Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Дозорные

Дозорные

 В рамках 13-го фестиваля «Новое британское кино » был показан фильм «Киногид изврашенца: Иделогия» Софи Файнс, продолжение ленты 2006 года «Киногид извращенца» в которой словенский философ, фрейдист и культуролог, известный также как интерпретатор фильмов Линча , Хичкока и других режиссёров Славой Жижек сращивает кинематограф и психоанализ. Радикальный прорыв первого «Киногида извращенца» заключался в том, что Славой Жижек наконец соединил кино и психоанализ не по принципу дополнения, а внутри самого лабиринта экранной реальности. Кинематографический банк фантомов за сто с лишним лет разросся настолько, что образы, отражающие нашу идентичность, намного проще брать из кино, чем из трудоемкой психоаналитической практики. Иллюстрируя свои идеи с помощью общеизвестных классических фильмов, объективизирующих наши желания зачастую быстрее, чем это может позволить окружающая реальность, в первой части Жижек раскрыл вуайеристскую и фантомную природу кино, подробно разобрал механизм фантазий, проецируемых и считываемых с экрана, и уже вплотную подошел к идеологической составляющей кинематографа. И вот, 6 лет спустя, в тот момент истории, когда она, распухшая от интеллектуального голода и идеологических несоответствий, как будто бы вот-вот изменит свой курс, выходит «Киногид извращенца: Идеология». В нем зрителя ожидает уже привычно веселый, но при этом и предельно серьезный интеллектуальный аттракцион, на этот раз выглядящий куда меньшей абстракцией. Вполне предсказуемым образом он начинается с фильма «They Live «, а именно с известной 6-минутной сцены драки как иллюстрации неизбежного насилия над идеологической близорукостью. Сам «Киногид» для многих является мягким вариантом подобного очищающего насилия, ведь сегодня проще найти лекарство от рака, чем преодолеть сытую и циничную идеологическую инертность. Дальше Жижек, запив теплой колой киндер-сюрприз, расскажет о том, как тяжело быть гедонистом, пройдется по лживому «голливудскому марксизму» в духе Джеймса Кэмерона, обнажит, примерив мундир Сталина, непристойную подложку любой власти и покажет как группа Rammstein борется с фашизмом, используя нацистский фетиш в качестве сексуального. В целом он проделывает здесь все те же трюки, что и в первой части, периодически извлекая из шляпы Лакана, но на этот раз с позиций левого марксизма рассматривая то, чего желает и что вытесняет субъект политический. Основное отличие в том, что помимо кадров из кинолент он использует и современную хронику событий: площадь Тахрир, беспорядки в Лондоне. Диагностируя массовые протесты последних лет, разворачивающиеся в разных точках планеты, как симптом общественной истерии, он учит контролировать и правильно формулировать свои желания, не давая конкретного руководства к действию. Для оппозиционного движения в нашей стране эта задача является особенно актуальной. Жижека принято критиковать за популизм и дискредитацию философской дисциплины. Но разве основной задачей «Киногидов» не является обращение к широкой аудитории в надежде повысить общий уровень осознанности? Проводя идеологический ликбез с помощью «важнейшего из искусств», большинство идей, если не все, он в упрощенном виде переносит из своих книг, где они раскрыты с большей детализацией и имеют болею серьезную основу. Ничто не мешает заинтересованному зрителю, придя домой, открыть, к примеру, его «Возвышенный объект идеологии». Сам же философский подход Жижека Александр Секацкий очень удачно сравнивает с игрой в бисер, где словенский философ и психоаналитик, следуя вызовам современности, выступает на самом деле в роли реаниматора законсервированной науки, не дающего забронзоветь мнимым доказанным истинам, переворачивая их с ног на голову. Вот и нам так же предстоит спасти либеральные идеалы, проведя «революцию понятий» с помощью левой критики.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.