Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > История кино

История кино

 «Пеплум» — костюмно-историческое кинозрелище на темы античных сюжетов, пожалуй, самое противопоказанное для домашнего видеоэкрана. Грандиозные тысячные массовки кажутся на нем маловыразительными, сплошь и рядом применяемая синерама (широкий экран) сужают поле изображения на мониторе. Да и неспешное, обстоятельное развитие действия, свойственное «пеплумам», кажется поклонникам современных «action» утомительно скучным… Однако так или иначе практически все нашумевшие «пеплумы» звукового периода переведены на видеопленку, и почитатели, к примеру, «Клеопатры» сегодня могут часами любоваться красотой Лиз Тейлор и мужественным обаянием Ричарда Бартона… Между тем, «пеплумы» родились задолго до американского бума 50-х. Итальянец Дж.Пастроне еще в 1914 году снял заметный по тем временам «пеплум» «Кабирия», а спустя два года знаменитый Дэвид Йорк Гриффит поставил самый грандиозный фильм эпохи Великого Немого — «Нетерпимость», одна из новелл которого также была решена в духе античного зрелища… Вероятно, наиболее яркая фигура американского «пеплума» — режиссер, сценарист и продюсер Сесиль Де Милль (1881 — 1959). Бывший ученик военной школы и академии драматического искусства, он с 21 года довольно успешно работает в театре, пробуя себя на актерском поприще. Вскоре он начинает писать пьесы, ставит их на театральной сцене, а в 1912 году основывает кинокомпанию под названием «Парамаунт»… Начиная с 20-х годов Сесиль Де Милль обращается к библейским и античным сюжетам, снимая поражавшие современников суперколоссы «Десять заповедей»(1923), «Царь царей»(1927), «Клеопатра»(1934) и др. Вторая мировая война оказалась не лучшим временем для «пеплумов». Более актуальные военные и шпионские сюжеты отодвинули в «запас» стародавние истории. Но как только кинокомпании забили тревогу по поводу теленашествия, стремительно отбиравшего аудиторию у кинозалов, «пеплум» наравне с вестерном и фантастическим фильмом вновь стал козырной картой Голливуда. Сесиль Де Милль с его многомиллионными проектами, увлеченностью новейшей кинотехникой (широкий экран и формат, цвет, стереозвук) опять оказался на коне. Начало было положено «Самсоном и Далилой» (1949, приз «Оскар»). В 1953 году последователь Де Милля Генри Костер ставит широкоэкранный боевик из жизни римских императором «Туника», главным аттракционом которого была сцена, где еретиков-христиан бросали на съедение львам. А в 1956 Сесиль Де Милль выпускает на мировой экран римейк своего собственного фильма «Десять заповедей», который вплоть до появления «Бен Гура»(1959) прочно удерживал второе место по кассовым сборам за всю историю американского кино. Успех Де Милля привлек к пеплуму и других известных голливудских мастеров. «Бен Гур», пожалуй, самый масштабный американский фильм 50-х, стоил 12 миллионов (невероятная по тем временам сумма). К этому творению Уильяма Уайлера можно относиться по-разному, но я еще не встречал человека, на которого не произвела бы впечатления виртуозно снятая гонка на колесницах, запряженных четверкой красавцев-рысаков. Даже сегодня она захватывает динамикой, тщательно выверенным темпоритмом монтажа, высочайшим классом аттракционного воздействия. Бесспорно, кроме масштабности съемок, массовок, гигантских декораций, широкого экрана, цвета, стереозука и т.д. и т.п. «пеплумы» привлекали зрителей именами звезд. В «Бен Гуре», к примеру, снимались Чарлтон Хестон, Джек Хоукинс и Стивен Бойд. А в «Спартаке»(1960) Стенли Кубрика — Керк Дуглас, Лоуренс Оливье, Чарлз Лаутон, Питер Устинов и Тони Кертис. Эта получившая несколько «Оскаров» историческая драма имела мало общего с известным романом Джованиоли. Стенли Кубрик попытался не только ошеломить зрителей размахом битв между римскими войсками и отрядами восставших рабов, но и создать впечатляющие образы главных антагонистов: Спартака (К.Дуглас) и Красса (Л.Оливье). В отличие от иных «пеплумов», актеры играли здесь в традициях психологического реализма, а режиссерская концепция затрагивала непростые философские вопросы. К сожалению, последовавшие затем «пеплумы» «Царь царей»(1961) Николаса Рея, повествующий о жизни Христа, «Эль Сид»(1961) и «Падение римской империи»(1964) Энтони Манна, «Библия»(1966) Джона Хьюстона были не столь удачны, несмотря на участие таких звезд, как Элек Гинес, Софи Лорен, Ричард Харрис, Ава Гарднер, Питер О’Тул, Франко Неро. Самой дорогостоящим и масштабным «пеплумом» 60-х, несомненно, была «Клеопатра»(1963). Затраты на нее составили 37 миллионов долларов, и хотя в титрах значится лишь один режиссер — Джозеф Манкиевич, фактически за четыре года съемок постановщиков было трое. Начинал картину Рубен Мамулян, а заканчивал продюсер Дарил Занук. Как руководитель компании «МГМ» он счел нужным самостоятельно смонтировать многочасовой материал «Клеопатры». Интерес к фильму подогревался прессой по любому поводу, тем паче, что поводов этих хватало, ибо частые скандалы между Элизабет Тейлор и Ричардом Бартоном постоянно балансировали на грани развода (который в конце-концов и произошел). «Клеопатра» с триумфом обошла все экраны мира, дойдя (правда, с многолетним опозданием) и до российских просторов, хотя, очевидно уступала по части режиссуры «пеплумам» Уильяма Уайлера и Стенли Кубрика. В 1970-х «пеплумы» опять отступили в тень. За два десятилетия зрители основательно привыкли и к различным форматам экрана, и к стереозвуку. Переходящие из фильма в фильм грандиозные массовки тоже уже никого не удивляли. Библейские, греческие и римские сюжеты оказались «пройденными» вдоль и поперек. Но главное — возникла мощная волна социально-критического кинематографа, обращенного к проблемам современности («Полуночный ковбой» Джона Шлезингера, «Полет над гнездом кукушки» Милоша Формана, «Пугало» Джерри Шацберга, «Разговор» Френсиса Копполы и др.). Перестав быть эффективным оружием в борьбе с телевидением, «пеплумы» в 70-х мирно отошли на третий план голливудских постановок, вяло мерцая в очередных экранизациях «Одиссеи», адаптированных для детей и тинэйджеров… Наиболее заметные «пеплумы» 1970-х были поставлены в Европе. Итальянец Джанфранко Де Бозио в «Моисее» (Италия-Великобритания, 1975) обратился к Ветхому Завету. История о еврейском пророке Моисее собрала мощный актерский ансамбль (Берт Ланкастер, Ирэн Папас и др.) и тяготела к философской притче. Другой итальянский суперколосс «Исус из Назарета» (Италия-Великобритания, 1976) — с Робертом Пауэллом в главной роли — был поставлен Франко Дзеффирелли в духе канонического католицизма. Но, пожалуй, главной сенсацией 70-х стал эротический «пеплум» Тинто Брасса «Калигула» (1977) с Малколмом Мак-Дауэллом. Вопреки прежним традициям античных киносюжетов, где эротика была, разумеется, не последним, но далеко не решающим козырем экранного зрелища, Тинто Брасс сделал ее, по сути, основным аттракционом. Более того, в полном варианте фильма есть эпизоды откровенно порнографического свойства, из-за чего выпуск картины задержался на два года. Коммерческий успех этого среднего в художественном отношении фильма, вызвал целую лавину подражаний. На рубеже 1970-х — 1980-х годов на европейские экраны вышла целая обойма низкопробных эротических «пеплумов», как правило, итало-германского производства, где малоизвестные актеры вовсю пытались имитировать демонизм Мак-Дауэлловского Калигулы и со смаком разыгрывали сексуальные оргии и садистские сцены… Впрочем, к середине 1980-х и эта эрото-»пеплумная» волна сошла на нет, и теперь лишь иногда некогда всевластный жанр заявляет о себе заметными картинами. Так, в середине 80-х Брюс Бирсфорд поставил в Америке «Царя Давида» с Ричардом Гиром в главной роли (увы, без особого коммерческого успеха). А в 1997 году Андрей Кончаловский порадовал поклонников бессмертной «Одиссеи» еще одной (на сей раз телевизионной) ее экранизацией… Выполнив свою миссию, утолив жажду зрителей на грандиозные зрелища из античных и библейских времен, «пеплумы» уступили место «крутой» фантастике, лихо закрученным триллерам, фильмам ужасов, начиненным компьютерными спецэффектами, супертрюками и торжеством «клиповой» динамики действия. Нынешний удел «пеплумов» — неспешные «телеплеи», где почти бесконечная серийность позволяет сохранить некоторые черты столь популярного прежде жанра, лишенного на малом экране половины своего визуального воздействия…


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.