Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Рецензии на спектакли

Рецензии на спектакли

 Женщина на грани большого взрыва В рамках National Theatre Live в Москве показали видеоверсию спектакля «Трудная задача» Николаса Хайтнера — постановку свежей пьесы живого классика Тома Стоппарда , который девять лет не писал для театра, но не так давно отметился сценарием «Анны Карениной «. Камерная разговорная постановка о мозге и сознании не обещает легких ответов на трудные вопросы, но предлагает в очередной (или первый) раз задать их себе. В России Том Стоппард известен не только абсурдистской пьесой по мотивам «Гамлета» «Розенкранц и Гильденстерн мертвы «, которую он сам же и экранизировал, единственный раз в жизни сев в режиссерское кресло. РАМТ, к которому британский драматург чешских кровей испытывает особые чувства, ставил и эпическую восьмичасовую трилогию «Берег утопии «, и «Rock-n-roll», после которой Стоппард взял тайм-аут. Наконец, сценарные и скрипт-докторские изыскания мастера нам известны: «Влюбленный Шекспир «, «Бразилия «, «Анна Каренина», диалоги к «Индиане Джонсу » и многое другое. На фоне многочисленных регалий и масштабных работ Стоппарда «Трудная задача» на первый взгляд несколько теряется, особенно — в аскетичной, не перегруженной манере режиссера Николаса Хайтнера, который поставил на сцене Национального лондонского театра около трех десятков спектаклей, преимущественно по Шекспиру (две его предыдущие работы – «Отелло» и «Гамлет»). Впрочем, эти аккуратность и умеренность исследовательского кабинета очень к лицу истории о том, как сочетаются житейские и вселенские вопросы. Симпатичная и эмоциональная блондинка Хиллари (Оливия Виналл, сыгравшая Корделию в «Короле Лире » Сэма Мендеса ) выучилась на психолога, а затем устроилась в институт изучения мозга, спонсируемый миллиардером Джерри Кролом (Энтони Калф), куда стекаются самые рассудительные и циничные умы со всего Соединенного Королевства. В окружении цифр, разговоров о деньгах, мужчин-автоматов и склонных к необдуманным поступкам женщин-коллег Хиллари ищет ответ на вопрос, является ли материализм таким уже верным взглядом на мир, есть ли в современности место для таких вещей как сознание и Бог. Игнорируя насмешки ментора-любовника Спайка (Дэмиен Молони) и недоумение пожилого начальника Лео (Джонатан Кой ), девушка не находит прямого решения этой трудной задачи, но обнаруживает косвенное — в неисповедимых путях и причудливой игре Вселенной. «Трудная задача» — это то, что называют разговорной драмой: почти два часа увлекательных диалогов, полных размышлений, теорий о мироустройстве и природе человека, ироничных пикировок и просто остроумных замечаний. Новая пьеса Стоппарда в скромных декорациях, взятых словно из павильона современного искусства, напоминает широколобую версию «Теории Большого взрыва «, в которой не только апеллируют к актуальным теориям, но и ставятся вопросы о человеческой природе. Ни по одному вопросу персонажи не сходятся, предоставляя зрителю минимум дуализм мнений: материализм или вера в Бога, цинизм или прекраснодушие, карьеризм или семья, наконец, люди — альтруисты с рождения или эгоисты по зову крови? Это не только пьеса про диалог идей, но и подчеркнутый взгляд со стороны, усиливающий роль зрителя как избирательного свидетеля: наблюдателя включают в жизнь Хиллари практически на полуслове, ведут по ключевым узлам ее биографии, пропуская порой крупные фрагменты, — и также на полуслове она выходит из его поля зрения. При этом плотность текста не позволяет отделить крохотное от глобального, человеческое от научного, а объективное от личного. Каждый эпизод отсекается от предыдущего затемнением и непродолжительным мерцанием сложной конструкции из ламп и флуоресцентных проводов, которая с одной стороны иллюстрирует бег импульсов по нейронам в мозгу, а с другой — свет далеких звезд, которые плотно ассоциируются с большими открытиями, решением глобальных задач. Но в контексте спектакля это еще и вспышки фейерверков в день, когда родилась дочка Хиллари — брошенная и косвенно вновь обретенная. И в каком-то смысле это ответ на главные вопросы, который героиня себе задавала.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.