Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Юрий Быков: «Современная российская критика относится ко мне достаточно скептически»

Юрий Быков: «Современная российская критика относится ко мне достаточно скептически»

Сегодня, 13 мая 2013 года состоялась анонсирующая пресс-конференция 24-го ОРК «Кинотавр», на которой было объявлено, что одним из участников конкурсной программы стал новый фильм Юрия Быкова «Майор». Картина была отобрана для показа в секции «Неделя критики» Каннского кинофестиваля. Корреспондент Интернет-портала «ПрофиСинема» — постоянного информационного партера «Кинотавра» — в преддверии кинофестиваля побеседовал с режиссером. Юрий Быков практически оставил актерскую профессию ради кинорежиссуры. В 2009 его 20-минутный «Начальник» стал лучшим коротким метром «Кинотавра». На следующий год Юрий представил в основном конкурсе фестиваля свой дебютный полнометражный фильм «Жить». К своей следующей работе режиссер подошел обстоятельнее: на создание фильма «Майор» ушло 3 года. Алена Сычева: Юрий. Для начала скажите, как сложилась судьба фильма «Жить»? Юрий Быков: У картины «Жить» не было никакой особой положительной или отрицательной критики, и не было прокатной судьбы. К тому же Василий Сигарев на следующий год снял картину с таким же названием, которая имела больший успех. Алена Сычева: Как Вы относитесь к этой картине? Юрий Быков: Чрезвычайно трогательно, с любовью. В реализации, если быть честным, есть свои проблемы, но по заложенной смысловой нагрузке она мне гораздо дороже, чем всё, что я сделал позже. Может быть, у меня будет возможность переснять эту картину, и сделать то, что я задумывал, но не смог сделать. Алена Сычева: Что, по Вашему мнению, не получилось? Юрий Быков: У «Жить» есть свои качественные проблемы. Картина, которая задумывалась как криминальная драма с серьезной подоплекой, таковой не получилась. Это проблема режиссера, оператора и сценариста, ни в коем случае не артистов. К картине не было должного внимания в силу объективных творческих критериев. Никакого прокатного потенциала у нее нет, поэтому разумнее было бы снять картину более фестивальную, но на тот момент, я был наивным и не посвященным человеком, не знал всю систему в деталях и изнутри. Во многом это была мальчишеская, наивная акция без соблюдения канонов изготовления прокатного или фестивального продукта. Алена Сычева: Вторую картину делать тяжелее? Юрий Быков: Мне на второй картине работалось гораздо легче, можно даже сказать легко. Другая производственная схема, другой творческий состав, другая степень творческой свободы и, главное, в «Майоре» я сам очень точно понимал, что делаю и для чего. При всех своих творческих составляющих, которым стараюсь не изменять, я делал картину сугубо драматическую, направленную на поддержание смыслов, без реверансов в сторону прокатного кино, хотя в итоге получился достаточно вменяемый триллер. Алена Сычева: Получилось зрительское кино? Как думаете, широкому зрителю будет интересно смотреть «Майора»? Юрий Быков: Думаю, зрителям смотреть картину «Майор» будет на несколько порядков проще, чем «Жить». Это осознанная, взрослая работа. Перерыв в два года был насыщенным, исчезли все иллюзии по поводу собственного места в этом цеху и поубавились амбиции. В работе над «Майором» все чувствовали себя гораздо свободнее, чем на «Жить», в том числе оператор, артисты, продюсер, и по драматургии она проще. В «Жить» было желание собрать все смыслы воедино, всем понравиться, всех заинтересовать… А сидеть на двух стульях оказалось не очень удобно. Алена Сычева: О чем фильм «Майор»: это история морального выбора? Юрий Быков: «Майор» – история морального выбора и, в то же время, кино про родоплеменные отношения, про устройство нашей действительности, разделение на кланы, на своих и чужих. Мы не придумывали никакой специальной философской подоплеки, несуществующих людей, а просто взяли действительность. В ней живые люди, которые просто живут. Тематика и выводы в картине достаточно жесткие, но сама подача естественная. Мне кажется, получилось самое главное: честный рассказ о системе взаимоотношений между людьми в этой стране. Алена Сычева: Какое впечатление, по Вашей задумке, должен произвести главный герой: он положительный или отрицательный? Юрий Быков: Мы старались произвести нестандартное впечатление от главного героя: человек, живущий вместе с нами в устоявшейся системе координат, делает неконструктивный выбор. Наш главный герой из-за своих, скажем так, атавизмов морали и нравственности стремится к справедливости, но теряется и уничтожает и своих, и чужих. Моральные ценности нежизнеспособны в той системе, в которой мы живем. Работает только система объединений по интересам. Мы получаем героя, который пытается совершить какие-то реабилитационные поступки, но в итоге его дезориентированность приводит к череде смертей. И именно в тот период, когда герой пытается вести себя максимально положительно, мы начинаем относиться к нему максимально отрицательно. Алена Сычева: Почему Вы остановились на названии фильма «Майор»? Юрий Быков: Слово «Майор» передает смысловую, социальную и человеческую нагрузку нашего персонажа. Он несет на себе бремя власти и некое бремя долга. Это человек сильный, волевой, способный идти наперекор общепринятому мнению, неординарная личность. Алена Сычева: Как Вы находите идеи для своих фильмов? Юрий Быков: Я особо не ищу оригинальных идей. Я смотрю, где сгущается общественное мнение, что является основной болевой точкой в настоящий момент. Когда закончилась работа над картиной «Жить», надо было что-то дальше писать, и вдруг майор Евсюков в супермаркете расстрелял людей. Я понял, что огромная волна социального недовольства, которая взорвалась в итоге – это и есть главная болевая точка страны: взаимоотношения человека и власти. Для меня не было сомнений или выбора – о чем писать, о чем снимать. Я понял, что про это надо делать фильм. И следующая моя картина, и та, которая пока только в планах – это все самое наболевшее. Думаю, мне их хватит лет на десять вперед, если, конечно, ситуация в России каким-то чудом не изменится. Алена Сычева: Что это за темы, герои, которые Вам так интересны? Юрий Быков: Человек, противостоящий деградации или сознательному демонтажу своей страны. Ускользающее, считанное время этой страны, которой, наверное, не так много осталось, как мы думаем. Есть более тонкие человеческие материи и сферы, но ничего более актуального, чем тема потери собственного государства, по-моему, нет. Алена Сычева: Тема актуальная, злободневная, важная, но Вы, действительно, считаете, что кино способно повлиять на ситуацию, изменить что-то к лучшему? Юрий Быков: Думаю, да, способно. Если бы картина, подобная «Майору» по тематике, вышла в широкий, рекламируемый прокат (чего, конечно, не будет), то поднялась бы волна социального недовольства. Все изменения происходят от эффекта зеркала: мы можем сколько угодно творить безобразия, но когда увидим себя со стороны, то сразу понимаем, что так жить нельзя. И этим зеркалом является телевидение, кино; литература – в меньшей степени, к сожалению, потому что люди мало читают. Кино как раз могло бы стать таким зеркалом. Может быть совокупность кинопроката, телепроката и профессиональной оценки могла бы поднять волну. Я занимаюсь социальной тематикой, потому что где-то в глубине души верю, что со временем это приобретет эффект снежного кома, и я смогу снять картину и остросоциальную, и широкомасштабную по продвижению. Алена Сычева: Сценарий для фильма «Майор» Вы писали сами, в одиночестве? Юрий Быков: Да, к сожалению… Алена Сычева: Все-таки, «к сожалению»! Значит, Вы хотели бы поработать с профессиональным драматургом? Юрий Быков: Да, конечно. Дело в том, что настоящих художников (это я говорю без иронии), мало интересует социальная тематика. Художник комфортнее чувствует себя в абстрактом, вневременном контексте. Задача художника – максимально колоритно изобразить ту действительность, которую он творит. А я свою задачу вижу в пробуждении человеческой реакции на ту проблему, которая меня самого волнует. И в этом смысле современная российская критика относится ко мне достаточно скептически. Больше приветствуются те люди, которые занимаются чистым искусством, не имеющим претензий на социальную огласку. Алена Сычева: Вы сработались с Алексеем Учителем и планируете продолжать работу с ним? Юрий Быков: Да, мы с Алексеем Учителем уже договорились о съемках новой картины, более масштабной, чем «Майор». Она будет сниматься в следующем году. У нас есть четкое взаимопонимание по поводу целевой аудитории и его картин, и моих. Мы с ним достаточно похожи и нашли единомышленников друг в друге. Мы будем продолжать работать в творческом тандеме, по крайней мере, еще некоторое время. Я не представляю, с кем бы из продюсеров я мог сделать картину, подобную «Майору». Могу сказать честно: проекты «Майор» и «Жить» предлагались разным продюсерам, но они к ним отнеслись достаточно скептически. Наши продюсеры больше любят работать либо с абсолютно коммерческим кино, которое приносит выгоду, либо с фестивальным. Алексей Учитель считает, что драматическое кино от фестивального разительно отличается, и сам хочет заниматься и меня настраивает именно на драматическое кино, которое мы отделяем не от фестивалей, но от принятого понятия артхауса. Алена Сычева: Бюджет фильма «Майор», вероятно, был небольшим? Юрий Быков: Мы себя чувствовали достаточно спокойно, потому что современные технологии позволяют делать чудеса. Многие из наших маститых продюсеров не понимают радикального обновления современных съемочных и монтажно-тонировочных технологий. Зачастую техническая часть создания драматической картины на современной фактуре стремится к нулю. Бюджет тратится больше на артистов, на гонорары, на комфортные условия производства. Я смонтировал картину за один раз: после первого варианта не было ни одной поправки. Конечно, мы снимали длинными кусками: сцена-кусок, кадр в несколько минут, но все равно. Озвучание и монтаж стоит денег, а что касается съемочного периода – из моды вышли приспособления, которые дистанцируют от нас реальность, дают сказочные, неправдоподобные кадры. Точка зрения человека и реалистичность – это сильный тренд. Технические новшества применяются в коммерческом, развлекательном кино. Алена Сычева: А в Вашем фильме все строится на игре актеров, а не на зрелищности, красивой картинке? Юрий Быков: Да-да, чем достовернее работают оператор и артисты, тем достовернее получается сама картинка. Алена Сычева: Вы свели к минимуму визуальную выразительность, не использовали короткий монтаж, острые ракурсы? Юрий Быков: Да, мы очень редко использовали короткий монтаж. В основном создавали эффект присутствия репортажным способом съемки, но привнесли в него свои хитрости. Мне, например, не очень комфортно смотреть картину, когда камера постоянно трясется. Я давал оператору установки стадикамить, чтобы уравновешивалась композиция, не дергалась картинка. И еще мы немного стабилизировали камеру на постпродашн. Получилась живая, дышащая картинка, и при этом я думаю, мы смогли достичь эффекта присутствия. Алена Сычева: Много ли в фильме звучит музыки? Юрий Быков: Музыки в картине много. Это не контршумы, специальные диссонансные или ассоциативные звуки, а конкретная мелодическая, мотивная музыка, которая достаточно плотно распределена по картине. Мы показывали фильм отборщикам Берлинского фестиваля без музыки, а потом все согласились, что музыка органично вписалась. Это редкий случай: в «Жить» я поставил буквально три ноктюрна, а в «Майоре» мне показалось, что без музыки смотреть сложнее, а мы делали ставку на зрительское кино, делали картину внятной для зрителя, и я не хотел нагружать ее лишними беззвучием. Алена Сычева: И в картине «Жить», и в «Майоре» главную роль исполнил Денис Шведов: почему Вы снова остановились на его кандидатуре? Юрий Быков: Не буду перехваливать Дениса Шведова, у него есть свой диапазон, но он воплощает мое альтер эго. Это сильный человек, живущий в современной России. Он сломается в последнюю очередь, и в каждой картине я его ломаю. Тема сильного человека, который олицетворяет собой Россию, но который ломается – для меня болевая точка. Алена Сычева: А Вы сами совсем отказались от актерской профессии? Юрий Быков: Я практически не рассматриваю предложения со стороны, потому что мне не очень интересно сниматься. Потом, я понимаю, как трудно режиссеру работать с актером-режиссером. Тут и субординация, и дистанция, и понимание профессии совершенно другое. В своей последней картине я сыграл одну из главных ролей. Мне кажется, получилось достойно. Алена Сычева: Как же и почему Вы решились сами исполнить крупную роль в своем фильме? Юрий Быков: Артисты, которым я предлагал эту роль, сказали, что «таких уродов не играют». И я им ответил: «Нет, я докажу, что играют, и это будет самый положительный персонаж в картине». Так оно и получилось. Алена Сычева: Хотели бы Вы продолжать играть роли в своих фильмах? Юрий Быков: Пока не знаю. Следующая картина, скорее всего, будет делаться без моего актерского участия. Я вам больше скажу: в следующей картине, наверное, и у Шведова не будет большой роли, будет эпизод и нам придется искать какого-то нового человека, который устроит и Учителя, и меня. Алена Сычева: Как Вы оцениваете эффективность «Кинотавра»? Юрий Быков: По максимальной шкале: все связи, выходы, знаковые встречи, дальнейшие завязки по работе – все оттуда. Иногда поговаривают, что фестиваль будет уменьшаться, сокращаться – для меня это будет колоссальная трагедия, потому что «Кинотавтр» — это моя Альма-матер. Пока это единственная точка пересечения всех наших кинематографистов.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.