Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Фестивальная колонка

Фестивальная колонка

 Обзор короткометражного конкурса фестиваля В Сочи подвели итоги короткометражной программы 26-го «Кинотавра». В конкурс вошли 22 работы как начинающих режиссеров, так и профессионалов, картины смешные и пугающие, с неспешным течением повествования или остросюжетные, с неожиданным концом, который лучше не раскрывать потенциальному зрителю. Программу показывают первые три дня фестиваля, она задает тон, отчасти даже предваряет впечатления от основного конкурса, ведь именно в коротких фильмах рассыпаны подсказки, ключи к основным темам фестиваля этого года. Особенно приятно находить переклички – актерские и смысловые — короткометражного и основного конкурса. Александр Яценко , появившийся в первом же фильме короткой программы «Как жизнь без любви», позже возникнет главным героем полнометражной картины «Инсайт «. Точно также Полина Пушкарук из деревенской девушки Тани («Таня») станет безымянной жительницей странной деревни в «Госте «. Гоша Куценко из «Знака» нырнет в «Страну Оз «. Четырежды в основном конкурсе получит продолжение тема воскрешения мертвых из короткометражки «Portfolio» — кажется, это один из лейтмотивов 26-ого Кинотавра. Еще один рефрен, кочующий из фильма в фильм «все, что происходит с женщиной, происходит в ее голове». В коротком метре на эту тему высказался «Знак» Анастасии Юлиной и картина Анны Меликян с длинным названием «Такое настроение, адажио Баха и несколько фрагментов из жизни девушки Лены». В общем, рифм и параллелей много. Нам остается только посмотреть всю программу и поймать связующую нить, чтобы постигнуть фундаментальный замысел и драматургию Кинотавра-2015. А пока мы расскажем о тех фильмах короткого метра, которые показались нам наиболее интересными. «Как жизнь без любви», реж. Светлана Самохина Неспешная, с обилием цветовых пятен и крупных планов, история двух прослушиваний, снятая ученицей «МШНК» Светланой Самохиной: молодая театральная актриса (Анна Шепелева ) приходит пробоваться на роль в сериале артхаусного режиссера (Александр Яценко ), а потом настойчиво раскручивает его на беседу — о кино, об ощущениях, смыслах, жизненных перипетиях, устраивая эдакий любовный кастинг. Оба собеседования, судя по всему, заканчиваются прозаично — как будто и правда, жизнь без любви. «Масоны», реж. Дарья Власова Комедийное роуд-муви про скромную масонскую ложу из четырех человек: библиотекарь (Сергей Епишев ), автомеханик (Михаил Тройник ), портной (Денис Самойлов) и работник детсада (Геннадий Юдин ) за главного. Узнав, что их ложу закрывают, квартет в машине, не считая говорящей собаки Евгения (Риналь Мухаметов ), отправляется в Сибирь, к Великому Мастеру, чтобы уговорить его передумать. По пути они встречают чебуречную с ордой батюшек, плотнее знакомятся друг с другом и даже начинают сомневаться в роли масонства в своей жизни. Смешная и динамичная картина о поиске душевного равновесия. Особое упоминание председателя жюри Гильдии киноведов и кинокритиков. «Никто не умирает по утрам», реж. Александр Коручеков Хармсовская история про человека (Алексей Вертков ), которому приходит телеграмма, сообщающая, что он должен умереть ровно в 11-59. Мужчина сначала расстраивается, предполагая, что по утрам никто не умирает, а потом радуется, что будет первым. И начинает непростые приготовления к такому ответственному событию в жизни каждого человека, о которых он и рассказывает машинистке (Мария Машкова ) с белыми волосами и грохочущей печатной машинкой. Стильный, забавный и наблюдательный фильм. «Путешествие Федора по Москве начала XXI века», реж. Аксинья Гог Изобретательная и не лишенная абсурдисткого юмора история про столицу, где творится невесть что (слегка искаженная реальность пугающе похожа на повседневность). Мальчика Сашу (Тимофей Шубин), который уверен, что ему больше подходит имя Федя, мама (Яна Крайнова ) оставляет четвероюродной сестре (Мария Смольникова ), а сама усвистывает заграницу к возлюбленному. Федя же слушает мифы про Прометея, наблюдает ежедневный теленовостной шабаш и становится свидетелем странных событий. Когда все это обратится в историю, записи его путешествия будут звучать как учебник: хорошие люди жили в Москве XXI века, только слишком верили телевизору, спали друг с другом без любви, и автомобили отчего-то ездили задом-наперед. Полная неона и ритмичного пульса столицы картина Гог задается как экзистенциальными вопросами (почему, получив от Прометея огонь, люди остаются пассивными кусками мяса?), так и абсурдно-прозаическими: будут ли люди продолжать заниматься сексом без любви, если это их убьет? «Угонщик», реж. Максим Кулагин История двух угонщиков, один с принципами (Александр Петров ), другой — с карандашом за ухом (Дмитрий Чеботарев ), которые уводят джип у доктора биологических наук с целью выкупа и обнаруживают в багажнике тело девушки (абсолютно неузнаваемая Ольга Хохлова ). Начинаясь в духе российского «Драйва » (светловолосый Петров в кожаной куртке — наш ответ Гослингу), под занавес «Угонщик» делает кувырок и переходит в совершенно иной жанр, раскрытие которого было бы преступным спойлером. Крепкая картина, которую в первую очередь отличает ловко придуманный сценарий. Специальный диплом жюри короткометражного конкурса. «Лето», реж. Антон Уткин Научно-фантастический коротыш Антона Уткина с приятной компьютерной графикой и с титрами в стиле «Чужого». Ближе к концу первой половины XXI века на Земле случилась война или еще какие-то неприятности, по выжженной земле мчится на автопилоте машина скорой помощи, а медсестра (Алена Бабенко ) старается спасти раненого возлюбленного. Машина рискует попасть в зону орбитальной бомбардировки, но тут на связь выходит одинокий человек в космическом челноке на орбите, который какое-то время успеет поговорить с героиней Бабенко, скрасить оба два одиночества. Начинаясь как добротный постапокалипсис, на выходе фильм оказывается очень гуманной картиной о приятных воспоминаниях, которые от века к веку не слишком-то меняются, особенно если связаны с летней порой. «Настя», реж.Кирилл Плетнев Дипломная картина артиста Кирилла Плетнева , отучившегося на Высших режиссерских курсах, рассказывающая о сложном переплетении нескольких женских судеб в полицейской части у железнодорожной станции. Жесткая служительница закона Анастасия (Инга Оболдина ) случайно сталкивается с беглой почтальоншей Настей (Мария Шульга ), половинкой местной версии Бонни и Клайда, обокравшей родную почту и разыскиваемой по всему краю. Обе оказываются несколько сложнее ролей «полицейский» и «нарушитель», а в чем-то они даже похожи. Помимо двух Анастасий, в разговорах о женской доле принимают участие местная работница общепита (Анна Уколова ) и приемная дочь Анастасии в форме (Альфия Закирова). Картина в первую очередь примечательна актерским ансамблем, а также желанием и умением Плетнева работать с женскими характерами и их развитием. Победитель короткометражного конкурса. «Горизонт», реж.Татьяна Догилева Фильм рассказывает о паре русских эмигрантов (Эммануил Виторган и сама Татьяна Догилева), которые решили осесть в Юрмале. У него проблемы со здоровьем, и молодая латышка (Ирма Паваре) за деньги помогает по хозяйству семье, но отношения складываются не сразу. Фильм симпатичный, жизненный, хотя и неровный, возможно, потому что снимался быстро, всего за 2,5 дня. О том, что нет ничего прекраснее и чище горизонта, а жизнь невозможно повернуть назад, со временем действительно задумываешься все чаще. «Таня», режиссер Никита Иконников Интеллигентная семья художника приезжает в деревню, где живет юная Таня с бабушкой. Девочка интересна одновременно и отцу, и сыну, но оба они дадут задний ход, когда той нужна будет реальная помощь. Фильм о человеческом эгоизме и равнодушии с волшебной Полиной Пушкарук впечатляет глубоко продуманными героями, которые сильно вылезают за рамки 18-ти минутной картины. «Возвращение Эркина», реж. Мария Гуськова Фильм снимался в Киргизии, с киргизскими непрофессиональными актерами, на местном материале, хотя сама история — универсальная. Человек выходит из тюрьмы и пытается вернуться к обычной жизни, примириться с теми, из-за кого или ради кого он потерял свободу и дом. О том, какие чувства испытывает Эркин и что с ним произошло, Мария Гуськова по-взрослому не разжевывает, предпочитая вести повествование на языке кино. За что и получила Специальный диплом жюри короткометражного конкурса Кинотавра. «Кира», реж. Владлена Санду Учебный фильм студентки ВГИК (мастерская Алексея Учителя) Владлены Санду также посвящен человеку, вышедшему из заключения. На этот раз это девочка Кира (непрофессиональная актриса, очень органичная Анастасия Белоусова), покинувшая колонию для несовершеннолетних, направляется домой в Борисоглебск. Ей не хватает денег на билет, а еще очень нужно позвонить, но никто не дает телефон. Люди, у которых Кира ищет помощи, лишь городят преграды на пути домой, а человеческие барьеры — не лучше лагерных. Зона и там, и тут. Да и дома, как выясняется, тоже никто не ждет. Безысходность полная. Специальный диплом жюри короткометражного конкурса Кинотавра. «После нас хоть потоп», реж.Жора Крыжовников Короткометражный оммаж Георгию Данелии от режиссера «Горько «, доставившего в очередной раз на «Кинотавр» образцовую комедию, — одну из новелл альманаха «Страна чудес» , который выйдет в прокат уже 1 января. Взлохмаченный фермер (как всегда прекрасный Тимофей Трибунцев ) встречает инопланетян, по техническим причинам устроивших пикник на обочине. Пересказывать эту смешную новеллу дальше рисковано раскрытием неожиданных (но угадываемых) сюжетных поворотов. Плотность шуток не такая, как в прошлогоднем «Нечаянно», зато в воздухе витает дух советской комедии. «Это не я», реж. Алексей Камынин Любитель обдолбаться (Никита Кукушкин ) запал на девочку с катка, пошел за ней, повздыхал, а потом вернулся домой и купил у соседа «дозу сахара». Последним воспоминанием перед ним замаячил перед окном на улице его гений чистой красоты, а на утро сразу две новости: по телевидению рассказывают, что девочку убили, а на полу у батареи — ее телефон. Как тут не забеспокоиться? Фильм снят с бюджетом «только на пиццу», чего по фильму и не скажешь — увлекательная остросюжетная драма, «гимн торжествующего зла», как определяет свою работу сам автор. «Portfolio», реж. Никита Тамаров Руководительница погребальной фирмы звонит нанятому на проект исполнителю и просит его кое-что поправить – клиентка забыла в гробе сумочку с документами и завещанием. Подумаешь – всего-то навсего нужно откопать дедушку. После того, как пустячная просьба выполнена, продолжают приходить новые требования, каждый раз все более абсурдные. Работа все еще не оплачена, специалист ругается, но выполняет одно задание за другим. Деньги на эту кинопародию на современные корпоративные отношения собирали всем миром на краундфаундинговой платформе. Приз жюри Гильии киноведов и кинокритиков. «Знак», реж. Анастасия Юлина Вдохновенная Ги Мопассаном, Анастасия Юлина сняла картину, героини которого две соседки, живущие на одной лестничной клетке. Та, что постарше (Анна Банщикова ), выходит из подъезда постоять на тротуаре и возвращается обратно то с одним, то с другим мужчиной. По ее квартире ходят девушки в белье, все это периодически наблюдает вторая героиня, молодая и одинокая девица (Татьяна Полосина ), которая стремиться быть такой же раскованной и свободной, но не знает как. Однажды она решается спросить, как удается так быстро «поймать» жертву, может, знак какой есть? Не получив однозначной инструкции, девушка вынуждена действовать наугад, и ей почти сразу удается заполучить быстрый секс с Гошей Куценко. «Такое настроение, адажио Баха и несколько фрагментов из жизни девушки Лены», реж.Анна Меликян Киноэтюд, снятый Анной Меликян для благотворительного аукциона, продолжает тему «чего хотят женщины?». Девушка Лена (Ольга Зуева) – симпатичная, но, как водится, одинокая, устала просыпаться одна в большом городе. Она мечтает о большой любви, но где ее взять? Подойти и познакомиться она ни к кому не решается. А вдруг сегодня какой-нибудь прекрасный мужчина сам заговорит с ней на улице. И сразу скажет ей, что она ему сразу понравилась… Рядом с домом Лены кто-то выбросил старое пианино, на котором в конце фильма сыграют заявленное в названии адажио. Жизнь Лены это не изменит, все пойдет своим чередом, но финальный титр предложит забыть о проблемах, потому что мы все равно скоро умрем. Спасибо за напоминание.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.