Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Киношные интервью

Киношные интервью

 Премьера четырехсерийного телевизионного фильма «Ангел в сердце» состоялась на Первом канале 16 января 2013 года. Интеллигентное, сердечное и ностальгическое кино о влюблённых, разлучённых в юности и драматически встретившихся через 20 лет, вызвало живой отклик у наших зрителей. Мы решили поговорить с его режиссёром, Еленой Николаевой («Секс-Сказка «, «Попса» , «Ванечка» , «Девочка» ) о том, что осталось за кадром, о сложностях работы в жанре мелодрамы, о замечательных актёрах, снявшихся в фильме, и, конечно же, о странностях любви. Елена Владиславовна, как появился этот проект? «Ангел в сердце» возник стандартно: меня пригласили продюсеры, и убедили. Мелодрама — жанр очень востребованный. Драма и мелодрама это наш, российский менталитет. Драма не пугает нас. Драма, мне кажется — наше нормальное состояние. С другой стороны, если посмотреть, на что ходят в кинотеатры – либо это мультфильмы, либо что-то развлекательное. Сейчас да. Надо не забывать нашу ситуацию безумную, чёрное же всё у нас. Сейчас в интернет страшно входить. Ну и вот, возникла такая мелодрама. Литературный сценарий был уже приобретён, заявлен на канале, как интересная история, что-то близкое к «Осени в Нью-Йорке». Началась работа — читаешь, что-то придумываешь, обычное дело, когда сценарий переделывается под режиссёра, чтобы история состоялась именно такой, какой я её почувствовала, чтобы она была живая. Я ненавижу понятие отрицательных персонажей, считаю, что у каждого должна быть своя правда — это самое главное для характера. Беру на эти роли очень хороших актёров, которые играют с установкой своей правоты, и сразу получается двойная, не плоская история. Что же было главным в работе над этим фильмом? Мелодраму очень сложно делать, на мой взгляд. Чуть-чуть перебор, скатился до лишнего плюса — и всё. Поэтому всегда интересней делать мелодраму с ударением на драму. У меня такая манера — немного чрезмерная плотность в действии, в событийности. Не скажу, что сценарий сразу зацепил, меня зацепили продюсеры кинокомпании «Амальгама». Очень интересные все трое: и Андрей Феофанов , и Сергей Новиков, и креативный продюсер Владимир Щегольков , который, собственно, меня и нашёл (мы вместе с ним работали у моего бывшего сокурсника, Миши Калатозова ). Мне понравилась их установка на качество: чтобы было именно четыре серии, а не больше. Чтобы можно было «вылизать», рассказать историю чистым, профессиональным языком. При съёмках часто начинают экономить, так как очень мало профессионально образованных продюсеров. Например, они тебе дают только видео-объектив, и всё бы ничего, но киношный эффект пропадает. У нас же всё было по высшему разряду, и один из главных героев этой картины — локейшн, места съёмки. Вся эта история была написана на Москву, но, на мой взгляд, там она бы не сработала. Мы снимали много где: Ялта, Севастополь, Алушта, Алупка… Сколько времени вы там провели? Месяца три, наверное. Долго искали натуру, было довольно сложно: мы выбрали, а потом оказалась, что в сезон эти места недоступны. Есть замечательный санаторий, который называется «Россия», но там в это время был саммит. Такого рода места заранее расписаны, как Кремль, куда нельзя прийти, когда захочется, и снимать. Мы там готовились, у нас много ялтинцев работало. Наши читатели писали о съёмках ещё до выхода сериала. Люди очень живо реагируют, когда что-то рядом происходит. Знаете, у нас был очень трогательный момент, поразительно. Мы снимали в выходной день на набережной в Севастополе, у Ротонды. Несколько сцен: первая школьная, когда они рисуют, потом встреча, они расстаются, и вечером мы должны были приехать на «выпускной бал», вниз, к морю. По актёрам же всё планируешь, не по возможностям. Актёры все, практически, театральные, занятые, даже Даню Певцова (Петя Кузнецов в молодости) мы взяли всего на десять дней. И выясняется, что сегодня — День города! Вечером собираемся на переезд — хотя там спуститься просто, но для киногруппы это большой переезд, с гримёрной, со всем барахлом, с камерами… Я в шоке, не знаю, что делать — миллион людей вокруг! Невозможно! Шум, гам, какие-то песни. Мне исполнительный продюсер говорит: «Не волнуйтесь, мы всё разгребём». И действительно — разогнали, расчистили, поставили ограждение, и мы стали репетировать эту сцену, которая идёт одним кадром. Сняли три или четыре дубля. Я уже и забыла про толпу, а люди стоят. Кончилось тем, что, когда мы всё сняли, люди захлопали, некоторые даже плакали. Потому что ностальгия. Оказалось, выпускной бал 1985-го года произвёл на всех такое впечатление. Я думала, будут лезть, что-нибудь орать, знаете, как это часто бывает? Особенно, в Москве. Севастополь — очень интеллигентный город, он какой-то особенный. Да. Вот эта ностальгическая атмосфера нас тоже тронула. Красивый город, очень. Жаль, что не русский сейчас. Дай Бог, чтобы были нормальные отношения, чтобы остался русский язык — это же город морского офицерства российского. Большой респект продюсерам за Ялту, так как это очень удорожило проект. Последние месяцы попали ещё и в сезон… Но как это украсило картину! Это её и сделало. История по жанру — чистая-пречистая мелодрама, которая нуждается именно в таком подходе. Её обязательно нужно правильно рассказать. Как её подать? «Ангел в сердце» можно было сделать арт-историей, совершенно чёрной, акценты по-другому расставить. С другой стороны, если снять наплевательски, дёшево, халтурно — была бы просто бытовуха. Неинтересно. Как бы вы сами определили тему фильма, о чём он? Это интересная история о любви: мужчина всю жизнь любит одну и ту же женщину, только в двух воплощениях. Та исчезла, ту, собственно, «убили», и он её снова нашёл в её дочери, Рите (Катерина Шпица ). Поэтому Анна Михайловская, игравшая Ксению в юности, не могла сыграть вторую роль, Риты? Это было бы слишком «в лоб»? Конечно. И тогда Петр (Дмитрий Певцов ) не стал бы с ней встречаться, мне кажется. Не имел бы права, это другая история. Акцент на то, что инициатива Риты, был моей идеей. Они влюбляются оба, но её-то ничто не держит, и она такая же, как Ксения в юности – «я хочу», капризная, избалованная, привыкшая всё получать. А он всячески упирается. Влюбился он сразу, другой вопрос — как ты решаешь для себя, имеешь ли ты право, нужно ли тебе это? У ровесников ответственность напополам. Когда ты старше — ответственность на тебе. Огромная разница, и он должен понимать, что она такая молодая… По-разному рассуждают мужчины. Многие чувствуют, что это момент очень короткий. Ненадолго. Но они решили, что это будет надолго. Да. Потому, что он был готов к этой встрече. Такая вот история. Как в такой ситуации «треугольника» может себя ощущать мать? Настоящая мать будет думать только о ребёнке, это сто процентов. Конечно, есть какое-то соперничество подсознательное, но если ты мать, то ребёнок у тебя на первом месте, обязательно. Это моя позиция. Я прежде всего мать, потом уже всё остальное. Поэтому для неё главное — дочь, которая попала в ту же драматическую ситуацию. Любовь должна себя реализовать. Мне больше всех, почему-то, персонаж Юшкевича понравился (художник Дмитрий, муж Ксении). Наверное, потому, что и мне он больше всех понравился. Самый сложный, самый несчастный. Он-то искренне влюбился, а тут вся эта интрига. Люди столько лет живут вместе, у них были хорошие отношения — почему она не смогла понять, что любит его? А вы такое в жизни не видели, ни разу? Я могу вам рассказать: Валентина Серова и Константин Симонов. У Серовой был муж, лётчик Серов, который прожил с ней два года, и погиб. Они были очень молодые. Что такое лётчик рядом с Симоновым? Когда читаешь записки Ивинской Ольги Всеволодовны, последней жены Пастернака — зашёл Симонов, в американском пальто, пахнущий дорогим табаком, с трубкой, овеянный романтикой фронта, женщины с ума сходили. Все сбегались – Симонов пришёл! А Серова страдала, потому как считала, что всю жизнь любит своего лётчика. Который, уверяю вас, когда кончилась бы война, остался бы без такой легендарной работы, пил бы, и вообще, у него была бы одна извилина, сто процентов. Что такое лётчик? Тот же слесарь, только летает. И Симонов, который посвятил ей кучу стихов! Симонов, который не боялся, тоже был на фронте, как любой солдат. Симонов — совершенно уникальная, редкая, легендарная личность России! За счастье быть с ним любая женщина бы умерла просто. А Серова потом говорила — да, я дура. Пропустила такого человека. У Симонова на столе стояло две фотографии, одна — Экзюпери, другая — Серовой. Его спросили — почему? «Потому, что я всю жизнь хотел быть похожим на этого человека, и не смог. Потому, что я всю жизнь хотел прожить с этой женщиной — и не смог». Вот какое у него было к ней отношение. Вот история, пожалуйста. Как же может быть, что такая искренняя любовь не смогла тронуть женское сердце? Какая-то иллюзия оказывается важнее. Хотя это даже нечестно, глупо по отношению к самой себе и к Господу Богу, давшему тебе другого человека, который был рядом и тебя любил. Либо у неё была заточена психика на драматизм ситуации, ей нравилось культивировать некую драму, в своей душе переживать, на этом она строила своё бытие. Вполне возможно. Такая ситуация может быть, и, знаете, не одна. У нас с мужем есть замечательный товарищ, полжизни вспоминавший свою первую жену, которая совершенно пустая, абсолютно. И не заметил прожившую рядом с ним гораздо более интересную женщину, которая, в результате, от него ушла. Ты понимаешь, что рядом с тобой была потрясающей красоты — я не буду называть, она очень известная личность — невероятная женщина, которую ты просто не заметил? Она была с тобой, ребёнка тебе родила, умерла — а ты не заметил. Вспоминаешь ту, которая была менее интересна. А он что на это сказал? Он сказал — да, ты права, я согласен. Но тогда уже всё прошло. Это понимаешь умом, а чувства отдельно от разума. Думаю, да. Поэтому, бывает. То ли так правда устроена жизнь — чтобы тебя так страстно любили, надо не любить? Когда я с Люсей Гурченко снимала картину «Секс-сказка» , она сказала: «Как я буду самой желанной после таких молодых и красивых?» Я придумала такой вариант: «Скажи, какую женщину больше всего любят мужчины?» Она говорит — сексуальную. Нет! Красивую? Нет — уходящую. Она говорит — почему ты младше, а умнее? (смеётся) Действительно, так и получается. Симонов так и не получил в руки Серову, поэтому страстно любил, а она, оттого, что он был всегда рядом, как данность, не составила себе труда завоёвывать. Сюжеты вырастают прямо из жизни, можно брать и снимать. Всегда надо наблюдать. Как миссис Марпл, да? (смеётся). Такое бывает, когда возраст накапливается. Как у нас в «Службе доверия» врач говорит старому бомжу – «Вы психолог?» «Да нет, просто долго живу.» Актёров «Ангела в сердце» можно разделить на более старших – Валерий Баринов (отец Дмитрия), Татьяна Догилева (мать Ксении) — и молодых. Есть ли разница в работе с ними? Конечно, есть. Скажем, Догилева — моя ровесница. Она мне очень нравится, просто уникальная актриса, мы подружились. Понимаете, это поколение — оно совсем другое. Скажу такую вещь: тяжелее по характеру, чем Люся Гурченко, вообще нет. Человек энергетически невероятной силы, в 70 лет держала спектакль с танцем — это нормально? У меня мама встать не может сама, у неё всё болит. А она тебе танцует! Какую энергетику Бог дал! Но есть обратная сторона медали. Если она злится — это монстр, если она радуется — своеобразная, тоже. Да, с ней бывало тяжело, у неё было своё отношение к костюмам, которые она сама диктовала и ругалась. Но, когда нужно было ехать на съёмки, а ей не купили билет (а Гурченко была гипер-звездой, когда я снимала «Секс-сказку»), она села в общий вагон и поехала сама. Что она там пережила, что она там делала, я не знаю, потому, что никакие чёрные очки её никогда не прятали. Приехала и утром пошла на площадку, и ничего. Каждое утро она без пятнадцати девять уже стояла у машины, готовая ехать. Такой человек. Поэтому то, старое поколение, оно невероятное просто. Во-первых, как они работают над ролью. Бывает, рассказываешь «про что эта сцена» в 25-й раз, и не встречаешь понимания. А тут, как говорил Станиславский, «работа актёра над собой». Отдача. Мало кто сейчас так делает. Плюс невероятная обязательность, серьёзное отношение. Андрей Панин — просто русский Гэри Олдман. Из такой простой роли в «Ванечке» — для меня она была важной, кающийся грешник — он сделал, на мой взгляд, что-то невероятное. Или Дуся Германова! Таня Догилева в «Девочке» работницу в тюрьме играла — какая мощная у неё роль! Догилева с возрастом становится только лучше. Лучше, ну что вы! Очень сложно играть характерные роли, хотя героиней быть ещё тяжелее. Мастодонты последние просто остаются. Сейчас то ли их портят этим «мылом», то ли что… Я не вижу личностных характеристик, которые было бы интересно наблюдать, как в той же Олесе Железняк. Конечно, хорошие актёры есть, в России много интересных актрис, мне кажется, даже больше, чем мужиков. Может быть, стоит в провинции поискать новые лица? Да-да. Плюс эти телеканалы, которые «присели» на звёзд, невозможно. Не понимаешь, что ты включил, везде одни и те же фигуры. Была волна на Панина, потом он кому-то надоел — повсюду один Домогаров, и так далее. А ваши молодые ребята — Даня Певцов , Михайловская? Анечку Михайловскую (Ксения в молодости) я уже снимала в «Самой красивой-2″ , там я для себя её открыла в работе. Я прямо влюбилась в неё, такая замечательная. И тоже несовременная: она танцует с шести лет, спортивные танцы. Поэтому — трудоголик. Анечка потрясающе работает, потрясающая собранность. Про Даню Певцова (Петя Кузнецов в молодости) я вообще не знаю, что сказать. Это просто уникальное явление, комета такая. В этот день — именно в этот день! — мы тут сидели, Дима Певцов (Пётр Кузнецов) озвучивал, сказав, что сына подвёз на мотоцикле и приехал к нам. Как раз говорили о том, что Даня лучше него. У Димы рот растягивался в улыбке от этих слов, говорил — да, я знаю, я тогда был деревянный. А Даня, действительно, очень свободный, какой-то светящийся. Просто поразительно. Все ассистенты, вся группа ждали, что на съёмки приедет мажор. А приехал парень, которому можно сказать: «Ой, пить хочется!» — и он побежит, и первым принесёт тебе воды. Причём тебе, не тебе, любому. Уникальный совершенно человек, с открытым сердцем, с открытой душой. Такая была отдача от сердца у детей — там не было техники, шёл просто полный надрыв. Поразительно. На площадке Таня за Аней ходила, обучала её, а Баринов учил Даню. Особая атмосфера. Дети были настолько милы, такие замечательные, что все их учили, помогали, все их хвалили. Выбор актёров очень удачный, и этот парень, Саша Солдаткин , игравший персонажа Юшкевича, Диму Проскурина в юности, тоже очень интересный. Хотели бы поработать с ними ещё? Да, да, я со всеми с ними хотела бы работать. Есть просто актёры, которых я считаю «своими». С Певцовым у нас вообще романтическая история: есть такая картина, «Алиса и букинист» , её снял мой муж. И они там поженились с Ольгой, так что мы дружим много-много лет. Дима очень серьёзно работает. Он мыслящий человек, с ним очень интересно. Ваш следующий проект также будет снят здесь, на AMALGAMA STUDIO? Да, тоже четыре серии. Скажу только, что это уже моя молодость, 1978-й год. И тоже мелодрама, со знаком драмы. Арт-художественная среда, которая даёт возможность окунуться в драматическо-социальную часть этой эпохи. В то же время, это среда неординарных людей. Сейчас мы только начали работу, переписываем сценарий, в очередной раз. Елена Владиславовна, как вы думаете — может ли киноискусство повлиять на человека так, чтобы что-то в нём изменилось? Не просто развлечь, не просто отвлечь, а дать стимул к перемене мыслей, личности? Тарковский считал, что может. Это может только через катарсис произойти? Как достучаться до людей? Через катарсис. Потрясти. Что такое кино? Прочесть книгу — некий труд. Читаешь, думаешь, возвращаешься к ней. Кино — всегда эмоциональный шок. Неважно, весёлый, грустный. Если его не случилось, значит, кино не задело. Катарсис может быть прямой, шекспировский, а может быть и подсознательный. У меня так произошло с «Антихристом» — только на другой день я поняла, что картина на меня повлияла. Ссылки по теме: «Ангел в сердце». Обзор сериала


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.