Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > История кино

История кино

 В один из весенних дней 1928 года на перрон Курского вокзала сошел с поезда дальнего следования юноша лет семнадцати. Одет он был не по сезону в длинную шубу явно с чужого плеча, на ногах «красовались» модные в то время желтые краги, на голове — комиссарская кожаная фуражка. Молодой человек приехал без вещей, без денег, не зная никого в Москве. Однако на его лице нельзя было заметить ни растерянности, ни замешательства. Он подошел к первому попавшемуся носильщику и небрежно спросил: «Где здесь Малый театр?» Едва ли тогда кто-нибудь мог угадать в худеньком невзрачном пареньке, с забавной решительностью и уверенностью шагавшем по улицам незнакомого города, будущего популярного артиста Марка Бернеса. Его привело в Москву горячее стремление стать актером, стремление, зародившееся еще несколько лет назад, когда школьником он впервые попал на театральное представление. Чтобы стать поближе к театру, он знакомится с расклейщиком афиш, с удовольствием ходит «живой рекламой» по городу, и, наконец, его принимают статистом в труппу Харьковского театра. Юношу не смущало, что ему доставались вначале лишь маленькие роли без слов. Он был в театре — и это главное! Спустя два года после первого выхода на сцену Бернес решает отправиться я Москву, где находились лучшие театры страны. В течение восьми лет он работает в Малом театре, театре Корша, затем Театре Революции, играет рядом с такими выдающимися мастерами, как Н. Радин, С. Кузнецов, С. Межинский, М. Штраух, С. Шатрова, учится у них трудному, но благородному искусству актера, накапливает сценический опыт. Постепенно у Бернеса появляется совершенно ясное и четкое желание стать артистом кино. «Трудно объяснить, почему именно кино, — вспоминает Бернес,— но еще раньше, когда я, бывало, смотрел киноленты с участием актеров Барнета, Комарова, Гардина и других, я ловил себя на сумасшедшей мечте – самому появиться серой тенью на белом полотне экрана». Однако актер считал, что этому не суждено сбыться: он был щуплым, невидным юношей и, что самое ужасное, с огромным количеством веснушек на лице. Когда в театр приходили люди с киностудии и отбирали актеров для съемок, он всегда стоял в стороне и сердце у него сжималось до боли… Первое знакомство Бернеса с кино началось с участия в массовках фильма «Заключенные». Затем ему предложили сыграть роль вредителя Красовского в фильме «Шахтеры». Хотя по этому фильму было ещё трудно судить о своеобразии дарования М. Бернеса, молодым актером заинтересовался режиссер С. Юткевич и пригласил сниматься в новом фильме «Человек с ружьем». Порученная актеру роль была невелика: герой — молодой красноармеец, должен был произносить всего две фразы, но Бернес страстно взялся за дело. Молодой артист в поисках материала целыми днями просиживал в Музее Революции, изучая исторические документы и фотографии времен гражданской войны. Его внимание привлек групповой портрет красногвардейцев, среди которых особенно выделялся белоголовый вихрастый паренек в кожаной куртке, весь увешанный оружием. Во всем его облике чувствовался молодой задор, забавная решительность и целеустремленность. Бернес с первого взгляда на снимок подумал, что его горой должен выглядеть именно так. Актер тщательно скопировал костюм, подобрал грим, не задумываясь, покрасил волосы в светлый цвет. На съемке юный солдат в исполнении Бернеса был так выразителен, настолько выделялся из числа участников эпизода, что режиссер С. Юткевич решил расширить роль. Эпизоды с участием нового действующего лица, его поступки, его слова придумывались сообща на ходу, порой прямо на съемочной площадке. Бернес принимал в этом активное участие. Он неутомимо работал день и ночь, подыскивая для своего героя походку, смех, говор. Актер нашел и определенное место в фильме своему Косте Жигулеву (так назвали нового персонажа по предложению работника киногруппы). «Почему бы командиру Чибисову, наделенному большими полномочиями, не иметь адъютанта?» — предложил он как-то режиссеру, и С. Юткевич согласился дать эту ответственную должность Жигулеву. Так в картине появился новый герой, а в творчестве Бернеса — одна из его любимых ролей, которой началась длинная галерея ярких интересных, разноплановых образов, созданных актером за более чем двадцатилетнюю жизнь в кино. В истории создания образа Кости Жигулева много характерного проявившегося и в роботе Бернеса над другими ролями. Например, так же творчески подошел актер к роли простого одесского паренька Аркадия Дзюбина а фильме «Два бойца» (1943). Прочитав сценарий, Бернес решил обязательно познакомиться с коренным одесситом. Но как его найти о Ташкенте, где тогда находилась съемочная группа? Случайно выяснилось, что в одном из госпиталей (дело происходило во время войны), находится много защитников Одессы и Севастополя. Актер добился разрешения навестить их. С одним из раненных одесситов у Бернеса завязались теплые дружеские отношения. Он часами просиживал у постели больного, стараясь перенять его манеру говорить, интонации, жесты. Придя домой, Бернес повторял всё перед зеркалом, отбирая для своего героя наиболее яркое, характерное. Интересно, что после окончания съемок в этом фильме актёр долго на мог отвыкнуть от ставшего для него привычным одесского говора, и жители Одессы часто принимали Бернеса за земляка. Большое внимание удалив внешнему рисунку роли, Бернес сумел избежать опасности сыграть просто беззаботного балагура одессита, образ, ставший ужа анекдотическим. За шутками и остротами, за жаргонными словечками в Аркадии Дзюбине проглядывает характер отважного, смелого солдата, преданного Родине, друзьям, воинскому долгу, прекрасного отзывчивого товарища. Этим-то и ценно творчество М. Бернеса. Он умеет со свойственной ему тонкой наблюдательностью разглядеть в обычном человеке, в котором многие бы не нашли бы ничего примечательного, черты подлинно героические, благородные, достойные восхищения. Открытием в герое качеств, о которых зрители вначале и не подозревали, в основном и привлекают образы, созданные Бернесом. На творческом счету Бернеса не много ролей главных героев, чаще актеру приходилось играть эпизодических персонажей. Но в работе для него не существует разницы между ролями основными и второстепенными. Поэтому каждый его новый герой, независимо от места, которое ему отводится в фильме,— это характер цельный, законченный, полнокровный. Поистине заслуженно М. Бернеса называют мастером эпизода. Хотя всего несколько раз появляется в фильме фронтовой шофер Минутка, черноморский моряк Чмыга, сварщик Умар-Магомет («Далеко от Москвы», 1950 г.), купец Окладников («»Море студеное», 1954 г.) и другие его эпизодические герои, они запоминаются отчетливо, и у зрителя о них создается полное и яркое представление. В фильме «Великий перелом» Бернес, имея в своем распоряжении небольшой текст, провел тонкую, можно сказать, ювелирную работу над обрисовкой своего героя — немногословного, замкнутого человека. В этой роли обнаружилось, что артист умеет очень красноречиво «молчать», и не менее красноречиво разговаривать взорами и жестами. В мелких подробностях: чуть заметной улыбке, повороте головы, движении рук, во взглядах — раскрывался образ мужественного, сурового внешне, умного бойца, одного из многих героев Отечественной войны. Приступая и работе над ролью Минутки, Бернес близко познакомился с фронтовыми шоферами, изучил специфику их нелегкого труда. Поэтому такой естественностью и правдивостью отличается поведение артиста в фильме, поэтому так спокойно и уверенно лежит на руле машины его рука. В этом проявляется своеобразие Бернеса как актера: его герои всегда убедительны и достоверны. Если его персонаж — летчик, он держит штурвал самолета, как опытный профессионал, если шофер, то он действительно виртуозно водит автомобиль, если сварщик, то он прекрасно разбирается во всех тонкостях сварочного дела. Характерные профессиональные привычки или национальные черточки метко подмечает артист в жизни и тонко использует в своем искусство. Недаром, просмотрев фильм «Истребители», многие зрители были уверены, что Бернес служил в авиации. А после выхода на экран кинокартины «Третий удар» актер получил письмо от группы советских воинов, поверивших в реальное существование Чмыги и просивших сообщить либо его адрес, либо, в случае его гибели, — его родных. Есть и еще одна особенность в творчестве Бернеса. Как-то на съемках фильма «Человек с ружьем» в руки Бернеса попалась гармошка. Она удивительно удачно подошла к его внешности озорного веселого паренька с рабочей окраины. Режиссер посоветовал подобрать какую-либо интересную и неизбитую песню времен гражданской войны. Бернеса выручил режиссер П. Арманд. Не будучи ни композитором, ни поэтом, он написал музыку и текст песни «Тучи под городом встали…», которая и по мелодии, и по содержанию напоминала любимые песни первых лет революции. И с тех пор песня стала неотъемлемой спутницей большинства ролей М. Бернеса. Он поет в фильмах не для развлечения зрителей, не для оживления бездейственных, скучноватых эпизодов. Песня используется артистом как своеобразный прием характеристики персонажа, раскрывает его мысли и чувства. В картине «Человек с ружьем» песня воспринимается как выражение дум и настроений Кости Жигулева, передает романтику сурового революционного времени. В фильме «Два бойца» в песнях подчеркиваются индивидуальные черты характера Аркадия — его веселый нрав, оптимизм, остроумие. Песня, звучащая в картине «Истребители», придает лирическую окраску образу летчика Кожухарова. Очень углубляет характеристику капитана Косарева, роль которого играет М. Бернес в фильме «Тарас Шевченко», исполняемый им романс, полный тоски и безнадежности. Для каждой новой песни артист находит иные краски и интонации, он никогда но повторяется. В свое исполнение он вкладывает много чувств, переживаний. Не случайно любая песня, после того как ее спел Бернес в кино или на эстраде, становится исключительно популярной.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.