Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Фестивальная колонка

Фестивальная колонка

 Геноцид, наркотики, онкология, патриотизм и другие причины смерти Патриотизм. Сознание. Совесть – тема документальной программы 37-ого ММКФ. «Свободная мысль» продолжает показывать актуальное кино и задавать каверзные вопросы на спорные темы. Где кончается закон и начинается беззаконие? Почему человек не хочет брать ответственность за преступления? Существует ли гражданское сознание и можно ли к нему апеллировать? Что такое патриотизм? Ответы на эти и другие вопросы отборщики программы и авторы фильмов предлагают нестандартные, точка зрения на проблематику не всегда очевидна. Так, в фильме «Я – народ» Анны Руссийон показан взгляд простых крестьян на события «арабской весны», произошедшей в Египте в 2011 году. Деревенские жители наблюдают перемены в стране по телевизору, и их оценки резко контрастируют с пламенными речами, звучащими на площади Тахрир. Городские революционеры, соблазненные западными ценностями, рисуют демократическую утопию, а в селе важна лишь цена газового баллона. Райским уголком мечтает сделать небольшой шахтерский город и герой фильма «Китайский мэр», реж. Чжоу Хао, но для того, чтобы вернуть ему былую славу, градоначальнику придется сначала сровнять с землей тысячи домов. На небольшом участке сталкиваются лбами бизнес, прогресс, политика, коррупция и права граждан, которых вынуждают принести серьезные жертвы в угоду быстро развивающейся Народной Республики. Хватило ли у них сознательности и патриотизма? С готовностью ли они остались без крова или жаловались на несправедливость, когда бульдозер под названием Государство сносил их дома? На тему сознательного и бессознательного патриотизма высказывается еще одна китайская картина из документального конкурса, «Юный патриот» , реж. Ду Хайбинь, в которой прослеживается трансформация героя из наивного, оголтелого патриота, размахивающего на улице флагом и не сомневающегося в руководящей линии партии, до трезвого гражданина своей страны. А документальный фильм «Citizen Four: правда Сноудена» , получивший в этом году премию Оскар, вообще ставит вопрос о патриотизме ребром: Сноуден — патриот или предатель? Он раскрыл государственную тайну или хотел защитить граждан страны? Кстати, этот фильм, посвященный самому громкому разоблачению последних лет, выйдет в прокат уже 9 июля. Вопрос гражданского самосознания не отделим от истории страны. Два фильма «Свободной мысли» навели фокус на события прошлого. Картина чилийца Патрисио Гусмана «Перламутровая пуговица», получившая на Берлинском фестивале приз на лучший сценарий, притворяясь поначалу медитативным фильмом о природе и непонятной связи океана с космосом («У воды есть голос», «Вода получает сигналы от звезд» и т.д.), к середине волшебным образом выруливает на тему геноцида коренного населения. Вода хранит историю человечества, и пуговица, найденная на океанском дне, оказывается единственным свидетелем того, как исконных жителей Патагонии сбрасывали в море с пиночетовских самолетов. У воды есть голос и память, а у людей не всегда. Герои самого ожидаемого фильма программы «Взгляд тишины» Джошуа Оппенгеймера – люди, повинные в геноциде 1965-66 гг, произошедшего в Индонезии, — ничего не хотят вспоминать. Убийцы не просто все еще живы, они у власти, они живут по соседству с семьями жертв, и ни один из них не считает убийство миллиона человек тяжелым преступлением. «Коммунисты не молились, как ты можешь упрекать меня?». «Коммунисты спали с чужими женами». «Это политика». Вот их обоснования геноцида. Режиссер вместе с родственником одной из жертв пытается настроить людям оптику, но видит только неподдельное удивление в глазах: «Зачем ворошить прошлое? Это уже закончилось, давайте просто забудем». Память выжигает плохое, вместе с совестью и разумом. Просить прощения у жертв начинают дети убийц, это маленький шаг, и шанс вновь стать людьми. Хотя и дети палачей чаще всего просто машут руками: «Мы ничего не знаем и не хотим знать». В итоге, приз за лучший документальный фильм 37-го ММКФ получила картина «Земля Картелей — Cartel Land» , реж. Мэтью Хайнеман. Снятый с риском для жизни, этот фильм рассказывает историю создания и эволюции мексиканского народного отряда самообороны, собранного для защиты сел от бандитских наркокартелей, терроризирующих окрестности. Люди активно поддерживают народных мстителей, но против них выступает не только мафия — власть направляет в регион силы регулярной армии и включает информационную войну. И так как процесс, который нельзя остановить, нужно возглавить, история ополчения заканчивается сращиванием с властью – постепенно, не сразу, устранив основателей и лидеров движения, народная армия берется под контроль, вооружается, рядится в униформу. Не беда, что среди новых ее членов полно торговцев наркотиками и вчерашних похитителей людей. Финал любой борьбы добра и зла заранее предрешен. Неофициальный, внерегламентный приз зрительских симпатий в документальной программе достался фильму «Дорогая, не пересекай эту реку», самому кассовому за всю историю национального проката в Южной Корее. В этой милейшей картине люди наконец-то умирают не в результате геноцида или террора, а по естественным причинам. Герои фильма – пара стариков, ей 89 лет, ему 95, и вместе они уже 76 лет! Влюбленные друг в друга, как будто только вчера познакомились, они ходят за ручку, смеются, кидаются листьями и лепят лица друг друга из снега. Конечно же, они хотят умереть в один день, но кому-то придется ждать своего часа в одиночестве. В отличие от другого известного фильма про любовь и умирание стариков, эта картина вызывает сильные живые эмоции – на всех просмотрах рыдали и женщины, и мужчины. О том, что мы все умрем, и о том, что умирать легче, чем жить, рассказывает и «Экстаз Вилко Джонсона» , реж. Джулиен Темпл – история знаменитого музыканта, который узнает, что в животе у него опухоль, и жить ему осталось 10 месяцев. Сразу приняв неизбежность приговора, он впервые начинает понимать вкус жизни, его чувство юмора растет вместе с опухолью, которой он дает имя Генри, и все вокруг начинает играть новыми красками. Такая удача — знать, когда ты умрешь, наконец-то можно начать жить по-настоящему. Но, кажется, Вилко придется задержаться на земле чуть дольше, чем он рассчитывал. Опухоль оказалась операбельной, ее вырезали, жизнь Вилко потекла своим чередом, перепрыгнув через установленную дату смерти, и к нему сразу вернулась тревога и чувство неопределенности. Возвращаться в жизнь после того, как ты сто раз в голове прокрутил уже свои похороны, оказалось непросто. Но «ты ничего не можешь изменить, жизнь так устроена». «Ты ничего не можешь изменить, жизнь так устроена», — так говорит социальный педагог 14-летней девочке, героине фильма «Тото и его сестры», мать которой сидит в тюрьме, сестра на наркоте, а у нее на руках младший 10-летний пацан, которого надо кормить, а сама она даже читать толком не умеет. Проблемы семьи, в которой наркотики становятся частью ежедневной рутины, одинаковы в каждой стране. Но в этом фильме режиссер позволил героям показать свою реальность такой, каким мы её бы никогда не увидели со стороны. Ни один персонаж не выдает присутствие человека с камерой, отчего он похож на игровой, постановочный. Режиссер картины Александр Нанау, в прошлом фильме «Мир глазами Иона Б.» , снимал бездомного художника, которому он в конце-концов помог устроить выставку в Нью-Йоркском музее. Для Тото и его сестер Нанау спасение видит тоже в искусстве. Ты ничего не можешь изменить, но искусство может. Документальное кино, действительно, меняет мир. Кто еще не понял это — до встречи в следующем году, в 2016-ом «Свободная мысль» отметит свое 10-летие.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.