Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Пресс

Пресс

 Польский культурный центр в Москве Государственный центральный музей кино Общественный центр Восточного округа «Моссовет» при поддержке Национальной фильмотеки в Варшаве Госфильмофонда России «Навылет. Краткая история Польского кино в 10 сеансах» 21-31 марта 2013 года Малый зал Общественного центра Восточного округа «Моссовет» Москва, Преображенская площадь, 12 (м. «Преображенская площадь») Тел.: +7 495 963 03 22 Предлагаемая вашему вниманию ретроспектива польского кино построена по простому принципу – каждое десятилетие представлено, как правило, одной картиной, начиная с коротких немых фильмов 10-х гг. XX века и заканчивая кинолентой, снятой уже в XXI веке. При составлении программы нам было важно представить фильмы достаточно известные, значительные, но в то же время не самые громкие, порой незаслуженно забытые. Именно поэтому здесь нет ни «Пепла и алмаза» Вайды, ни «Защитных цветов» Занусси. Объять необъятное невозможно, но мы надеемся, что выбранные картины, каждая по-своему, ярко и максимально полно характеризуют не только особенности польской кинематографии в каждое конкретное десятилетие, но также и состояние общества, настроения художников и зрителей, то есть нас с вами. 1910-е «Меир Езофович / Meir Ezofowicz» 1911 – 20 мин. – ч/б, немой Режиссёр: Юзеф Остоя-Сульницкий Сценарий: Юзеф Остоя-Сульницкий (по одноименному роману Элизы Ожешко) Оператор: Ян Скарбек-Мальчевский В ролях: Мария Дулемба, Владислав Грабовский, Виктор Каминьский Первая экранизация производства крупнейшей польской киностудии эпохи немого кино «Сфинкс», а точнее, иллюстрация, эксплуатировавшая мотивы первоисточника, связанные с ассимиляцией обитателей еврейского местечка в Польше. «Бестия / Bestia» 1917 – 50 мин. – ч/б, немой Режиссёр: Александр Херц Оператор: Виталис Корсак-Гологовский В ролях: Пола Негри, Мария Дулемба, Витольд Кунцевич, Ян Павловский Самый старый сохранившийся фильм с участием звезды немого кино Полы Негри. Вскоре после съемок этой типичной салонной драмы Негри навсегда покинула родину. «Для тебя, Польша / Dla Ciebie, Polsko» 1920 – 32 мин. (сохранившиеся фрагменты) – ч/б, немой Режиссёр: Антоний Беднарчик Сценарий: Мариан Юзефович Оператор: Станислав Себель В ролях: Антоний Ружаньский, Хенрик Рыдзевский, Станислав Ясеньский, Ядвига Долива Фильм был снят еще во время советско-польской войны и открыл серию патриотических картин, характеризующихся прямолинейностью пропаганды, однозначностью оценок и выводов. Действие происходит зимой и весной 1919 года на северо-восточных территориях бывшей Речи Посполитой, куда вторгаются отряды Красной Армии. Также будут показаны два хроникальных фильма: «Краков. Торжества в 500-ю годовщину Грюнвальдской битвы / Kraków. Obchody 500 rocznicy bitwy pod Grunwaldem» (1910 – 1 мин.) и «Краков отмечает столетие со дня смерти князя Юзефа Понятовского / Obchód w Krakowie w 100. rocznicę śmierci ks. Józefa Poniatowskiego» (1913 – 3 мин.). 1920-е «Сильный человек / Mocny człowiek» 1929 – 78 мин. – ч/б, немой Режиссёр: Хенрик Шаро Эта картина, сделанная в преддверии эпохи звукового кино, вошла в историю польского кинематографа как одна из наиболее совершенных немых лент. Рассказ о своего рода сверхчеловеке, его моральном падении и попытке возрождения, безусловно, отмечен влиянием немецкого экспрессионизма, но также и русской школы – главную роль исполнил замечательный актёр МХТ Григорий Хмара, тогда уже живший в Германии. Нельзя не отметить, что Шаро считал себя учеником Мейерхольда, который экранизировал «Сильного человека» еще в 1916 году. Однако этот фильм, увы, не сохранился, поэтому трудно делать какие-либо выводы о том, повлияла ли на Шаро мейерхольдовская экранизация романа Пшибышевского. 1930-е «Молодой лес / Młody las» 1934 – 71 мин. – ч/б Режиссёр: Юзеф Лейтес Центральное произведение важнейшего польского режиссера 1930-х Юзефа Лейтеса, специализировавшегося на реалистических картинах с психологической подоплекой. «Молодой лес» рассказывает о бунте школьной молодёжи против учителей, проводивших русификацию, но также показывает единение поляков и русских в борьбе с царизмом во время революции 1905 года. В роли профессора Пакотина выступил знаменитый Казимеж Юноша-Стемповский, а в образе отца главного героя Стефана на экране можно увидеть великого польского актера Стефана Ярача. 1940-е «Граничная улица / Ulica Graniczna» 1948 – 115 мин. – ч/б Режиссёр: Александр Форд Одна из самых значительных польских картин первого послевоенного десятилетия, поставленная совместно с пражской киностудией «Баррандов». Александру Форду удалось с максимальной для тех лет смелостью показать жизнь варшавского гетто и восстание в нем весной 1943 года, но, наверное, самое главное – передать всю сложность отношений между поляками и евреями на примере жителей одного дома, стоящего на границе гетто. В сущности, Форд открыл эту тему для мирового кинематографа. Картина получила Золотую медаль на Венецианском кинофестивале. 1950-е «Настоящий конец большой войны / Prawdziwy koniec wielkiej wojny» 1957 – 85 мин. – ч/б Режиссёр: Ежи Кавалерович Психологическая драма о том, как война уничтожает психику людей, продолжает изнутри разрушать их жизнь и послеподписания мирных договоров. Роза и Юлиуш поженились незадолго до начала войны и были очень красивой парой. Во время войны Юлиуш попадает в концлагерь. Не получая вестей от мужа и потеряв всякую надежду на его возвращение, Роза пытается начать новую жизнь… В этом фильме впервые в истории польского кино в качестве смыслообразующего выразительного средства была использована субъективная камера. 1960-е «Особые приметы / Rysopis» 1964 – 71 мин. – ч/б Режиссёр: Ежи Сколимовский Дипломная работа Ежи Сколимовского, смонтированная из нескольких учебных этюдов, снятых в Лодзинской киношколе, стала абсолютной сенсацией общеевропейского масштаба. С одной стороны, Сколимовский предложил здесь авторскую модель польского кино, повернув его эстетику к «новой волне», а с другой – несмотря на кажущуюся внешнюю скромность, создал «духовную биографию поколения» (по выражению исследовательницы М. Янкун-Допарт), которое вступало в жизнь в середине 1960-х. Сколимовский выступил не только сценаристом, художником и режиссёром, но также сыграл главную роль, что, несомненно, придало картине особое, личное измерение. «Слоёный пирог / Przekładaniec» 1968 – 35 мин. – ч/б Режиссёр: Анджей Вайда Этот короткий телевизионный фильм стоит особняком в творчестве Вайды, поскольку представляет собой гротескную «комедию в стиле поп-арт» (по определению киноведа Т. Любельского). Автор сценария «Слоёного пирога», главный польский фантаст Станислав Лем, кажется, в некотором смысле даже пародирует научную фантастику. Впрочем, возможно, это ощущение возникает потому, что сегодня трансплантология уже не является чем-то сверхъестественным… 1970-е «Навылет / Nawylot» 1972 – 70 мин. – ч/б Режиссёр: Гжегож Круликевич Сценарий: Гжегож Круликевич Оператор: Богдан Дзиворский В ролях: Франчишек Тшечак, Анна Неборовская, Ирена Ладось, Ежи Блок, Люцина Винницкая, Ежи Штур Полнометражный дебют Гжегожа Круликевича – самого последовательного в истории польского кино экспериментатора и теоретика, автора теории «закадрового кинематографического пространства». Основанный на реальных событиях фильм повествует о жестоком и хладнокровном убийстве, совершённом молодой супружеской парой в 1930-е гг. в Польше. Круликевич облекает эту историю в ярчайшую форму: невероятные ракурсы, «нелогичные» композиции кадров, практически полное отсутствие слов и эксперименты со звуком. А за всем этим – проникнутая отчаянием, безысходностью и в то же время пафосом жертвенности картина. «Навылет» вызвал восхищение критики и возмущение зрителей – и до сих пор становится предметом жарких дискуссий. 1980-е «Мать Королей / Matka Królów» 1982 – 127 мин. – ч/б Режиссёр: Януш Заорский Сценарий: Януш Заорский (по одноименному роману Казимежа Брандыса) Операторы: Эдвард Клосиньский, Витольд Адамек В ролях: Магда Тереса Вуйчик, Збигнев Запасевич, Франчишек Печка, Богуслав Линда, Адам Ференци, Ежи Треля, Ежи Штур Замысел «Матери Королей» – одного из лучших фильмов о сталинизме – возник у Януша Заорского еще в начале 1970-х, но только в 1981 году, в эпоху «Солидарности», сценарий был допущен к производству в легендарном кинообъединении «X» под руководством Вайды. Съемки завершились уже во время военного положения, поэтому официальная премьера состоялась лишь в 1987 году, а в 1988 году картина удостоилась «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале. Действие этой семейной саги начинается в Варшаве начала 1930-х, когда овдовевшая Луция Круль (это слово в польском означает «король») переезжает с сыновьями в полуподвальную квартиру и знакомится с соседом-коммунистом Виктором Левеном… 1990-е «Псы / Psy» 1992 – 104 мин. – цв. Режиссёр: Владислав Пасиковский «Псы» стали своеобразным символом польского кино первого десятилетия после 1989 года. Эта картина сразу после появления вызвала неоднозначные оценки: в ней открыто и жестко был поставлен диагноз обществу – потерянному, неприкаянному, отчаявшемуся. Днем бывших сотрудников Службы безопасности переквалифицируют в полицейских, а по ночам они жгут на городской свалке документы, содержащие подробности их деятельности еще в «ту» эпоху. Тем временем начинается новое противостояние… Мастерски используя схемы американского криминального кино, Владислав Пасиковский с легкостью завоевал сердца польских зрителей, а Вайда сказал о нем: «Этот режиссёр знает о нашей публике что-то, чего я не знаю!» 2000-е «Двойной портрет / Portret podwójny» 2001 – 109 мин. – цв. Режиссёр: Мариуш Фронт Эта картина создавалась на протяжении нескольких лет и формально была закончена в 2000 году, однако в прокат вышла в 2001-м – таким образом, «закрыв» эпоху 1990-х и,в то же время, обозначив наступление нового этапа. Воспользовавшись собственным опытом в области документалистики и отталкиваясь от датской «Догмы», режиссер создал тонкую и печальную историю, словно сотканную из кусочков повседневности. Главные герои — выпускник режиссёрского факультета киношколы и начинающая актриса – приезжают в Варшаву в надежде реализовать творческие и личные планы, устроить жизнь так, как им хочется. Однако найти свое место во «взрослом» мире оказывается намного сложнее, чем они представляли. Мариуш Фронт был награжден призом жюри Национального кинофестиваля в Гдыне «За поиск новых форм выразительности», а также призом молодежного жюри, однако с тех пор, увы, не сделал ни одного фильма. Ссылки по теме: «Панорама немецкой анимации» Музей кино — в марте


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.