Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > История кино

История кино

 Орсона Уэллса не раз называли человеком-легендой и сравнивали с титанами Возрождения. Режиссер, актер, сценарист и писатель, он родился в 1915 году в семье изобретателя и пианистки. Уже в 2 года он пытался играть на музыкальных инструментах, а в 10 лет возглавил школьный театр, где был абсолютным автором: актером, режиссером, декоратором и даже драматургом. Увлечение живописью привело Орсона в Европу, где в 1931 году он дебютировал на профессиональной сцене одного из ирландских театров. Чуть позже он переехал в Испанию, где несколько раз выступал на арене как… тореро, не раз вызывая восхищение публики своей храбростью. Вернувшись в Америку в 1934 году, Орсон Уэллс снова стал работать в театре, а потом — и на радио. В том же году, скорее для развлечения, чем для каких-либо серьезных целей, он снял свой первый короткометражный фильм «Сердце века». Успех пришел к Орсону в 1938 году, когда он выпустил в эфир сенсационную радиопостановку по роману своего однофамильца Герберта Уэллса «Война миров». Говорят, что она получилась настолько убедительной, что вызвала настоящую панику (что, впрочем, было не столь уж удивительно: планета находилась накануне второй мировой войны)… Театральные и радиоуспехи Орсона Уэллса позволили ему в начале 1940-х заключить выгодный контракт на постановку полнометражного фильма «Гражданин Кейн». Это была драматическая история жизни человека, который создал самого себя — добился богатства, любви красивых женщин, власти, но в итоге потерпел сокрушительное поражение. Главную роль в фильме сыграл сам Уэллс — темпераментно, мощно, с поразительной для его возраста способностью «проживать» на экране десятилетия: от юности до преклонных лет… Фильм отличался достаточно сложной композицией, основанной на ретроспекциях и интервью с людьми, вспоминавшими о карьере Кейна, и изысканностью изобразительного ряда (оператор Грег Толанд). К сожалению, следующая работа Орсона Уэллса, «Великолепные Эмберсоны», была варварски сокращена продюсерами, которые отстранили режиссера от окончательного монтажа. Лишь в 1946 году Орсон Уэллс смог закончить психологический детектив «Чужестранец», рассказывающий о нацистском преступнике, скрывающемся в Америке. В этой роли Уэллс сделал талантливый набросок к своей будущей веренице демонических персонажей, похожих на коварных сказочных людоедов (кстати, в 1972 году он с блеском сыграет своего рода Синюю Бороду в осовремененной сказке Клода Шаброля «Чудовищная декада»). Спустя 2 года вместе со своей тогдашней женой, кинозвездой Ритой Хэйворт, Орсон Уэллс сыграл в гангстерской драме «Леди из Шанхая». Финальная сцена этого фильма, снятая в комнате кривых зеркал, способна восхитить самого искушенного зрителя даже сегодня. Отточенная режиссура, виртуозный монтаж, превосходный саспенс… Словом, талант Орсона Уэллса мог превратить в высокое искусство самую заурядную криминальную фабулу… После шумного фестивального успеха двух шекспировских экранизаций («Макбет» и «Отелло») Орсон Уэллс поставил по собственному сценарию фильм «Мистер Аркадин». «Аркадин — представитель европейского мира, — говорил о своем герое Орсон Уэллс. — Он мог бы быть греком, русским, грузином, как если бы он приехал из совершенно диких мест и обосновался посреди старой европейской цивилизации, используя в своих корыстных целях энергию и смекалку варвара. Он — варвар, которому удалось завоевать Рим. Он восхитителен, возмутительна только мораль Аркадина. Это смелый и страстный человек, а я считаю, что страстного человека нельзя ненавидеть…» Двух героев Орсона Уэллса, Кейна и Аркадина, объединяла неистовая страсть, желание стать властелином мира. И, быть может, столь же страстным было желание Орсона Уэллса стать самым великим мастером кинематографа… Увы, его все чаще преследовали неудачи. Почти 20 лет Уэллс потратил на то, чтобы поставить «Дон-Кихота», но так и не смог завершить съемки из-за хронического отсутствия денег. Три года ушло у него на экранизацию романа Ч.Уильямса «Мертвый штиль» (в 1980-х годах это произведение было экранизировано австралийским режиссером Филиппом Нойсом), еще три — на съемки «Обратной стороны ветра»… А сколько было замыслов, планов, неосуществленных сценариев. Чтобы заработать деньги для собственных постановок (в частности, для «Дон-Кихота»), Орсон Уэллс нередко соглашался играть роли в лентах второразрядных режиссеров, но и это не помогало ему выбраться из замкнутого круга… После постановки детектива «Печать зла с Чарлтоном Хестоном в главной роли Орсон Уэллс экранизирует знаменитый роман Франца Кафки «Процесс», а в середине 1960-хогправляется в Испанию, чтобы вновь обратиться к Шекспиру. Его «Полуночные колокола» («Фальстаф») стали украшением Каннского фестиваля, жюри которого присудило режиссеру почетный приз. К сожалению, за оставшиеся 20 лет жизни Уэллс смог завершить только три картины («Бессмертная история», «Ф, как фальшивка» и «Снимая «Отелло»). В октябре 1985 года выдающийся мастер скончался от сердечного приступа, оставив нам свои фильмы, сценарии, статьи, интервью…


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.