Как проехать по Дороге жизни
С приходом нового руководства на киностудии Ленфильм стали происходить изменения, направленные на реорганизацию студии. Сейчас здесь уже вовсю бурлит жизнь. Так, ленфильмовские мастера изготовили две машины – «полуторки» для съемок четырехсерийного фильма «Ладога – дорога жизни» (реж. Александр Велединский, производство «Мармот-фильм»). Из остатков двух старых полуторок за 1,5 месяца мастера Участка игрового транспорта восстановили те самые грузовые машины, которые спасали Ленинград в годы блокады, доставляя продовольствие по льду Ладожского озера. На одной из машин удалось реанимировать оригинальный мотор, на вторую поставили двигатель и коробку передач от совсем другого автомобиля. Пришлось изготовить новые крылья. Теперь обе модели работают идеально. Проверку они прошли в самых экстремальных условиях: съемки длятся больше месяца на льду Ладожского озера, где температура куда ниже, чем в городе. На двадцатиградусном морозе ленфильмовские полуторки заводятся без подогрева, сами доезжают до съемочной площадки, затерянной в ледяной пустыне, двигаются в кадре. «Я не верю, что водители в блокаду ездили по дороге жизни с открытыми дверями, — рассказывает начальник Участка игрового транспорта Сергей Григорьев, руководивший сборкой машин и сопровождающий их на съемках. – Двери должны были быть открытыми из соображений безопасности, — если машина провалится под лед, из нее больше шансов выбраться. Но здесь настолько холодно, что я бы точно закрывал дверь и ни о чем не думал». Сергею довелось не только сопровождать машины, но и сниматься вместе с ними, а также прятаться в кабине и лежа «рулить», если кто-то из артистов, находящихся в водительском кресле, самостоятельно не справлялся с управлением. Машины играют в фильме главную роль практически наравне с замечательными артистами (Андрей Мерзликин, Ксения Раппопорт, Юрий Кузнецов). Сюжет рассказывает историю водителя такой полуторки и влюбленной в него барышни, которая тоже становится водителем на Дороге жизни. В одной сцене грузовик с людьми в кузове проваливается под лёд. Это не настоящая полуторка, а макет, который приводят в движение, потянув за трос. Машина падает в воду, где притаился водолаз. Каскадеры некоторое время плещутся в ледяной воде, а после команды «Стоп! Снято!» водолаз помогает вытащить модель из проруби.