Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Фестивальная колонка

Фестивальная колонка

 Город, где судьба меня ждет Немногие провинциальные города могут сказать о себе, что они на какое-то время становятся центром кино. Вологда может этим гордиться. Для вологодской области VOICES уже больше, чем кинофестиваль, это одно из самых ярких явлений в регионе, мультикультурная площадка, решающая задачи и образования, и просвещения, и представления Вологды как города, в котором происходит диалог культур. Фестиваль привлекает людей и является важной составляющей событийного туризма, наряду с театрально-сезонными концертами в Кремле, фестивалем блюза и джаза и другими областными мероприятиями. За шесть лет к VOICES привыкли, его с нетерпением ждут, и не только вологжане. Программа VOICES этого года, как и прежде, не концентрировалась на мейнстримном направлении, а предлагала неклассические способы киноповествования. Центральной сегодня оказалась тема мира, проходившая рефреном через все программы фестиваля — как добиться мира и как его сохранить? В своей стране. В семье. В себе. В открывающей конкурс нервной монохромной картине «Мы молоды, мы сильны» (Wir sind jung. Wir sind stark) рассказывается о событиях 1992 года, имевших место в Ростоке, городе на территории бывшей Восточной Германии, пострадавшем от экономического спада после объединения страны. Режиссер Бурхан Курбани, немец афганского происхождения, удостоившийся на VOICES приза за лучшую режиссуру, фокусируется на проблеме ксенофобии. Главные персонажи фильма – неонацистские молодчики, которые испытывают неприязнь к обитателям местного вьетнамского общежития. Фашистам вяло противостоят трусливые родители-демократы, которые в прошлом боролись против отцов-коммунистов, а те, в свою очередь, свергали в стране фашизм. У этого кругового сражений поколений есть зрительный образ — дракон, хватающий себя за хвост, вышитый на куртке одного из героев. Недовольства перерастают в уличные стычки и заканчиваются атакой на жилой квартал. В момент наибольшего напряжения фильм становится цветным. Бритых, подкаченных и организованных ребят, устраивающих беспорядки, можно было наблюдать и в другом фильме конкурса, «Памятник Майклу Джексону» (Spomenik Majklu Dzeksonu) сербского режиссера Дарко Лунгулова. Работа награждена на фестивале VOICES дипломом за лучший сценарий. Это типичная балканская история, трагикомедия в духе Эмира Кустурицы , рассказывает историю вечного мечтателя Марко, который одержим идеей поставить в центре умирающего родного города монумент своего кумира. Действие происходит в 2009 году, Марко верит, что памятник станет первым шагом к возрождению городка, привлечет сюда туристов и даже самого Майкла Джексона, объявившего о начале мирового турне. Простые жители оказывают поддержку, однако против Марко и его планов ополчается местная власть и ее цепные псы – националистическая группа «Чистая Сербия», которая не желает видеть у себя дома памятник «негру и педофилу». Фильм, сделанный при участии целого ряда стран (Сербия, Македония, Хорватия и Германия), сочетает в себе социальную критику и саркастический юмор, трогательную самоиронию и теплые воспоминания о тех временах, когда Балканские страны жили большой дружной семьей. Тема поиска мира в собственной душе продолжилась в итало-швейцарском фильме «Клятвенная девственница» (Vergine giurata, в вологодском переводе просто «Обет») о необычном, но реальном албанском обряде, связанном со… сменой пола. Не удивительно, что в патриархальной деревне женщинам нельзя прикасаться к ружью, спорить, возражать мужчине, жить по-настоящему свободно. Но, оказывается, есть лазейка в строгом законе. Героиня фильма, юная Хана, демонстрирующая свое нежелание быть слугой мужчинам, на деревенском совете отрекается от женской сущности, принимает в дар кинжал и становится Марком для всех родных и жителей села. Отныне она обязана хранить девственность и внешне выглядеть, как подобает мужчине. После 10 лет затворничества начинается трудная одиссея женщины, которая силится преодолеть внутренние противоречия и вернуться в собственное тело. Еще она конкурсная картина о странностях собственного тела (как и «Обет», оставшаяся без призов) – французская лента «У Венсана нет чешуи» (Vincent n’a pas d’écailles). Ее герой – застенчивый молодой человек, у которого после намокания кожи удесятеряются силы. Сначала Венсан плавает и ныряет, как дельфин, в гордом одиночестве, а потом раскрывает свой секрет девушке, в которую влюблен. Но Венсан не стремится применить суперспособность для блага мира, он не создан для того, чтобы быть Героем. Несмотря на заявленную интригу, фильм неосновательный и водянистый (в прямом и переносном смысле) и выглядит как «жертва формата». То есть, эта кинематографическая фантазия, искусственно растянутая до 78 минут, могла бы быть легкой, но не раздражающей среднеметражкой, если бы формат в 40 минут был хоть где-то востребован. А поскольку ни фестивальный, ни коммерческий прокат такой метраж не интересует, дебютанту Тома Сальвадору пришлось действовать по принципу «просто добавь воды». К сожалению, это не прибавило ему мощи, в отличие от его героя. Зато удачно вписался в программу европейского кино фильм из России «14+» , впервые показанный на Берлинском фестивале, а также получивший спецприз жюри на недавнем Кинотавре. Кажется, картина Андрея Зайцева – тот фильм, который всем нравится. История современных Ромео и Джульетты, трогающая искренностью и чистотой эмоций, неподдельностью характеров и диалогов и воскрешающая воспоминания о собственном детстве, очаровала и вологодских зрителей, и жюри конкурса. Фильм получил приз зрительских симпатий и диплом за актерские дебюты (Ульяна Васькович и Глеб Калюжный ). Приз за лучшую актерскую работу получила исполнительница главной роли в испанской комедии «Кармина и аминь» (Carmina y amén) Кармина Барриос, сыгравшая женщину, которая решает на два дня скрыть смерть мужа, чтобы получить его премию на работе. Картина иллюстрирует известный факт о том, что у испанцев горячая кровь и зашкаливающее жизнелюбие, остановить которое не в силах даже смерть близких людей. Главный приз фестиваля VOICES также получила комедия – венгерский фильм «Без всяких на то причин» (Van valami furcsa és megmagyarázhatatlan), дебютная работа режиссера Габора Реиса. Герой фильма — 29-летний Арон, у которого нет ничего, ни денег, ни работы, один лишь диплом киноведа (впрочем, шуток на эту тему, к сожалению, не было). Арона мы застаем в тот момент, когда его только что бросила девушка. Сначала он представляет, как внезапно умрет в метро, на улице или в магазине, а потом пытается разобраться в себе, найти точки опоры и повзрослеть. В первую очередь это обозначает освобождение от родительской опеки, от детских комплексов, от постоянного сравнения самого себя с более успешными, но пьющими друзьями. Милая, свежая, немного фарсовая картина о самоидентификации мужчины на пороге 30-летия (еще один сложный возраст), с приятными титрами, на которых Арон, «стартовавший последним», обгоняет сперва всех своих друзей, затем режиссера фильма, а затем и вовсе всех членов съемочной группы. Киноведы должны быть довольны. VOICES по-прежнему делает ставку на общение и дружбу, всячески способствуя диалогу культур. Надеемся, что через год фестиваль вновь будет поддержан губернатором области и администрацией города, а также генеральным спонсором, компанией «Северсталь», и вновь соберет нестандартную кинопрограмму и творческих людей из России и Европы на гостеприимной и сердечной вологодской земле. Все награды фестиваля VOICES-2015: Гран-при — «Без всяких на то причин», Венгрия. Режиссер – Габор Реис Приз за лучшую режиссерскую работу – «Мы молоды. Мы сильны», Германия. Режиссер – Бурхан Курбани Приз за лучшую актерскую работу – Кармина Барриос, «Кармина и Аминь», Испания. Режиссер – Пако Леон. Диплом за лучший сценарий – «Памятник Майклу Джексону», Сербия. Режиссер – Дарко Лунгулов Диплом за лучшую актерскую работу – Ульяна Васькович и Глеб Калюжный, «14+», Россия. Режиссер – Андрей Зайцев. Приз зрительских симпатий — «14+», Россия. Режиссер – Андрей Зайцев.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.