Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Фестивальная колонка

Фестивальная колонка

 В первый день фестиваля были показаны две конкурсные картины, «Отдать концы» Таисии Игуменцевой и «Труба» Виталия Манского , состоялся просмотр первого блока короткометражных фильмов, прошел мастер-класс Александра Митты. Короткий метр «Искусство общения с животными и людьми» — дипломная картина режиссера Елены Шаталовой о жизни 30-летней Насти, которая предпочитает общение с лошадьми отношениям с людьми — семьей, соседом, коллегами по работе. Недоверие к людям становится для нее почти патологией, но в определенный момент ей придется понять, что не нужно ждать ни от кого чудес и обижаться на окружающих. У Елены получилась неплохая, трепетная картина на тему конфликта человека с окружающем миром. * «F5″ Тимофея Жалнина — также дипломная режиссерская работа. Фильм запоминающийся, важный, посвященный поиску людьми искусства своего места в жизни. Две девушки-танцовщицы из Челябинска отправляются на международный фестиваль со своим хореографическим спектаклем «Пигмалион». Они рассчитывают победить и получить выгодный контракт, но, отыграв один акт, встречают непонимание зрителями своего искусства и обнаруживают, что фестиваль жалкий и местечковый. Желание победы и славы подталкивает одну из участниц, Катю, станцевать во втором акте принципиально другой танец, из тех клубных номеров, что они репетировали ранее. Вторая, Галина, против. Ей важно не понимание публики, а сам акт творчества и ее участие в нем. Фильм красив и, самое замечательное — переплетение в нем драматургии и хореографической пластики. Исполнительницы главных ролей — настоящие танцовщицы, играющие свои драматические роли правдивее многих профессиональных актеров. А их танец, чувственный и напряженный, передан исключительно кинематографическими средствами. * «Генеральная репетиция» — еще одна дипломная работа, на этот раз режиссера Елены Друм из мастерской Владимира Хотиненко. Это картина о том, что человек может родиться в любом возрасте. Мужчина, у которого рожает жена, не может и пяти минут прожить без совета мамы — преподавательницы хорового пения. Маму играет великолепная Евдокия Германова , сына — Максим Браматкин. Прежде чем стать папой, мужчине предстоит «родиться» самому. Неплохая режиссерская работа, точно расставленные акценты, в частности колористические: красное платье мамы — красный телефон и машина у сына — человеческая кровь при появлении ребенка на свет. * «Лучше, чем в провинции» Марии Барсуковой снят на основе реальных событий и рассказывает о жизни приехавшей в Москву из Краснодара девушки, со всеми вытекающими последствиями: съемная квартира в Бирюлево, офисная работа, некрасивый коллега, который, напившись, пытается ее снять, загаженный подъезд. «Все это ничего», — говорит героиня, — «все равно здесь лучше, чем в провинции». Картина очень проникновенная, несмотря на то, что напоминает все фильмы о нелегкой жизни иммигрантов, а заодно и ленту одного из победителей Кинотавра прошлых лет — «Словно жду автобуса» Ивана Твердовского. В ней есть настоящие чеховские интонации, а именно терпеливое принятие своей судьбы героями и вера в человеческую порядочность. В этом мире достойным человеком может оказаться и пожилой алкоголик и таксист-кавказец. Кстати, в этой картине есть сцена застревания в лифте — случайная или намеренная рифма к фильму открытия Кинотавра «Weekend». * «Туфельки»Константина Фама — самый дорогой и, наверное, самый зрелый фильм конкурса. Это международный проект, посвященный жертвам Холокоста, копродукция России, Белоруссии, Польши, Чехии и Франции. Для того, чтобы вы захотели посмотреть это кино, вам следует лишь знать, что снято оно без участия актеров, поскольку в кадре на протяжении всего фильма — только ноги людей. И никаких слов, лишь музыка (оригинальная, в исполнении симфонического оркестра) и пластика ног, с помощью которых рассказывается эмоциональная история одной семьи. Манеры людей, характеры, их действия и даже мысли — все передано ногами. Со слов режиссера, представлявшего картину, в дальнейшем планируется сделать ее полнометражную версию в виде альманаха из трех историй. * «Стриптиз» Ильи Учителя — сюрреалистическая метафора о свободе и зависимости, снятая по пьесе Славомира Мрожека. Двое мужчин попадают в некую условную комнату, не понимая, как и зачем они здесь оказались, и что нужно делать дальше. Позже появляется гигантская рука, которая начинает повелевать ими. Основной конкурс «Отдать концы» — один из самых ожидаемых фильмов программы дебютантки Таисии Игуменцевой. В мае картина представляла Россию в Каннах (это участие было обеспечено победой в конкурсе Cinemotion прошлогоднего Каннского фестиваля ее короткометражного фильма «Дорога на»). Жанр картины — трагикомичная сказка: жители некой деревни узнают о наступающем конце света. В деревне проживают всего 10 человек, являющие собой все основные социальные типажи: семейная пара с двумя детьми, бездетная семейная пара, одинокие дед с коровой и баба с собачкой, старая дева, бобыль. Накануне конца света в этом выдуманном мире кипят нешуточные страсти… В фильме много любопытных деталей, многие из которых были прописаны в сценарии и воплощены в жизнь художниками, декораторами и костюмерами. Художник картины Эльдар Кархалев изобрел для проекта всяческие плавучие средства, самогонный аппарат, сделанный из самовара, утюг-радио, для декорирования сельского киноклуба нарисовал постеры к великим фильмам, в примитивном стиле, как рисуют только в деревенских кинотеатрах. Костюмеры придумали своеобразный стиль одежды, позаимствованный у жителей некоторых американских сел. Таисия говорит, что своим фильмом хотела заставить людей задуматься о том, что «не стоит ждать встряски, надо жить здесь и сейчас, сбросив маски, оставаясь самими собой». Съемки проводились в заброшенном песчаном карьере в конце ноября, по сюжету в фильме постоянно идет дождь, съемочная группа рассказала на пресс-конференции, что дождь был настоящий. «Это настоящий дождь, мы все это на себе почувствовали. Он шел, когда он не нужен и не шел, когда нужен, но мы успели померзнуть, поваляться в лужах», — сказал актер, исполнитель одной из ролей, Максим Виторган. «У нас было несколько дождевых установок. И был человек дождя, как мы его называли. Иногда, когда дождь был не нужен, мы сидели под натянутым тентом, а иногда даже был снег, потому что это был ноябрь», — добавила Таисия. Одной из ключевых героинь фильма стала корова Конфетка, на официальном постере она даже вынесена на передний план. «Неужели коровы поддаются дрессировке?», — спросили режиссера на пресс-конференции. — Нет. Меня предупреждали, что ее придется вкапывать в землю, чтобы она стояла или бить, чтобы она шла. Ее на самом деле звали «Аферистка», нам с ней очень повезло, единственное, что она иногда ложилась спать, когда было не надо. А в остальном все было хорошо. * Пятьдесят процентов национального дохода России — это средства от продажи газа. Таким напоминанием начинается конкурсная неигровая картина «Труба» — фильм-путешествие по маршруту залегания газопровода, из Западной Сибири в Западную Германию. Первоначально картина так и называлась «Запад-Запад». Собрана она из множества контрастных эпизодов жизней людей, которые связаны только тем, что все они находятся рядом с Трубой. Режиссер фильма Виталий Манский, самый известный на сегодняшний день российский документалист, рассказал, как он снимал свою картину: за два года до экспедиции я написал литературный сценарий, в котором были прописаны, в гипотетической форме, все эпизоды, вошедшие в картину. «Мы искали реальные документальные пространства, где эти истории можно реализовать и ввести в фильм. По сути, все базовые истории были в этом сценарии», — сказал он. Оператором фильма Манский пригласил молодую выпускницу ВГИКа Александру Иванову, разглядев у нее самые важные операторские качества — «талант и наглость». «Труба» — эмоциональное кино, очень ярко иллюстрирующее нашу действительность. Вот люди, которые буквально сидят на золотой жиле. Но они не имеют никаких материальных благ от этой Трубы. В некоторых селах, под которыми проходит трубопровод, до сих пор не газифицированы. Нет работы. Рыба дохнет. Могилу приходится вырубать топором в мерзлой почве. При этом Манский не опускается до уровня того, чтобы показывать деградацию человека. Напротив, все его герои — обычные люди, терпеливые, непритязательные. «В моей картине нет ни одного разрушенного дома, а мы их видели сотни тысяч, ни одного разрушенного храма, а их десятки тысяч, ни одного спящего в луже человека, а их количество вы понимаете, какое. Мы сняли только людей, комфортно живущих в своей среде». Такая реальность, обыденность эмоционально воздействует сильнее, потому что это все про нас, про каждого. В картине даже заведомо нет географических титров. Режиссеру не важно в каком именно городе или поселке происходит действие, потому что это может происходить везде. Фильм неигровой, но каждый герой — словно персонаж Чехова. Каждый эпизод — трагикомедия. Одна из самых запоминающихся сцен — включение и выключение Вечного огня на праздновании 9 мая в украинском городке. Манский рассказал, что во время экспедиции они сняли две такие сцены в разных городах, и что второй эпизод, не вошедший в фильм, будет выпущен в виде отдельного короткометражного фильма «Вечный огонь». Проката у «Трубы», по всей видимости, не будет, но Виталий принял решение давать картину на все фестивали, даже на те, которым раньше отказывал, при условии наличия качественной технической проекции. «Иной встречи со зрителем для фильма я не вижу», — сказал режиссер. Продолжение следует.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.