Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Виктор Буланкин: «У русских получится снимать хорроры, когда они будут основаны на исконно русском материале»

Виктор Буланкин: «У русских получится снимать хорроры, когда они будут основаны на исконно русском материале»

11.03.2016 13:45:00 27 марта 2016 года состоится торжественная церемония закрытия VI Российского международного кинофестиваля остросюжетного кино и хоррор-фильмов «Капля». Специально для ПрофиСинема президент смотра Виктор Буланкин рассказал об особенностях кинофорума, его актуальности для российского зрителя, конкурсной программе этого года и отличительных чертах российских фильмов жанра хоррор. Корреспондент: Как возникла идея создать фестиваль хоррор-фильмов? Виктор Буланкин: Я очень люблю посещать различные фестивали. Под впечатлением от очередного фестиваля авторского короткометражного кино «Арткино» Сергея Тютина семь лет назад возникла идея создать своё мероприятие. Я начал анализировать вакантные ниши и заметил, что в России практически не развиты фестивали жанрового кино. В основном, мероприятия градуируются по хронометражу (короткий или полный метр) или по национальному признаку (Фестиваль итальянского кино, Фестиваль индийского кино и прочее). А именно по признакам жанра практически нет. Тем более, никак не был представлен жанр хоррор-фильмов. Я люблю разное кино, однако ужасы — один из моих любимых жанров. Поскольку ниша оказалась вакантна, я решил посвятить фестиваль ему.  Корреспондент: Не было сомнений в том, что такой формат актуален для России? Виктор Буланкин: Этот формат актуален на все 100%. Достаточно сходить в кинотеатр на ужастик и увидеть, что зрителей, которым интересны хорроры, много. Другая сторона медали в том, что в России жанр не развит с точки зрения производства. Можно по пальцам пересчитать более-менее удачные отечественные фильмы ужасов. Даже если мы начнём приводить примеры, поймём, что это не хоррор в чистом виде, а скорее смешение жанров. Вспомним фильм «Юленька», который мы награждали на самом первом нашем фестивале. Это детектив с некоторыми трэшевыми хоррор-элементами в конце.  Корреспондент: Какие цели фестиваля? Виктор Буланкин: У нашего фестиваля две цели. Во-первых, поощрить российских прокатчиков за то, что они показывают в кинотеатрах качественные зарубежные хорроры. Во-вторых, призвать отечественных производителей снимать качественные российские фильмы ужасов. Отмечу, что в этом направлении есть развитие – за два-три года стали появляться относительно неплохие отечественные фильмы ужасов. Несмотря на то, что их все равно нельзя поставить на равных с фильмами Хичкока, с классикой итальянских хорроров, тем не менее, заметны первые удачные шаги, которые мы поощряем и вручаем за это награды. Корреспондент: «КАПЛЯ» в этом году проходит уже 6-й раз. Как мероприятие изменилось с 2010 года? Как удалось добиться того, что премия стала международной? Намного ли выросло количество заявок и стран-участников?  Виктор Буланкин: Изначально мероприятие просто называлось Кинопремия хоррор-фильмов, то есть, по сути, оно даже не было фестивалем. Фильмы конкурсной программы мы буквально выпрашивали у правообладателей, формируя небольшую ретроспективу картин разных лет и демонстрировали зрителям перед награждением. Изначально концепция фестиваля была схожа с премией «Жорж» — премией народного голосования, поощряющей российских прокатчиков. Единственное, в отличие от «Жоржа», мы могли себе позволить привезти иностранных звезд. Уже в первый год среди наших почётных гостей были: Костис Менделла, звезда серии триллеров «Пила», Ллойд Кауфман, основатель трэш-хоррор студии «Трома». На второй год мы привезли Джодель Ферланд, девочку, которая сыграла главные роли в фильмах «Сайлент Хилл» и «Страна приливов».  Впоследствии наш фестиваль официально вошел в Альянс международных фестивалей остросюжетного кино и был переименован в Российский международный фестиваль остросюжетного кино «Капля». Мы смогли расширить жанровый диапазон, добавив и фантастику, и боевики, и триллеры. При этом мы уже основали конкурсную фестивальную программу по приёму заявок. Теперь «Капля» представлена на таких сайтах, как withoutabox.com, filmfreeway.com, крупных площадках для приёма заявок на международные кинофестивали, наравне с ММКФ и Каннским фестивалем.  К 6-му году проведения фестиваля количество заявок многократно выросло – ежедневно поступает по несколько фильмов от режиссёров, правообладателей из самых разных стран: Европы, США, Японии, Китая и даже Нигерии и Индонезии, где, как мне казалось, отсутствует кинематограф, не говоря уже про хорроры. Количество заявок растёт, несмотря на платную основу участия.  Еще одно отличие фестиваля 2016 года от других лет — новая наградная статуэтка. Раньше награждали победителей игрушечным привидением. В этом году стали сотрудничать с крупной ювелирной компанией, которая делает короны для международных конкурсов красоты. Наша статуэтка теперь выглядит, как падающая капля крови на постаменте, и состоит из драгоценных и полудрагоценных материалов — обсидиан, платина и бриллианты. Себестоимость статуэтки — 3 тысячи евро.  Корреспондент: Как происходит отбор заявок? Виктор Буланкин: Оргкомитет отсматривает по трейлерам заявки, отбирая удачные в конкурсную программу. Жюри, состоящее из лауреатов прошлого года, смотрит фильмы в режиме онлайн. Каждый год жюри возглавляет Сильвия Перель, мексиканский режиссёр, которая несколько лет подряд была также почётным членом жюри Московского международного кинофестиваля, руководила мексиканской программой кино на ММКФ, а у себя на родине организует собственный фестиваль. Сама она большой поклонник жанра хоррор. Финальное решение по победителям именно за ней.  Корреспондент: Фестиваль длится почти два месяца. Расскажите, какие мероприятия проходят за это время. Из каких основных блоков состоит премия? Виктор Буланкин: В этом году показ конкурсной программы проходил с 1 по 5 февраля в кинотеатрах «Балтика» и «Мир искусства». Однако наш партнёр сеть кинотеатров «Каро» попросил расширить программу и показать фильмы также в кинотеатрах их сети, причем не только в Москве, но и в регионах. Таким образом, с этого года мы начинаем территориально расширять фестиваль. 5 февраля прошла пресс-конференция, в рамках которой создатели во главе с режиссёром Тихоном Корневымпрезентовали российский хоррор «Диггеры». Он выйдет в августе 2016 года. Актер Юрий Торсуев, которого мы знаем по роли Сергея Сыроежкина в «Приключениях Электроника», представил российский сериал «Пятницкий». А актёры Елена Антипова и Сергей Вершинин, сыгравшие в новом телевизионном триллере «Игры в темноте», рассказали о съемках в этом фильме ужасов.  На мероприятиях 26 и 27 марта в «Каро Vegas» в «Крокус-сити» Мякинино приедут уже иностранные гости. В этом году будет Брюс Кэмпбелл, звезда «Зловещих метрвецов» из сериала «Эш против зловещих мертвецов», Зак Галлиган, исполнитель главных ролей в фильмах «Музей восковых фигур» и «Гремлины», Буч Патрик, известный российским зрителям по роли в советском фильме «Генералы песчаных карьеров», и Сильвия Перель, председатель нашего жюри, которую мы хотим впервые очно представить зрителям. 26 марта все иностранные гости примут участие в звёздном мастер-классе в формате Q&A, который закончится автограф-сессией и премьерой нескольких короткометражных хорроров.  Также среди гостей будет итальянский режиссёр Андреа Марфори, который приезжает сюда специально для того, чтобы снимать российско-итальянский хоррор с рабочим названием «Атака советских зомби». 26 марта режиссёр снимет один из эпизодов будущего фильма с участием всех желающих зрителей в ролях оживших мертвецов.  Корреспондент: Что будет представлять собой церемония награждения победителей кинофестиваля? Виктор Буланкин: 27 марта пройдет церемония награждения, на которой мы объединим и российских, и иностранных гостей, а также кинопрокатчиков, молодых режиссёров, продюсеров, участвующих в конкурсной программе. Награждение проводим по 3-м категориям. Во-первых, призы получают руководители прокатных компаний за те блокбастеры, которые они выпустили на российский рынок в 2015 году. В течение полугода эти фильмы выбирали зрители, голосуя на сайте и в социальных сетях. Вторая категория имеет три номинации — «Лучший сценарий», «Лучший короткометражный фильм» и «Лучший полнометражный фильм». Третья категория — спецпремия за вклад в жанр хоррор для российских и иностранных звёзд.  Корреспондент: Будут ли особые сюрпризы для поклонников жанра хоррор? Виктор Буланкин: Да, по окончании церемонии награждения зрителей ждёт ещё один сюрприз. На фестивалях сейчас становится модно показывать нетривиальное неформатное кино. Мы решили тоже подойти оригинально к этому вопросу и связались с режиссёром Срджаном Спасоевичем, снявшим картину «Сербский фильм», запрещённую во многих странах мира. Картина содержит большое количество сцен насилия, но при этом она достаточно интересна в режиссёрском плане. Зрители, которые видели этот фильм, делятся на две категории. Одни после просмотра просто возненавидели этого режиссёра, другие остались под большим впечатлением от фильма. Это достаточно страшный и насыщенный интересными сюжетными поворотами хоррор. Мы покажем расширенную режиссёрскую версию, которая на 15 минут больше той, что можно сейчас найти в сети Интернет, и никогда нигде не показывалась. Кроме того, «Сербский фильм» в принципе никогда не появлялся в России на широком экране, а мы покажем его в IMAX.  Корреспондент: Не боитесь осуждения? Виктор Буланкин: Нет, ведь мы показываем этот фильм не для широкой аудитории, он не выходит в прокат. Это разовый ограниченный показ для участников церемонии награждения, на которую гости приходят по пригласительным. Мы ясно дали понять, анонсируя событие, что представляет из себя это кино, чтобы зрители шли на показ осознанно.  Корреспондент: С 2014 года «КАПЛЯ» активно занимается благотворительностью. Кому вы помогаете и почему это важно для вас?  Виктор Буланкин: Мы сотрудничали в разные годы с разными фондами — Фонд «Линия жизни», Фонд «Настенька» при онкологической клинике на Каширской. Многие фестивали проводятся для благотворительности, но «Капля» не является полностью благотворительным фестивалем, мы переводим лишь часть средств. Это важно и для нас, важно также для иностранных гостей, поскольку многие из них считают своим долгом участвовать в благотворительности и помогать детям.  Корреспондент: Какие в этом году фильмы собрали большее количество зрителей, пришедших посмотреть ленты из конкурсной программы? Виктор Буланкин: Посещаемость была хорошая. Хотя могу здесь посетовать, как и представитель любого другого фестиваля на то, что 90% публики, которая приходит на кинопоказы, — аккредитованная пресса и гости. По билетам ходят единицы, толпами — лишь на нетривиальные фильмы. Посещаемость коммерческого зрителя существенно упала в целом – на фестивальном уровне и на прокатном. Если, конечно, речь идет не о блокбастере с большим количеством спецэффектов.  Корреспондент: С чем это связано? Виктор Буланкин: Если кино артхаусное, фестивальное, интеллектуальное, то люди предпочитают скачивать его в интернете или, в лучшем случае, смотреть в онлайн-кинотеатрах. Однако посещаемостью показов «Капли» я доволен и рад, что растёт количество прессы, которую мы впервые с этого года аккредитовали на показы.  Корреспондент: Сколько в этом году было картин, представленных в конкурсной программе фестиваля? Виктор Буланкин: Фильмов было очень много: в общей сложности 45 короткометражных и полнометражных работ, которые попали в конкурсную часть. Очень разнообразное кино, много межжанровых фильмов — комедийный хоррор или романтический триллер, например. Могу отметить картину «Три» — дебютную режиссёрскую работу Павла Хвалеева, известного по музыкальным клипам, который получился в клиповой манере, яркий, красочный и очень интересный. Советую посмотреть. Фильм имеет высокие шансы на победу и лидирует в голосовании среди полнометражных работ.  Еще один участник — Святослав Подгаевский с фильмом «Пиковая дама: Черный обряд», который не так давно был в российском прокате. Режиссёр — ярый приверженец жанра хоррор. Это уже второй его фильм, а скоро будет и третий. Первый, «Владение 18″, участвовал в конкурсной программе «Капли» в прошлом году. Эти работы яркие, достаточно сильные и конкурентоспособные американскому кинематографу. Что немаловажно, Святослав Подгаевский основывает свои фильмы на российском фольклоре. Иностранные гости, которые к нам приезжали, все как один отмечали, что у русских получится снимать качественный хоррор, когда он будет основан на чем-то исконно русском — фольклоре, былинах, страшилках, предсказаниях, сказках.  Корреспондент: Какую оценку дадите конкурсным фильмам иностранных режиссеров? Виктор Буланкин: Из иностранных фильмов могу отметить итальянский хоррор House of Shadows («Дом теней»). Фильм снят в очень своеобразной манере постоянного осветления — на протяжении всего фильма в кадре очень много падающего света. Мой хороший друг, итальянский режиссёр и актёр Станко Мольнер рассказывал мне однажды, что хочет снять фильм не с затемнением, что стандартно для хоррора, а, наоборот, основанный на свете. Ярчайший свет, на который двигается фигура, — здесь, как и в темноте, ничего не видно, поэтому также возникает страх. В этом фильме я увидел некое олицетворение этой идеи. Из короткого метра могу отметить комедийный хоррор «Айрис» о том, как голосовой помощник помогает спрятать труп — очень оригинально. Корреспондент: В прошедшем году высокую оценку мировой прессы и деятелей киноиндустрии получил хоррор «Оно» (It follows), снятый в весьма нетипичной для жанра манере. На ваш взгляд, в современном кинематографе больше шансов завоевать любовь зрителя у представителей классики жанра или будущее скорее за смешением и новыми формами?  Виктор Буланкин: Да, этот фильм — один из 5 наших номинантов в категории «Лучший зарубежный хоррор». Я считаю, что жанр постоянно ищет новые формы и, действительно, «Оно» — одно из подтверждений этому.  Вспомним немного историю. Манера живой съёмки дёргающейся камерой, которая началась с «Ведьмы из Блэр», продолжилась в «Паранормальном явлении», а в России её попробовал Михаил Брашинский в фильме «Шопинг-тур». Создатели «Оно» также занимаются поиском новых ходов и способов, которые, возможно, найдут последователей. Вместе с тем никогда не уйдут такие классические вещи, как, например, хичкоковский саспенс.  Корреспондент: Согласны ли вы с тем, что жанр набирает обороты в нашей стране? Какие русские хорроры заслуживают внимания? В чем проблемы отечественных хоррормейкеров и какова, на ваш взгляд, судьба этого жанра в России?  Виктор Буланкин: Однозначно, набирает. Фильмы Святослава Подгаевского подтверждают эту теорию, хотя бы потому, что они выходят в широкий прокат. Одна из основных многолетних проблем, как я уже говорил, и как отмечают иностранцы, в том, что мы пытаемся копировать зарубежное кино. К примеру, в Норвегии появился качественный хоррор «Охотники на троллей», который возымел успех, потому что основан на их местных страшилках. Это интересно смотреть норвежцу, а нам интересно узнать, как там у них в Норвегии! Наш кинематограф должен придерживаться того же пути.



Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.