Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Арт

Арт

 Гудбай, Америка! В начале 2013 года режиссер-документалист Лора Пойтрас, которая сняла два фильма про войну в Ираке и попала под наблюдение Министерства внутренней безопасности США, получила письмо от человека под псевдонимом citizenfour (гражданин четыре). Спустя почти полгода зашифрованной переписки Пойтрас и журналисты британской газеты The Guardian Гленн Гринвальд и Ивен МакАскилл встретились с анонимным гражданином в одном из отелей Гонконга. Они опознали его по кубику Рубика и ключевому вопросу, а потом около недели обсуждали глобальный слив засекреченной информации Агентства Национальной Безопасности и то, что мир, каким мы его знали во времена свободного (sic!) интернета, подошел к концу. Вскоре практически не останется людей, которые не были бы в курсе, что настоящее имя человека в белой футболке, джинсах и очках — Эдвард Джозеф Сноуден, а американские спецслужбы при помощи специальных программ и поддержке иностранных коллег так или иначе следят, в общем-то, за всеми пользователями интернета, объясняя это национальной безопасностью, контртеррористическими мерами и 11 сентября. Атака на башни-близнецы Всемирного торгового центра также послужила толчком для деятельности Пойтрас, которую катастрофа застала на Манхэттене и вдохновила на цикл фильмов про США постодиннадцатисентябрьской эпохи, сначала — в контексте Ирака, теперь — всего мира. «Citizenfour: Правда Сноудена» — третий в этом условном триптихе, настоящий политический триллер под музыку Nine Inch Nails, на первых порах умело создающий мнимую интригу из чуть более подробного взгляда на многократно рассказанную историю. Лента получила «Оскар» и БАФТу как лучшая документальная картина года, вошла в несколько престижных списков по итогам прошлого сезона и до России добралась уже в статусе признанного документального хита. Но в России, где Сноуден довольно подробно изучил московский аэропорт и остался жить, то ли мечтая переехать в Швейцарию, то ли вовсе нет, «Citizenfour» оказывается несколько в ином контексте. Многочисленные аналогии, описывающие фильм Пойтрас, приходят исключительно с той стороны зеркального стекла – «Вся королевская рать «, Глубокая глотка , Джулиан Ассанж и WikiLeaks, любимый Бараком Обамой «Карточный домик «, наконец. Ведь политические триллеры — не наша тема, живущая в кинотеатрах исключительно как экспортный жанр. Резонансная документалистика, в общем-то, тоже: ее практически нет, и уровень огласки совсем иной (последним документальным резонансом, вышедшим за пределы профильной среды, был «СРОК» Костомарова , Расторгуева и Пивоварова). Поэтому про «Правду Сноудена» в первую очередь стоит говорить как про важный жест, свидетельство нарушения гражданских свобод, которое оказывается вшито в ДНК главного (и иллюзорного) синонима свободы последних лет — интернета. Сноуден прямым текстом говорит, что хочет свидетельствовать о преступлении, что хочет обратить внимание на нарушение баланса между властью и гражданами (не кабинетом персонально Обамы, который косвенно упоминается ближе к финалу, а любой власти в принципе). Столь же прямолинейно и наблюдение Пойтрас, самое ценное в котором — та неделя в Гонконге, когда Сноуден рассказывает о слежке, метаданных, вздрагивает от воя пожарной сирены или советуется с режиссером по поводу бритья. «Citizenfour» оказывается краткосрочным портретом в интерьере, избранными местами из переписки (за что картина получила свою порцию критики) и галереей говорящих голов, в котором нет выхода за грань, того кинематографического волшебства, когда документ оказывается гораздо богаче выдумки. Интернет дарит тысячи поводов для паранойи. Теперь — официально. Впрочем, это было ясно и без фильма Пойтрас, еще когда Сноуден просто шел по коридору. «Citizenfour: Правда Сноудена» в прокате с 9 июля.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.