Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Фестивальная колонка

Фестивальная колонка

 Фестиваль анимационных фильмов «Аниматор» На прошлой неделе в Польше, в городе Познани, прошел анимационный фестиваль «Аниматор», довольно молодой смотр (он проходит в 8-й раз), вполне бюджетный и не слишком размашистый по программе. «Аниматор» при этом уже твердо завоевал свои позиции в фестивальном мире, благодаря мудрому руководству Войчеха Ющака (недавно безвременно ушедшего) и Марчина Гижицкого. Основная структура смотра вполне традиционна для анимационного фестиваля: короткометражный конкурс, полнометражный конкурс и разного рода спецпрограммы. Среди последних и такие высокоинтеллектуальные блоки как абстрактная анимация Германии или призеры фестиваля Аннеси и в то же время встречи с культовыми фигурами коммерческого направления – например, с Эриком Голдбергом («Покахонтас»). А по вечерам в рамках основной темы Аниматора – музыка и мультипликация – аудивизуальные представления от художников-эксперименталистов. После церемонии открытия под чутким руководством Якуба Леха и Богумила Мисала на экране разворачивались странные компьютерные кривые в рамках проекта dIP. Позже свои работы показывала член короткометражного жюри американка Кэти Роуз (она исследует женскую тему и снимает полуигровые-полуанимационные поэтические короткометражки в переосмысленной стилистике японского театра). Самым веселым оказался проект «Скульптура» из Великобритании (Дэн Хэйхёрст и Ройбен Сазерленд), в котором смешивались и сменяли друг друга цветастые паттерны. А самым замысловатым – представление Збигнева Чапли и Эвы Борошевич, работавших с музыкой культового Андреа Мартиньони. Эва и Збигнев каждый на своем экране изображали в реальном времени линии, фигуры и надписи. Полнометражный конкурс фестиваля состоял из 5 фильмов: среди них очень любопытная канадская документальная работа «Суверенитетное право Сета», рассказывающая о жизни и работах комиксиста Сета (Грегори Галлант), триллеры «Сабогаль» и «Одержимый», а также выразительная чешская кукольная работа «Литл из рыбного магазина» — про семейство морского царя, вынужденного перебраться на сушу. Приз в конкурсе жюри присудило, пожалуй, самой спорной работе – «На краю Эдема», которая поразила и судей, и зрителей своим минимализмом. При этом жюри поставили это качество фильму в плюс, а большинство зрителей – скорее в минус. И действительно — смотреть час на почти статичный вид пустыни сверху не всем понравится, даже если параллельно разные обитатели этого края (Калифорнийской пустыни) рассказывают о своей жизни. Режиссер Герхард Тремль говорит, что фильм планировался как документальный. Уже был сделан большой препродакшн, потрачено несколько сот тысяч долларов, когда выяснилось, что снять пустыню сверху, согласно художественному замыслу, просто нереально: слишком сильный ветер не позволяет снимать с вертолета. Группа оказалась в ужасном положении и была вынуждена искать компромиссы. В результате концепция реализовывалась в искусственных условиях на студии в Вене. Что ж, авторам несомненно стоило снять фильм о фильме, чтобы добавить проекту зрительской увлекательности. В короткометражном конкурсе было, разумеется, куда больше наименований, а особенность его (в сравнении со многими другими фестивалями) заключалась в том, что рядом в программе оказывались как работы совсем юных авторов, студентов и дебютантов, так и фильмы мэтров. Среди последних – «Пилоты по дороге домой» Прийта и Ольги Пярн, «Мы не можем жить без космоса» Константина Бронзита. Начиналась первая программа с впечатляющей работы польского классика Витольда Герша, который свой «Сигнум 2″ сделал в духе первобытных наскальных рисунков. На встрече с режиссерами Герш подтвердил, что действительно каждый кадр фильма нарисован на камнях, а компьютер использовался только для финального сведения. Рядом оказалась новая полуабстрактная работа «Пинбол» легендарной американской художницы Сьюзан Питт, прославившейся весьма необычными и наполненными эротическими мотивами короткометражками (самая известная – сюрреалистический фильм «Спаржа»/»Asparagus»). Конечно, в каком-то смысле соревнование это не было вполне справедливым, и довольно предсказуемо главный приз – Золотого пегаса – получила новая работа «Фуга для виолончели, труба и пейзаж» польского гения Ежи Кучи. Могло ли быть иначе? Во-первых, Куча для польского аниматографа фигура действительно культовая, и не только потому, что он снял ряд выдающихся фильмов (самый из них знаменитый – «Настройка инструментов»), но и потому, что он воспитал несколько поколений польских кинематографистов, из которых многие и сами уже стали звездами международного уровня. Во-вторых, «Фугу» Куча сделал после 13-летнего перерыва, когда казалось, что подобно многим анимационным художникам, достигнув вершины, он решил уже отойти от создания фильмов. Наконец, несмотря на звездный статус создателя, производство «Фуги» шло вовсе не гладко, так что фильм получился поистине выстраданным. На встрече с режиссерами Куча рассказал, например, как создавалась выдающаяся музыка для «Фуги». К ее написанию привлекалось несколько композиторов, которые по очереди, по несчастному совпадению, оказывались в больнице, а следовательно – не в состоянии завершить работу. Приятно отметить, что никаких этих сложностей на экране не видно: и музыкальная композиция, и фильм в целом получились совершенно цельными. И, ровно как задумывалось, медитативное путешествие по рисованному пейзажу погружает зрителей в полутрансовое состояние, заставляя обратить взор внутрь собственных глубинных экзистенциальных переживаний. Вторую премию жюри выдало Прийту и Ольге Пярнам за их «Пилотов» — ироничное и порнографичное повествование о тройке летчиков, которые долго идут домой и, тоскуя по женскому теплу, утешаются в ночи куклой. В последовавшем за объявлением приза видеообращении Прийт, его супруга Ольга и их юный сын сами, подобно героям фильма, ходили с чемоданами. В финале Прийт поблагодарил жюри: «Спасибо, вы хорошо поработали, а мы сделали хороший фильм». Не поспоришь. Наконец, Бронзового Пегаса получила абстракция Дэвида Эльриха «Китайский бархат» — удивительно мягкая, приятная по цвету и формам короткометражка. Вместе с «Сомнамбулой» Теодора Ушева, получившей приз в категории «лучший музыкальный фильм», «Китайский бархат» напоминает зрителям, что абстрактное искусство может быть не только остро-экспериментальным, но и чрезвычайно приятным глазу, а порой даже романтичным или веселым. Специальным призом от ректора Познаньского университета искусств (приз вручается за лучший студенческий фильм) был отмечен российский фильм «Трудно воробью» Дарьи Вяткиной, рассказывающий в лаконичном черно-белом линейном рисунке про хитрую птичку, которая решила укрыться от зимних трудностей в теплом человеческом доме. Помимо фильмов Вяткиной и Бронзита в конкурсе было еще две российские работы («Почему банан огрызается» Светланы Разгуляевой и «Супер 8″ Рима Шарафутдинова), а также российско-израильский фильм «Теплый снег» Иры Эльшанской. Призовой список выглядел весьма достойно, но пряников, как известно, всегда не хватает на всех, поэтому, конечно же, многие хорошие фильмы остались без наград. Помимо перечисленных – польский студенческий фильм «На потом» Матеуша Гуделя, рассказывающий пронзительную историю одной обычной женщины, прожившей очень обычную жизнь и все время отказывавшей себе даже в самых маленьких радостях. Еще – «Жизнь Германа Х. Ротта» (Чинтис Лундгрен, Эстония-Дания): здесь смешно, трогательно и очень выразительно изображена история одной любви. Он, крыса, живет своей суровой холостяцкой жизнью, слушает тяжелую музыку и не следит за порядком. Она, белая кошечка, любит классику и идеальную чистоту, и однажды является с чемоданом спасать его от холостяцкого быта. И не в последнюю очередь из ряда не получивших призов выделяется «Баллада о бездомных» итальянки Моники Маньанелли, великолепно красивый по графике фильм, инспирированный картинами разрушений, которые были оставлены землетрясением в Эмилии-Романье. Зато фильм знаменитого американца Дона Херцфельдта «Мир будущего» получил аж две награды: спецприз за художественные достоинства им. Войчеха Ющака и приз зрительских симпатий. Под «художественными достоинствами» вряд ли имелось в виду изобразительное решение фильма, ибо оно, как обычно у Херцфельдта, весьма и весьма минималистично. В общем, такое кино может рисовать и малый ребенок. Зато, опять же, как всегда у Херцфельдта, это примитивистское изображение контрастирует с гениальным текстом, потрясающим замыслом и пробирающей до костей эмоцией. Главные герои — четырехлетняя девочка (ее озвучила четырехлетняя племянница режиссера) и ее пра-пра-пра-внучка из будущего. «Пра-пра» из будущего – клон-клона-клона, поэтому она имеет некоторые отклонения, но не очень существенные. В прошлое, к пра-пра-прабабушке она явилась, чтобы позаимствовать у нее кое-какие воспоминания. А заодно рассказывает о себе и о своем времени. И в этом рассказе снова, как это было в знаменитой трилогии Херцфельдта, основной темой становится резъединенность человека со своими чувствами, эта смутная, неизбывная тоска по чему-то, чего человек даже не осознает, по чему-то неизвестному, но почему-то чрезвычайно важному. В трилогии герой обретал свое «незнамо что» в финальной части «Жизнь прекрасна», черно-белый на протяжении двух первых эпизодов фильм, окрашивался в разные цвета, а зритель получал свой катарсис. «Мир будущего» оставляет ощущение печали, но, как знать, может, и у этого фильма будет продолжение, в котором грустный клон сумеет найти себя. Очевидно, познаньская публика (равно, как зрители фестиваля Аннеси, также отдавшие голоса этому фильму) искренне того желают. Приятным дополнением к серьезному взрослому фестивалю стала детская программа, которую «Аниматор» сделал с большой любовью. Проходившие в Познаньском замке показы для самых маленьких обрамлялись премилыми представлениями. Так крошечный немецкий сборник «Лоскутные друзья», состоявший преимущественно из мультфильмов студии FilmBilder, включая собственно сериал «Лоскутные друзья», предваряла игра в театр теней. Детям раздали игрушки, и они должны были изображать своих зверей, стоя за подсвеченным экраном, а остальные зрители по силуэту и движениям отгадывали животное. Еще один сборник был составлен из словацких мультфильмов разных лет. Он назывался «Сказки на ночь» и включал в себя целые представления с пением, декламацией, элементами интерактивной игры. Авторы программы превратили большой зал Замка в огромную спальню, а детям раздали каждому по подушке. Для школьников же «Аниматор» показал три европейских полнометражных фильма. Два из них были посвящены приключениям муми-троллей, а третий – датский – рассказывал про похождения комара. Остается заметить, что, очевидно, жители Познани свой фестиваль ценят: несмотря на летнее время проведения смотра, залы на большинстве показов были почти заполнены, и зрители очень доброжелательно реагировали даже на сложного содержания фильмы. Да и анимационное сообщество, кажется, успело уже оценить «Аниматор» по достоинству: те призеры, которые не смогли лично получить награды и выступали через видео, сплошь признавались в любви к маленькому смотру и явно очень искренне сожалели о своем отсутствии.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.