему получать удовольствие от Аннеси, нужно быть завсегдатаем, поскольку все здесь наполнено какими-то потайными смыслами, странными рифмованными сюжетами, непонятными для чужака обрядами. Колесо необозримости Конечно, все это только обрамление, ибо основное на Аннеси – кино. 6 дней подряд, в 8 залах по 6 сеансов в день идут мультфильмы (это не считая экранов кинорынка, видеотеки, выставок и лэптопов, на которых авторы показывают друг другу и всем заинтересованным в кафе свои новые работы). 5 конкурсов: короткометражные мультфильмы, полнометражки, ТВ-мультфильмы (сериалы и так называемые «спешлы»), студенческие работы и «прикладная анимация» (реклама, музыкальные клипы, образовательное видео). Еще один важный блок – это «out of competition» (внеконкурсная программа). В «ауте» представлены полнометражные и короткометражные фильмы, заинтересовавшие селекцию, но не дотянувшие по уровню до конкурса. Например, в этом году в «ауте» было более 5 часов короткометражек и штук 15 полных метров (в том числе, два российских – «Возвращение Буратино » и «Снежная королева»). Так как обсуждать селекцию – один из главных национальных видов спорта гостей и участников Аннеси, то «аут» смотрят порой даже пристрастнее, чем сам конкурс. И иногда в нем можно обнаружить более мощные и интересные работы. Далее – специальные программы, предлагающие гостям и участникам географические, исторические и тематические ретроспективы. Еще задолго до начала фестиваля в программном интервью новый арт-директор фестиваля Марсель Жан (сменивший на этом посту обаятельного Сержа Бромберга) объявил, что «страной в фокусе» будет в этом году Польша, а самой значимой для фестиваля, спецпрограмма его креатуры – «Анимация без границ». Идея этого «безграничного» четырехтомника заключалась в том, чтобы показать работы, формально не совсем подходящие под термин анимация (например, полуфотографические фильмы или работы, созданные с помощью разных устройств). Довольно выразительной оказалась кукольная часть, включавшая, в частности, два новых фильма авторов «Мадам Тутли-Путли» Криса Лави и Масика Щербовского, несравненный «Последний автобус», получивший в прошлом году гран-при в Штутгарте, и, конечно, очаровательные «Ла Пальмас». Этот последний изображает мирное маленькое пляжное кафе, в котором работают и ужинают марионетки. Главной же героиней оказывается настоящая полуторагодовалая девочка, непревзойденно играющая пьяную шебутную курортницу, которая напивается, устраивает дебош, буквально разносит кафе и под конец заваливается спать на полу рядом с барной стойкой. Незамысловатую, но совершенно прелестную вещицу исполнил шведский режиссер Йхоанес Нихольм, известный уже фестивальной публике по сериалу «Паппет-бой». Еще одной важной спец-программой стали в этом году сборники «смешных фильмов». Дирекция фестиваля отобрала 40 самых смешных мультфильмов всех времен и народов, при этом чувство юмора рассматривалось самое разнообразное, так что в финальный список попали Билл Плимптон, Гил Алкабец, Текс Эйвери, Петр Сапегин, Константин Бронзит , Ник Парк, Ханна и Барбера, Бруно Боццетто, Хуан Пабло Зарамелла, Чак Джоунс, Джоанна Куинн. Эту шикарную коллекцию разделили на 4 программы, предложив публике проголосовать за «самый смешной фильм». И победил в этом голосовании, что приятно, наш соотечественник Алексей Алексеев со своим KJFG No 5. Полутораминутка про замечательный музыкальный ансамбль и вечно мешающего им охотника сделана была, правда, не в России, а в Венгрии, но это уже мелочи, да и какое вообще имеют значения все эти государственные границы? Смех смехом, а без политики Аннеси никогда не обходится. Раньше программы социально важных мультфильмов назывались «Анимация с отношением», нынче – переименовались в «Сопротивление». И, конечно, не до смеха на ретроспективах «вечный сон», где представлены фильмы авторов, ушедших из жизни в минувшем году. Страницы нынешнего каталога наполнены, кажется, еще бОльшей печалью, чем обычно, поскольку здесь на траурных фотографиях — целая плеяда великих мастеров: наш Федор Хитрук , чешский Бржетислав Пояр (90-летний мастер, один из основателей вместе с Иржи Трнкой чешской кукольной анимации), Боб Годфри (один из столпов британского мультфильма, еще недавно живая легенда, художник, так же перешедший 90-летний рубеж). К сожалению, Аннеси не включило еще одно великого человека, о котором будут говорить теперь в прошедшем времени – Рэя Харрихаузена , человека, создавшего американскую кукольную анимацию и непревзойденного мастера спецэффектов. Увы, рядом с такими «мастадонтами» есть имена и куда более молодых режиссеров, тех, кто еще многое смог бы сделать для анимации. Например, великолепного голландца Геррита ван Дейка и одного из ярчайших представителей британской анимации – Рана Рейка, который несколько лет назад потряс мир своим «Кроликом» и умер, не дожив даже до 50 лет. * * * Но и всеми перечисленными «блоками» Аннеси не исчерпывается. Мир меняется, и фестиваль с каждым годом стремится предложить все больше новых мероприятий – такого рода событий, которые недоступны ни в кинотеатрах, ни на youtube. Особым блоком проходят «предпремьерные» показы. Так открывался фестиваль «Университетами монстров», которые еще только пойдут в прокате, потом показал «Гадкий я 2″ и «Огги и тараканы». Список дополнился более скромными «аван-премьерами». Например, душевным полнометражным фильмом про жизнь Абиджана «Айя де Йопугон» и шикарный компьютерный мультфильм про человека с механическим сердцем, которому нельзя влюбляться («Джек и механическое сердце»). Возможно, самой приятной из всех этих аван-премьер (особенно, для русского глаза) была «Тетушка Хильда» от французской студии Folimage. Фантастическая экологическая история про злую капиталистшу Долорес, страдающую аллергией на любые растения, а потому решившей уничтожить в мире всю растительность (параллельно заработав на этом уничтожении денег), и прекрасную Хильду, которая, напротив, любит все живое, — забавна, великолепна по рисунку и непредсказуема по сюжету. Кроме того, в ней фигурирует великий русский ученый Михаил Алдашин, который зачастую ругается в кадре по-русски и настоящим (без акцента) русским голосом. Самое же забавное, что герой этот назван (и даже отчасти нарисован) в честь знаменитого русского аниматора Михаила Алдашина (разумеется, с его согласия). Полнометражные фильмы в Аннеси можно не только посмотреть, но и обсудить. И даже не только существующие, но и те, что находятся в производстве. Специальный формат Work in progress позволяет авторам представить зрителям свой фильм еще в стадии разработки. В этом году гости и участники могли увидеть материалы к «Как приручить дракона 2″, французским фильмам «Мьюн» и «Песня моря», а также к новой полнометражной работе Билла Плимптона «Измена». А заодно узнать на программах Making of, как создавались фильмы «Эпик» и «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек 2″. А еще – показы на гигантском экране для всего города, а еще выставки, а еще автограф-сессии, и, конечно, вечеринки, без которых фестиваль перестал бы быть фестивалем. В общем, полноценно про Аннеси действительно невозможно рассказать даже в десятке текстов, как невозможно и побывать даже на одной десятой событий, организуемых фестивалем. Однако для каждого здесь есть своя обязательная программа. Для журналистов – это, конечно же, в первую очередь конкурсные и «out of competition» показы, где можно увидеть самые новые фильмы. И даже не просто новые фильмы, а именно те, которые дирекция фестиваля сочла лучшими, самыми актуальными и наиболее точно, полно, ярко представляющими то, чем является современное анимационное кино. Об этих программах и пойдет речь во второй части данного фестивального обзора.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.