Вы находитесь здесь: Главная > Обзоры > Рецензия фильмаЛюбовь (2012)

Рецензия фильмаЛюбовь (2012)

 История того, как я посмотрел фильм «Любовь» режиссера Михаэля Ханеке, заслуживает внимания. Однажды вечером со мной связался товарищ майор. «Что ты думаешь о знаменитом фильме «Любовь»? Наш гуманитарный отдел это очень интересует», — сказал он. «Пока не смотрел, тащмайор, — сказал я. — Разрешите исполнять?» «Разрешаю», — сказали на той стороне и отключились. Вот так я и посмотрел фильм «Любовь». Фильм этот, надо сказать, имеет свою историю. На 65-м Каннском фестивале он получил «Золотую пальмовую ветвь», а также «Оскар» как лучший иностранный фильм. Также он был удостоен премии Европейской киноакадемии, отмечен Кругом киноакадемиков Нью-Йорка, Национальным советом кинокритиков США и еще десятком профильных организаций. В главных ролях там снялись Жан-Луи Трентиньян (номинация на премию «Сезар» за лучшую мужскую роль) и Эммануэль Рива (номинация на премию «Оскар» за лучшую женскую роль). О чем же, собственно, этот легендарный фильм? Сюжет прост. Живет себе в Париже престарелая супружеская пара — Анна и Жорж. Анну внезапно парализует, она прикована к постели, речь и разум постепенно пропадают. Жорж трогательно ухаживает за слабеющей женой, но не в силах вынести зрелища того, как из любимой уходит жизнь, он душит Анну подушкой, после чего умирает сам. Опустевшую квартиру планирует за хорошие деньги продать дочь Ева, примчавшись для этого из-за границы. Что в данном фильме интересно? Не то, что события его в целом повторяют сюжет «Старосветских помещиков» (престарелая любящая пара настолько не мыслит жизни порознь, что даже в смерти своей старики заботятся друг о друге, а наследие их впоследствии проматывают предприимчивые родичи – это сюжет какого произведения?). И даже не то, что простая, в общем, картина удостоилась такого дождя премий и призов. Показательно тут нечто другое — вопрос типичности продемонстрированной ситуации. Чтобы пояснить, в чем именно она заключается, я на минуту отвлекусь. Примерно год назад буквально весь Интернет облетел видеоролик, на котором видно, как едущий в вагоне метро Киану Ривз уступает место пожилой женщине. В реакции Интернет-аудитории очень четко проявилась разница культур: у отечественных пользователей реакция преимущественно была «Ух ты, Нео ездит в метро!», в то время, как западные зрители были поражены самим поступком Ривза, мгновенно назвав его «потрясающим» и «джентльменским». Это немыслимая для нас реакция, поскольку для нашего общества уступить женщине место — (пока еще) норма, и «герой»-Киану тут в лучшем случае удостоился бы благодарного кивка. Аналогичное чувство недоумения я испытал и при просмотре фильма «Любовь», как многие уверяют, шедевра европейского кинематографа. Ну, да, Жорж ухаживает за парализованной супругой, кормит ее с ложечки и меняет подгузники. Да, когда становится тяжело, он нанимает сиделку и идет на серьезные денежные траты. Ну и что? Неужели многие из нас поступили бы иначе? Неужели многие сдали бы самого родного в мире человека в дом престарелых или в дешевую больницу? Снова отвлекусь — несколько лет назад с моей двоюродной бабушкой случилось примерно то же, что и с Анной в фильме. Длилось это состояние три года. Все три года за ней бессменно ухаживали ее дочь и две племянницы. Периодически подключались внуки, братья, племянники, зятья и прочие родственники. Временами было очень, очень тяжело. Но никому и в голову не приходило сказать «да ну хватит уже, елы-палы, сколько можно?» Да и как иначе? Это же родня. Родным надо помогать. Да и вообще нужно помогать тем, кто в беде. Зачем снимать про такое фильм? Неужто могло быть по-другому? Ответов для режиссера Михаэля Ханеке тут могло быть несколько. Он мог считать, что уход Жоржа за парализованной женой — обычное дело, и именно так и нужно поступать. В этом случае, не вполне ясно, зачем об этом рядовом, в сущности, поступке снимать двухчасовой фильм. Либо же режиссер полагал, что Жорж мог бы сдать Анну в дом престарелых и избавиться от всех хлопот, а его поступок, таким образом — нечто совершенно нехарактерное, и даже уникальное для людей Запада. В последнем случае, упомянутым людям срочно нужна обильная гуманитарная помощь. И я имею в виду не одеяла и термосы с горячим чаем, а скорее массированные уроки той самой любви, милосердия и человечности. Как раз работа для отдела товарища майора.

Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.