Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Дозорные

Дозорные

 2 января исполняется 120 лет со дня рождения Дзиги Вертова , великого кинорежиссера и теоретика документального кино, который верил, что создатель фильмов должен фиксировать «реальные события, а не вымысел, расчетливо созданный с определенной целью». Творческий путь Вертова связан с поисками новых способов съёмки и монтажа, новых методов организации снятого материала, которые позволили бы раскрыть действительность. По сути, Вертов открыл новый вид искусства, в котором кинодокументы получали художественно-образное истолкование. К большому сожалению, сегодня положение дел в документальном кино с художественной точки зрения хуже, чем 100 лет назад. В отличие от той же анимации, умеющей накрыться стеклянным колпаком и уйти в себя, неигровое кино впитывает в себя все социальные вирусы, на нем мгновенно отражаются те процессы и катаклизмы, которые происходят в обществе. Именно поэтому подводить итоги 2015 года российского неигрового кино психологически весьма трудно. Год был катастрофическим: кризис, не только и не столько экономический, сколько ментальный и эстетический, правил бал. И все-таки попробуем вспомнить, что у нас в этом году было и где еще теплится жизнь. Количество фильмов, созданных при господдержке В 2015 году бюджет Минкультуры был сокращен на 10%. Финансирование кино ведомство по кинематографии урезало на 600 млн. рублей. Значительно сократилась производство неигрового кино: еще год назад, в 2014-ом, при поддержке Министерства культуры было выпущено 383 документальных фильма, запущены в производство 242 картины, а общий объем финансирования неигрового кино составил более 500 млн. рублей. В 2015-ом фильмов, получивших господдержку, оказалось менее 200. Темы, на которые раскошеливался Минкульт Еще в конце 2014 года министр культуры заявил, что на государственную поддержку не стоит рассчитывать фильмам про «Рашку-говняшку», приравнивая к оным не только фильмы, обвиняющие российскую власть, а всю мало-мальски актуальную документалистику, обнажающую любые насущные проблемы. Неожиданно ненужными оказались и фильмы о культуре – самая большая статья для финансирования неигровиков в прошлом. В итоге деньги отпускались только на проекты со следующей тематикой: об истории успеха на производстве, в предпринимательской и общественной деятельности; о межнациональных отношениях; фильмы военно-исторической тематики; о противодействии экстремизму, терроризму, преступности и коррупции; проекты, приуроченные к Году литературы; о медицине и здоровье нации, а также дебютные картины. Всего 7 тем, при обычных 19-ти. Научно-популярное кино Не нашлось денег на финансирование и научно-популярного кино, и эта категория постепенно становится в России исчезающей. Главный шаг по искоренению науч-попа — разорение студии Центр Национального фильма, производившего за год порядка 12 картин научно-популярной тематики. Студия была расформирована решением свыше и присоединена к студии им. Горького, о возрождении которой ведутся нешуточные разговоры. Их пиар-служба обещает, что к 2020 году киностудия имени Горького станет «одной из самых передовых кинопредприятий страны» и лидером киноиндустрии. Помимо ЦНФ в концерн вошли питерский Леннаучфильм и московский Научно-исследовательский кинофотоинститут. Флаг в руки, как говорится, но начало очень нехорошее, раз ради возрождения одной непутевой компании нужно убить две другие, неплохо действующие. Кинотеатральный прокат документального кино, ПУ Высказалось министерство и на счет показа кино в эфире и кинотеатрах. По их распоряжению «фильмы, угрожающие национальному единству страны или же порочащие национальную культуру, не будут допущены к прокату». Взяв на себя задачу all control, министерство обязывает авторов фильмов получать прокатные удостоверения (ПУ), заплатив предварительно немаленькую сумму, собрав тонну бумаг и пройдя 30 кругов бюрократического ада. Даже для кинофестивального разового показа прокатные удостоверения не были отменены, хотя в начале года такие разговоры велись. Таким образом, если вы, талантливый автор из Читы или Челябинска, сняли за свои деньги любопытное кино про свою бабушку и хотите показать его на одном из российских кинофестивалей, вам нужно обзавестись юридическим лицом, приехать в Москву, получить для ленты удостоверение национального фильма , сдать копию фильма в государственный архив, оплатить госпошлину и подать документы на получение ПУ , молясь, чтобы фильм не вернули на доработку, углядев там порочащие государство вещи. Процедура трудоемкая, времязатратная, но иначе на большом экране вы кино показать не сможете. Даже один раз в местном киноклубе. Тем не менее, несколько хороших российских фильмов добралось до большого экрана — прежде всего, это биографические ленты или фильмы-портреты. В прокат вышли картины «Янковский » Аркадия Когана, «Сохрани мою речь навсегда » Романа Либерова, «На кончиках пальцев» Романа Супера, «Здорово и вечно » режиссеров Натальи Чумаковой и Анны Цирлиной (последний можно считать успешным — при бюджете в один миллион рублей у фильма кассовые сборы в размере 6 миллионов). Телевидение Документальное кино почти полностью исчезло из сетки федеральных каналов, на некоторых осталось место лишь кинопублицистике, в которой нет места живой эмоции. Под занавес года закрыта программа «Смотрим обсуждаем» на телеканале «Культура». Связано ли это решение, принятое руководством телеканала «Россия – Культура», с тем, что год назад в концерн ВГТРК вошел телеканал 24DOC, не известно. К сожалению, аудитория упомянутого телеканала очень мала и специфична. Зато некоторое количество шедевров мирового кинематографа можно посмотреть бесплатно на 24DOC-Online. Одной из главных телевизионных удач можно назвать документальный проект канала «Дождь» «Путешествие из Петербурга в Москву»Андрея Лошака. Интернет Интернет остается зоной относительной свободы, и часть авторов выкладывает произведение в открытый доступ бесплатно или за символическую плату. Выложены в открытый доступ фильмы «Волонтеры, игра с огнем «, «Аэропорт Донецк «, «Последняя поэма», а также лента «Варя » Алены Полуниной, о борьбе за прокатное удостоверение которой можно снять крутейшую драму. После случившегося создатели фильма приняли решение выложить его в открытый платный доступ на видеохостинге Vimeo, где все интересующиеся документальным кино могут его посмотреть за символическую оплату. Амедиатека открыла бесплатный доступ к ряду документальных фильмов, кроме того, хороший док можно смотреть в рамках проектов некоторых СМИ, устраивающих показы или даже целые онлайн-кинофестивали неигрового кино. Ближайший и один из самых заметных — фестиваль «Новой газеты». В этом году он проводится совместно с кинофестивалем «Артдокфест». «Новая газета» покажет кино с 3 по 15 января 2016 года. Каждая из картин будет доступна к просмотру с 0:00 до 23:59 (мск) по этой ссылке. Артдокфест Раз уж речь зашла об «Артдокфесте», он в этом году второй год проводится на частные деньги. Как признал министр культуры Владимир Мединский, отказ в финансировании обусловлен политической позицией президента фестиваля Виталия Манского. Прискорбно, что государственная поддержка культурных событий в нашей стране может быть оказана лишь в обмен на лояльность, однако лишившись финансирования, фестиваль не только не сдулся, а наоборот, вышел из берегов и второй год подряд проходил, помимо Москвы, в Санкт-Петербурге и Риге. Сумасшедший зрительский успех ему, кстати, обеспечили не только политические картины, а огромное количество честных и талантливых фильмов о религии и мировоззрении, литературе и искусстве, любви и взаимоотношениях, о мире и войнах. «Артдокфест» аккумулирует в программе лучшие фильмы года — в первую очередь российские и на русском языке. Докер Скромный, но симпатичный новорожденный кинофестиваль «Докер», полностью проведенный за счет средств, собранных с помощью краундфандинга, — еще один из немногих очагов, поддерживающих жизнь неигровой индустрии в этом году. Фестиваль прошел в Москве в два этапа – конкурсные фильмы из разных стран показывали зрителям и жюри в мае, а в октябре еще раз можно было посмотреть фильмы-победители — уже без жюри, зато в присутствии авторов. Также в 2015 году заработал проект Докер-онлайн. Кинофестиваль «Россия» Обратная сторона Луны – ситуация на кинофестивале «Россия»: на пост президента вернулся заместитель председателя Союза кинематографистов России Клим Лаврентьев , занимавший этот пост до 2004 года. Тогда Лаврентьев ушел, не согласившись с решением жюри вручить главный приз фильму Павла Костомарова и Антуана Каттена «Мирная жизнь». Картина о попытке двух чеченцев, сбежавших от войны, начать новую жизнь в России рассказывала об ужасном быте российских селян, постоянном пьянстве и была насыщена ненормативной лексикой. Лаврентьев заявил, что в кино должна побеждать красота, а картина «Мирная жизнь» показывает «не ту Россию, которую ему хотелось бы видеть». Спустя 11 лет Клим Лаврентьев согласился вернуться на пост президента фестиваля при условии, что на нем больше не будет фильмов, «порочащих Россию». Кино, не порочащее Россию На официальной сцене наблюдается данс-макабр под аккомпанемент песни «броня крепка и танки наши быстры». Не фигурально: на уже упомянутом выше фестивале «Россия» специальном призом жюри был награжден фильм «Танки. Уральский характер» Дмитрия Рогозина о развитии промышленности в Нижнем Тагиле на базе «Уралвагонзавода», а также о новейших моделях боевой техники, выпускаемой на заводе. «Героический труд и великий талант людей, трудившихся здесь, позволили России остаться танковой супердержавой», — отмечается в синопсисе картины, которая не оставила равнодушными членов жюри. Вот такой официальный образец документального кино, востребованного, увы, не только государственным аппаратом, но и людьми, которые ему рукоплещут. Противопоставить такому положению дел можно многое: фильмы студии Марины Разбежкиной и ее же школы документального кино, выпускающей уникальных режиссеров-дебютантов с налаженным кинозрением; поутративший пыл, но все еще существующий проект «Реальность»; студентов Московской школы нового кино; студии, собирающие деньги по крупицам и умудряющиеся рассказывать интересные живые истории. Но фактически мы наблюдаем финальную стадию того, как целый вид искусства — документальное кино — уходит в подполье, начинает жить по законам самиздата. Документалисты вступают в 2016 год, объявленный годом кино, без иллюзий на скорое возрождение индустрии, уповая лишь на самих себя.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.