Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Алексей Федорченко: «Другие пространства есть, надо только всмотреться»

Алексей Федорченко: «Другие пространства есть, надо только всмотреться»

В конкурсной программе VII Римского кинофестиваля 11 ноября 2012 года состоится мировая премьера фильма Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари». Режиссер по-прежнему верен себе и потому снимает кино за пределами московской кольцевой дороги. Он поделился подробностями о создании своей новой картины, перспективах ее проката в России и за рубежом, а также многом другом. Вита Рамм: Наша страна – Российская федерация, но мы плохо знаем народности, ее населяющие. Например, есть республика Марий Эл. А есть ли там марийцы? И кто они такие? Алексей Федорченко: Марийцы, конечно, есть и их не мало – более полумиллиона, но они живут не только в республике Марий Эл. Пятьсот лет назад, когда пало Казанское ханство и марийцами были проиграны черемисские войны, много марийцев, спасаясь от христианизации, переселялись за Урал. И сегодня в России есть три большие группы марийцев – луговые, горные и восточные – уральские. Именно восточные мари, в большей степени, хранят языческие традиции луговых. Мари относятся к финно-угорским народам и их культура очень насыщенна. Яркая и неожиданная, как марийский дом. Красное с желтым, синее с зеленым. Вита Рамм: Красиво смотрится? Алексей Федорченко: Прекрасно. Но снимать про реальность мне не так интересно, как искать другие миры и пространства. Они есть, надо только всмотреться. В каждой новелле фильма, а их в фильме два с лишним десятка, своя главная героиня. Калейдоскоп женских образов и времен года, женских возрастов. В каждой новелле – свой жанр, от комедии и мелодрамы, до триллера и детектива. Мистика, эротика. Наш фильм – яркий орнамент современной марийской волшебной деревни. Вита Рамм: Вы сами разбирались в этой яркости или привлекали консультантов? Алексей Федорченко: Мы снимали в марийских деревнях, расположенных в полутораста километрах от Екатеринбурга. И, конечно, в самой республике Марий Эл. А перед съемками я встречался с верховным марийским картом. Картами марийцы называют своих священников, уважаемых всеми людей, которые проводят моленья в священных рощах. Верховный карт живет в столице республики — Йошкар-Оле. Он благословил меня и съемочную группу, и сказал, что природа будет нам помогать – и солнце, и деревья, и травы, и ласточки. Съемки, действительно, прошли, как и предсказал карт – когда нужно было – светило солнце, когда нужно – лилась с неба вода, дул ветер и цвели цветы. Животные приходили в кадр только когда без них сцена не складывалась… Но не было никаких ласточек! И вдруг, во время очередного трудного монтажного дня, когда я пытался опять что-то поменять в построении фильма, в окно влетела ласточка. И я понял этот предсказанный перед съемками сигнал – пора остановиться, фильм уже сложился. И я сказал – стоп, монтаж окончен! На площадке и озвучании фильма с нами всегда работали консультанты. Все наши актеры говорили на луговом марийском. Язык сложный, но мы снимали долго, так что к концу даже съемочная группа уже немного на нем говорила. Вита Рамм: Если история современная, молодежь не говорит на родном языке, то почему Вы так себя обременили? Ведь зрителям нужен будет перевод. Алексей Федорченко: Лишь в селах подвижники в домах культуры ведут кружки национальных промыслов, учат петь на родном языке. В реальной жизни язык пропадает прямо на глазах, в школах его не изучают, говорят только в деревенских семьях. В городах – по-русски. Очень жаль. Это уже не остановить, но очень не хочется, чтобы культура малых народов исчезла. Язык каждого народа – это капилляр общей всепланетной культуры. А они исчезают каждый год, и не по одному десятку. Вита Рамм: Судя по титрам, главные роли сыграли актрисы не только марийского происхождения? Алексей Федорченко: И марийки, и эстонки, и русские. Во многих русских есть и финно-угорская кровь. Снимались Юля и Полина Ауг, Дарья Екамасова, Яна Есипович, Ольга Добрина, Яна Троянова, Ольга Дегтярева, Ольга Гилева, Ярослава Пулинович, Анна Деркач, Елена Ворончихина, Яна Сексте…замечательный Василий Домрычев. И у каждой героини своя новелла, они не пересекаются друг с другом, но это и не альманах, какие теперь вошли в киномоду. Вита Рамм: Вы не только режиссер, но и продюсер собственной картины. Например, знатоки говорят о том, что снимать в Тайланде – проще. Не надо везти технику, аренда недорогая, а обслуживающий персонал там вышколенный на голливудских проектах. Сколько вашего времени отнимали нетворческие вопросы? Алексей Федорченко: Да, в Тайланде, наверно, проще. Мы снимали эпизод, в котором Андрей Осипов (он замечательный режиссер-документалист, но снимался почти во всех моих фильмах) лежит в конюшне на полу, и мне позвонил коллега и начал рассказывать о том, как у него идут съемки на Гоа – океан там, пальмы… А я – по щиколотку в навозе… Каждому свое. А наша логистика была напряженной. Всю аппаратуру везли либо из Москвы, либо из Екатеринбурга. Самолетом, поездом. Бюджет для такого фильма скромный – около 2-х миллионов долларов. На все хватило, но впритык. Вита Рамм: Как же Вы крутились? Министерство культуры не имеет права столько давать… Алексей Федорченко: От Министерства Культуры мы получили на фильм субсидию, которая покрыла 50% сметы. Остальную сумму внесли наши друзья и партнеры – известный российский продюсер и бизнесмен Леонид Лебедев с кинокомпанией «Красная Стрела» и наш Уральский бизнесмен Михаил Щукин, возглавляющий торговый дом «КЭНПО – КАЛИЙ». Огромное им спасибо. Вита Рамм Когда после Рима будет российская премьера? Что можете сказать о будущем прокате? Алексей Федорченко: Мне проще ответить про прокат зарубежный. Дистрибьюторы, работавшие с «Овсянками», уже интересуются. В Италии, например, уже понятно, кто будет опекать «Жен..» и во время фестиваля в Риме и после. Наши итальянские прокатчики уже вкладываются в рекламную продукцию для проката в Италии. А российские дистрибьюторы интереса пока не проявляют. Мы с Дмитрием (Дмитрий Воробьев – совладелец с Федорченко продюсерской компании «29 февраля» — прим. «ПрофиСинема») займемся проверенным уже способом продвижения картины – самокатом. Эта тактика правильная. Она позволяет более тщательно и нежно относиться к каждой копии фильма, продлевая ее экранную жизнь. Я очень надеюсь, что «Небесные жены» — это фильм не одного уикэнда. Вита Рамм: Фильм завершен. Фестивальная и прокатная судьба, думаю, сложится. А что в планах? Алексей Федорченко: Есть и планы, и сценарий. Мы через месяц запускаем в производство фильм по книге Дениса Осокина «Ангелы и революция». Прочитав именно эту книгу в журнале «Знамя», я и поехал в Казань знакомиться с Денисом. Действие происходит в 20-30-ые годы прошлого века в губернском городе. Главные герои – ровесники века. География съемок от Молдавии до тундры. Вита Рамм: И напоследок не могу не спросить. В Министерстве культуры обсуждается новая «дорожная карта» по развитию отечественной киноотрасли. Что бы Вы предложили? Алексей Федорченко: Мне кажется, что в распределении субсидий обязательно нужна гласность. Я бы проводил открытые обсуждения-защиты проектов, что-то на подобие питчингов. Это было бы полезно для режиссеров и съемочных групп, и отсекло бы «случайные» проекты. Приемки фильмов тоже сделал бы гласными. Другого пути я не вижу.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.