Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > История кино

История кино

 Вместе с Софи Лорен, Моникой Витти, Клаудией Кардинале, Джиной Лоллобриджидой и Орнеллой Мути Стефания Сандрелли, несомненно, занимает самое высокое место на Олимпе не только итальянского, но и европейского экрана. Она снимается уже несколько десятков лет, сыграла около 80-ти ролей — в психологических драмах, мелодрамах, комедиях, детективах. У нее двое детей, но нет мужа. У нее сложный характер, однако, знаменитые режиссеры превыше всего ценят ее яркий природный артистический талант, который, по-видимому, передался ее дочери Аманде, тоже ставшей киноактрисой. Стефания Сандрелли родилась летом 1946 года в приморском городе Виареджо. Родители отдали ее в коммерческое училище, где она с удовольствием участвовала в любительских спектаклях. Стефания могла часами танцевать и проводить время на пляже. Как и многие девушки из провинции, она мечтала увидеть «большой мир», и поэтому охотно согласилась стать фотомоделью. После победы на местном конкурсе красоты Стефанию пригласили сниматься в кино. Пятнадцатилетняя актриса не затерялась среди сотен очаровательных статисток, которыми всегда славился итальянский кинематограф. В «Фашистском вожаке» Лючано Сальче ее партнером был Уго Тоньяции (1922-1990). А в сатирической комедии Пьетро Джерми «Развод по-итальянски» — Марчелло Мастроянии. Пожалуй, именно тогда о Стефании заговорили как о восходящей звезде. Она сыграла свою роль с лукавым изяществом молодости. И в финале этого блистательного фильма зрители понимали, что нашла коса на камень: ловелас барон Фефе (М.Мастроянни) отправив на тот свет свою жену и женившись на юной Анджеле, сам становится рогоносцем… Разводы в Италии были в ту пору запрещены законом, и фильм воспринимался необычайно остро. Пожалуй, именно тогда о Стефании заговорили как о восходящей звезде. Она сыграла свою роль с лукавым изяществом молодости. И в финале этого блистательного фильма зрители понимали, что нашла коса на камень: ловелас барон Фефе (М.Мастроянни) отправив на тот свет свою жену и женившись на юной Анджеле, сам становится рогоносцем… Разводы в Италии были в ту пору запрещены законом, и фильм воспринимался необычайно остро. Не меньший, если не больший, резонанс имела и следующая совместная работа Джерми и Сандрелли — комедия «Соблазненная и покинутая». Стефания сыграла здесь забитую и запуганную семнадцатилетнюю девушку, на свою беду осмелившуюся влюбиться вопреки воле деспота-отца. В картине было немало горечи, нешуточного драматизма, как бы растворенного в стихии народной комедии. Затем последовали съемки еще в 2-х комедиях Пьетро Джерми – «Аморальный» и «Альфредо, Альфредо», где партнерами Стефании были Уго Тоньяцци и Дастин Хофман. К несчастью, смерть выдающегося итальянского комедиографа в 1974 году оборвала этот удачный дуэт. Потерю своего любимого режиссера Сандрелли переживала очень тяжело, однако трагикомическая линия героинь Джерми, трансформировавшись, проявилась, на мой взгляд, в работах другого талантливого мастера — Этторе Скола. С этим режиссером связаны самые удачные работы Стефании Сандрелли 1970-х — 1980-х. Начало было положено картиной «Мы так любили друг друга», получившей в 1975 году Золотой приз Московского кинофестиваля. Действие фильма разворачивалось на протяжении нескольких десятилетий, в течение которых трое друзей (их играли Нино Манфреди, Витторио Гассман и Стефано Сатта-Флорес) влюблялись в одну и ту же женщину (С.Сандрелли). Возможно, кому-то этот образ казался слишком идеальным, хотя актриса вовсе не стремилась сделать свою героиню ангелоподобным существом… С не меньшим обаянием она сыграла и другую героиню Сколы — на сей раз в «Террасе». Ее Джованна в начале фильма предстает перед зрителями активной партийной функционеркой левых сил, больше всего на свете интересующейся политикой. Но, влюбившись в одного из своих оппонентов (В.Гассман), она постепенно начинает оттаивать, в ней просыпается женщина… Витторио Гассман был партнером Сандрелли и в фильме Этторе Скола «Семья», психологической драме, почти лишенной привычных для прежних работ режиссера комедийных красок. Картина не стала событием, хотя Сандрелли, как всегда, играла убедительно и эмоционально… Впрочем, вернемся в 1960-е, во времена, когда Стефания снималась вместе с Жан-Полем Бельмондо в остросюжетных фильмах «Фершо-старший» Ж.-П. Мельвиля и «Нежный проходимец» Жана Беккера, когда Бернардо Бертолуччи пригласил ее в картину «Партнер» — вольную экранизацию прозы Ф.М.Достоевского, отразившую настроения итальянской молодежи 1968 года: мотивы бунта, протеста, вызова традиционным устоям. Этот год оказался для Стефании счастливым на роли. Она стала партнершей Джан-Марии Волонте в «Любовнице Граминьи» К.Лидзани — истории об итальянском Робине Гуде. Не уступая Волонте в мощном темпераменте, она сумела сыграть сильную, искреннюю страсть. На рубеже 1970-х Стефанию Сандрелли ждала еще одна встреча с Бернардо Бертолуччи — в экранизации романа Алъберто Моравиа «Конформист». Роль была не главной, но важной для сознания психологической атмосферы фильма, где политическая, антифашистская тема была тесно связана с сексуальными комплексами персонажей (партнерами Сандрелли были Жан-Луи Трентиньян и Доминик Санда). Героиня Стефании была лесбиянкой, что по тем временам, помнится, не на шутку смутило иных консервативных критиков и зрителей. Однако актриса никогда не испытывала страха перед рискованными ситуациями, в которые попадали ее экранные героини… Последней на сегодняшний день совместной работой Сандрелли и Бертолуччи стала знаменитая эпопея «XX век». Стефания пришла к этой картине уже опытной артисткой с пятнадцатилетним стажем. В блистательном созвездии актерских имен (Роберт Де Ниро, Жерар Депардье, Бёрт Ланкастер, Доналд Сатэрлэнд, Доминик Санда) она нисколько не затерялась. Ее целеустремленная, по-своему цельная героиня словно олицетворяла народные чаяния справедливости и свобода… В 1970-х Стефания Сандрелли играла и у других крупнейших режиссеров европейского экрана — Клода Шаброля («Приглашение на охоту», «Волшебники»), Марио Моничелли («Бранкалеоне в крестовых походах»), Луиджи Коменчини («Преступление во имя любви», «Пробка»). «Преступление во имя любви» было решено режиссером по каноническим законам мелодрамы. В «Пробке», состоящей из новелл, нанизанных на фабульную ситуацию фантасмагорического автодорожного затора, куда попадают персонажи, представляющие различные слои общества, Стефания Сандрелли оказалась в еще одной своей стихии — горьковатой комедии. Гостем ее героини — скромной домашней хозяйки, живущей в придорожном домике, — на одну ночь становится знаменитый актер (самопародийная роль Марчелло Мастроянни). Стефания, намой взгляд, блестяще сыграла этот эпизод, ту несложную гамму чувств, которую порождает неожиданный визит уставшей «звезды»: от восхищения до эротического экстаза… К слову, Луиджи Коменчини еще тремя годами раньше наметил эскиз «Пробки». Я имею в виду новеллу в комедийном альманахе «Какие странные случаи». Она называлась «Лифт» и была основана на сходной сюжетной ситуации. Два незнакомых человека — мужчина и женщина (их роли исполняли Алъберто Сорди и Стефания Сандрелли) оказывались на несколько долгих часов запертыми в застрявшем между этажами лифте… Итак, 1970-е были для Стефании Сандрелли не менее продуктивными, чем 1960-е. Она с успехом снималась в Италии и во Франции (кроме фильмов Шаброля — в картинах супругов Трентиньян, в лентах Жан-Пьера Моки и Алена Корно). Ее имя неразрывно связано с работами Скола и Бертолуччи… 1980-е, быть может, неожиданно для многих поклонников таланта Сандрелли обозначили ее поворот в сторону откровенно эротической темы. Бесспорно, эротика и раньше занимала в творчестве Стефании Сандрелли заметное место. Однако именно в 30 с лишним лет она на какое-то время составила конкуренцию признанным звездам секса по-итальянски — Сирене Гранди и Эдвиж Фёнеш. Теперь ее встречи с мастерами становятся заметно. Стефания снимается у молодых режиссеров, в лентах Серджо Корбуччи и Тинто Брасса. В эротической ретромелодраме «Ключ», поставленной автором «Калигулы» (1977) Тинто Брассом, в адаптированно-коммерческом варианте как бы сконцентрированы изобразительные мотивы позднего Висконти и Лилиан Кавани времен «Ночного портье». Правда, вся эта любовная история, разворачивающаяся в 1940-1941 годах на фоне фашистских маршей и мундиров, начисто лишена философской глубины и духовных взлетов… Не могу сказать, что Стефания Сандрелли плохо сыграла в этой эпигонской картине, временами решенной в духе софт-порно. В рамках режиссерской «концепции» Тинто Брасса она сделала, на мой взгляд, все возможное: страсть, пришедшая на смену фригидности, показана на экране вполне убедительно. Однако на протяжении этого почти двухчасового фильма не проходит ощущение фальши… Примерно в таком же духе Стефания Сандрелли играла и в эротической мелодраме Паоло Кваренья «Женщина перед зеркалом». Быть может, она задумывалась как рассказ о внезапной, но подлинной вспышке любви. Однако режиссер, как мне кажется, явно переоценил свои возможности. Примитивные диалоги, банальная актерская игра партнера Сандрелли сделали свое дело. Картина опять-таки воспринималась как набор красиво снятых кадров. На этом фоне значительно более эффектно выглядела еще одна эротическая мелодрама с участием Сандрелли – «Внимание» Джованни Сольдати, где актриса сыграла вместе со своей дочерью Амандой… Постановщику этой картины удалось создать картину не только эмоциональную, но и психологически вполне убедительную. Ситуация любовного треугольника с острым привкусом инцеста дала Стефании Сандрелли возможность играть как бы на грани «фола»… Очень хороша Стефания Сандрелли в роли властной, мстительной провинциальной «светской дамы» в психологической драме Джулиано Монтальдо «Очки в золотой оправе», в горькой комедии Марио Моничелли «Надеемся, что будет девочка», рассказывающей о взаимоотношениях в большой семье, в драме Карло Лидзани «Мама Эбэ», затрагивающей тему, связанную религиозным сектанством. Вместе с Анхелой Молиной она тонко, психологически точно сыграла в, увы, последней картине Пала Габора «Невеста была прекрасна»… В 1990-х годах Стефания снималась в 3-х- 4-х картинах в год. Одна из картин с её участием называется «Закрытые глаза». Это психологическая драма поставлена Франческой Аркебуджи, с которой актриса уже работала в фильме «Миньон уехала». Теперь Сандрелли играет не свойственные ей возрастные роли — в «Закрытых глазах» её героиня — мать взрослого сына. Актриса не стесняется своего возраста, как и прежде, в первую очередь, полагаясь не на свои внешние данные, а на глубину проникновения в психологию характера, безукоризненную пластику и богатство интонаций голоса. В личной жизни Сандрелли не произошло глобальных перемен, она по-прежнему независима и не слишком склонна афишировать свои любовные связи. Не дочь Аманда вопреки ожиданиям так и не достигла актерских успехов, сравнимых с триумфами Стефании времен «Развода по-итальянски» или «Мы так любили друг друга»… Конечно, о Стефании Сандрелли, как, впрочем, и о Жане-Луи Трентиньяне, Филиппе Нуаре, Джине Хэкмене или Дастине Хофмане можно написать не одну сотню страниц убористого текста. Их творчество многогранно, неоднозначно, талантливо. Я не верю, что Стефания Сандрелли — гаснущая звезда, чей взлет остался далеко позади. На мой взгляд, ее дар еще сверкнет новой гранью…


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.