Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Фестивальная колонка

Фестивальная колонка

 Дневник Кинотавра. День первый и второй Широкого шагая, «Кинотавр» уже отмерил первые два дня конкурсных показов и прочих мероприятий. Утром первого дня слово дали молодым: сразу после завтрака Даниил Дондурей провел круглый стол «Кино молодых: новые песни о главном». Затем показали первый блок короткого метра, преимущественно молодого (об этом мы расскажем в другой раз), а затем в бой пошла тяжелая артиллерия — конкурсные фильмы, ранее представленные на крупных международных фестивалях в Берлине и Риме. «14+» и «Ангелы революции». «14+» Когда Андрей Зайцев не снимает документальное кино, он снимает о любви. Если не о цоеподобном рокере, как в дебютных «Бездельниках «, так о смешной, красочной, с привкусом крови во рту и саундтреком из песен во «Вконтакте» — о первой школьной любви времен социальных сетей, которые, вы удивитесь, не превратили прекраснейшее из чувств в механический процесс из лайков и робкой переписки (в «14+» главная отечественная соцсеть вообще фигурирует как орудие подготовки к боевой операции «Первая любовь», а не в качестве пути к сердцу красавицы). Итак, любовь. Она (Ульяна Васькович ) учится в школе №201, а он (Глеб Калюжный ) в 307-ой средней школе бабушкинского района. Школы враждуют, 201-я славится своими хулиганами под предводительством Волкова (Алексей Филимонов ). У нее — две подруги, у него — два друга, с которыми они рассекают по району под музыку из мобилы, как герои «Ненависти» Маттье Кассовица, только на десяток лет моложе. Любовь — с первого взгляда — вонзается в мальчишеское сердце, и понеслось: преодоление робости, физическая конфронтация и неловкие разговоры «про это» с матерью-одиночкой (Ольга Озоллапиня ). Школьная пора у Зайцева выходит красочно, смешно, но не утопично, без взрослой надстройки и опытного ехидства, наконец, это кино со сложившимся, хорошим актерским ансамблем (от непрофессиональных актеров-подростков Васькович и Калюжного до дебютантки Озоллапини и органичного Филимонова). Строить оптимистичные или мрачные догадки, что ждет всех героев этой истории впереди, даже и не хочется. Просто – любовь. «Ангелы революции» Третий фильм Алексея Федорченко — многослойная книжка-раскладушка, яркая, как обертка от пряника в версии советского Уэса Андерсона , и многоплановая, как любая притча, в которой документальность сплетается с режиссерскими находками и этническим колоритом хантов и ненцев. Их-то молодая советская власть и старается приучить к цивилизации, а в обмен просит променять свою озерную богиню на красные цвета и лозунги СССР. Коренные же жители забирают детей из построенных школ, отказываются ходить в больницы и вообще чуть что — хватаются за копья или ружья. Туда, во глубину отечественных руд, и отправляются четыре всадника авангарда (художник-скульптор-фотограф, кинорежиссер, поэт-театрал и мастер крематорных дел) во главе с Полиной Шнайдер (Дарья Екамасова ), чтобы обаять новым искусством коренные народы севера, чтобы заставить их шагать в ногу со временем. В регулярном соавторстве Федорченко и Дениса Осокина , помноженном на реальные фигуры и события — от установки памятника Иуде до режиссерских опытов Эйзенштейна (Павел Басов ), который тут скрывается под именем Петр — рождается дикорастущая, сложносочиненная картина множества разных миров. Коммунистического, этнического и авторского: стилистически индивидуальна каждая история авангардиста — от возлюбленного композитора Шнайдер (Олег Ягодин ) до сторонника крематориев Николая (Константин Балакирев ). Эти миры, как водится, сталкиваются — как миры племени майя и конкистадоров, например. Все эти точки зрения накладываются друг на друга (книжка-раскладушка, помните?) и вылепливаются в смешную и трагическую историю про один из самых интересных периодов советской истории, когда авангард еще мог, и никто ему не мешал, когда мечты еще не забронзовели или не испугались, когда приозерные жители еще верили в богинь, а не во власть. Вероятно, такое кино хорошо показывать если не в школах (все-таки 16+), так в институтах — тонизирует интерес к истории. Итоги зрительского голосования первого дня: «14+» — 4,82 балла «Ангелы революции» — 3,58 Во второй день Кинотавра прошли показы картин «No comment» и «Синдром Петрушки». Одним из продюсеров первого фильма стал Евгений Миронов , а главную роль в нем сыграл Александр Новин. Во второй картине наоборот: Новин – среди продюсеров, Миронов – исполнитель главной роли. Еще одна общая фамилия в титрах — Ася Темникова — также продюсер обеих картин. «No comment» Угрюмый студент Томас (Леонард Проксауф) из бездуховной Германии мается от недостатка общения в целом и родительской холодности в частности. В то же самое время улыбчивый офицер и хороший семьянин Алексей (Александр Новин ) прочесывает с товарищами окрестности Хасавюрта в поисках боевиков. У двух героев есть одна общая страсть – они снимают свою жизнь на видеокамеру. В финале фильма их пути пересекутся, хотя лучше б не пересекались. Поскольку завязка и идея фильма описана в официальной аннотации, не побоимся разрушить интригу: молодого немца, полюбившего девушку в хиджабе, на раз-два завербуют наводнившие Европу исламские фундаменталисты и тепленького отправят в Чечню минировать дороги и убивать наших парней. Томас осознАет свою ошибку, но будет поздно. No comment – игровой дебют Артема Темникова , до сего момента снимавшего документальные фильмы и разные передачи для центральных телеканалов (в основном про путешествия) и самого не раз бывавшего в горячих точках. По легенде, как-то раз в руки ему попали документальные кассеты, на которых «бородатые люди в камуфляже всех стран и мастей, говорящие на разных языках пьют чай, подрывают БТР-ы, расстреливают раненых…» Там же, на пленках, нашелся прототип главного героя – рыжий немецкий юноша, история которого и была воссоздана в фильме. Следуя документальным материалам, режиссер избрал основным художественным приемом фильма субъективную камеру, которая раздражает здесь не только тряской (хотя это тоже), но и тем, что живет собственной жизнью. Скажем, герой ставит ее на стол, чтобы запечатлеть свои видеообращения к миру, а она забывает, что оператора нет, поворачивается сама и наводит резкость. Неожиданно через тридцать минут болтанки, когда ты уже смиряешься с тем, что камеру берут в руки разные персонажи, фильме появляется взгляд со стороны. Смену ракурса режиссер объясняет тем, что оператором в этих сценах становится Бог (или Дьявол, или даже они на пару). С натурой в картине тоже происходит что-то странное. Времена года сменяют друг друга в произвольном порядке: сначала воины едят шиповник с кустов, потом мы видим цветущие деревья, после чего выпадает полметра снега. Зато все предельно понятно про находящихся в Чечне людей. Тут не ошибешься — сразу видно, кто плохой, кто хороший: россияне шутят – исламисты поминают Аллаха, наши переживают за товарища, заблудившегося в тумане, – враги следят друг за другом, чтобы отправить в случае чего соратника одним выстрелом в рай к гуриям, герои весело празднуют день рождения водкой с помидорчиками – бандиты режут барана. Еще показано, как корректно русские общаются с мирным местным населением, а они все равно врут и покрывают боевиков. В общем, ну очень вежливые люди. «Синдром Петрушки» Однажды в детстве Петя увидел, как из окна четвертого этажа прыгает женщина с ярко рыжими волосами. Позже ему приглянулась девочка Лиза с такой же прической, явно дочь погибшей. «Какая куколка», — сказал мальчик, и с этого момента Лиза стала принадлежать только ему. У Лизы тяжелая семейственность – помимо мамы-самоубийцы есть деспотичный отец (Зураб Кипшидзе) и страшная семейная легенда о проклятье рода и старинных куклах, влияющих на деторождение. Впечатлительный Петр, не расстававшийся все детство с девочкой ни на миг, повзрослев, решает стать кукольником и актером и едет учиться в Петербург. Лизу приходится отбирать у отца силой, умножая старые проклятья. Литературоцентричность – главная черта «Синдрома Петрушки», снятого по одноименному роману Дины Рубиной. История человека искусства, который стремится стать богом в созданном им мире, вдохнуть жизнь в куклы, и история обреченной быть куклой женщины зажили в первую очередь с помощью режиссера Елены Хазановой, Евгения Миронова, который сыграл взрослого Петра, а также взял на себя роль художественного руководителя фильма, и Чулпан Хаматовой в роли Лизы и куклы Элис. Третью по значимости роль исполняет Мераб Нинидзе. К сожалению, никто из актеров на Кинотавр приехать не смог. Это актерское кино отличается яркой театральностью, реальность в нем утрирована и искажена, а куклы и живые люди перемешаны. Тема мучительности любви и выбора между жизнью и искусством, несвободы, одержимости в отношениях создателя и его творения раскрываются за счет актерского таланта исполнителей (в том числе и молодых актеров, сыгравших главных героев в детстве и юности), а в дополнении к ним в кадр органично входят и оживают деревянные и фарфоровые марионетки ручной работы. Итоги зрительского голосования второго дня: «No comment» — 4,38 «Синдром Петрушки» — 3,98


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.