Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Дозорные

Дозорные

 Для того, чтобы вынести общие суждения о процессах, происходящих в зарубежной анимации, не обязательно быть специалистом. В принципе достаточно внимательно наблюдать за русской кинотеатральной анимационной афишей. Она растет и ширится. За 2012-й год в российский прокат вышел 41 мультфильм. Из них 4 сделаны в России, остальные за рубежом. Иногда, правда, речь идет об очень ограниченном прокате, но это не так уж важно для нас в данном случае, ведь все равно эти мультфильмы куплены русскими дистрибьютерами и запущены в оборот, так сказать. И впрямь, почему бы не купить, если мультфильмы постепенно становятся самым кассовым зрелищем. Например, в русском бокс-офисе 2012-го года именно мультфильмы заняли две первые позиции («Ледниковый период-4 » собрал 50 миллионов долларов, а «Мадагаскар-3 » — 49 миллионов). Тот же результат, кстати, получается и по русским фильмам в прокате: в 2012-м году также лидирует мультик («Иван Царевич и Серый волк » собрал 20 миллионов). По миру, правда, результаты немного другие, и первые два места принадлежат игровым фильмам, но, во-первых, это фильмы по комиксам, во-вторых, огромная часть их обаяния построена на элементах анимационных (т. е. спецэффектах), в-третьих, мультики все равно хорошо идут (в десятке самых кассовых фильмов года их три: «Ледниковый период», «Мадагаскар» и «Храбрая сердцем «). Говоря проще, анимация по-прежнему востребована. Полнометражных фильмов создается в мире очень много, и многие полнометражные фильмы имеют международный прокат. Некоторым удается пробиться даже на американский рынок, который, надо сказать, довольно сильно закрыт от зарубежного кино. Если несколько лет назад в американском прокате выходило едва ли несколько зарубежных мультфильмов, то в 2012-м их было больше десятка. Из этого замечания следует и еще одно: хотя Америка по-прежнему остается лидером на этом поле, другие страны постепенно начинают составлять ей конкуренцию. Пока не очень убедительную, но лиха беда начало. Если вернуться к русской афише, всего 12 мультфильмов из нее сделаны в США (и еще несколько — при участии США). Остальные приехали из Японии (9, правда, ни один из них не шел широко), Франции (3), Южной Кореи (3), Дании (2). И еще по одному фильму из Англии, Чехии, Бельгии, Канады, Испании, Финляндии, Исландии и даже ЮАР. Про фильм из ЮАР, который называется «Замбезия » хочется сказать особо. Вообще-то, это первый африканский полнометражный мультфильм, который я видела. Более того, я и короткометражек африканских видела не много — по пальцам перечесть. Ну, не анимационное это государство. А по «Замбезии» и не скажешь. Фильм сделан очень прилично, и российский зритель это оценил в 5,3 млн. долларов бокс-офиса. Для сравнения стоит упомянуть, что «Франкенвини » Тима Бёртона собрал 3,4 млн., их же «Феи » на данный момент получили 1,7 млн. на русском рынке, а американский же «Паранорман » — 3,1 млн. Конечно, редкий случай, чтобы не американский фильм имел бы такую хорошую судьбу, но раньше подобных редких случаев и вовсе не бывало. Надо сказать, «Замбезии» вообще повезло: их дистрибуцией в англоязычном мире будет заниматься Sony, и это обещает фильму большой успех. Пока он прошел всего в нескольких странах, так что впереди — новые высоты. Впрочем, в «Замбезии» самое интересное — страна производитель. В остальном это фильм очень проамериканский, не предъявляющий никакого уникального стиля. Самый же любопытный вопрос не в том, смогут ли другие страны научиться делать кино на американском уровне, а в том, смогут ли они предложить широкому зрителю некую альтернативу, наподобие той, что предложила некогда Япония. Пусть даже японские мультфильмы не могут составить конкуренцию американским в зарубежном прокате, но у аниме есть огромное количество поклонников во всем мире, и некоторые, не задумываясь предпочтут новый фильм Миядзаки какому-нибудь сиквелу от DreamWorks. Мне кажется, именно 2012-й год показал, что это возможно. Как минимум два французских фильма вполне были бы способны завоевать сердца самой широкой публики, если сделать им хорошую рекламу. Во-первых, это «Магазин самоубийств» Патриса Леконта , который был дважды показан в Москве на Большом фестивале мультфильмов, а в январе выходит в русский прокат. А во-вторых, очаровательнейший «Эрнест и Селестина» совместного производства Франции и Бельгии. Этот мультфильм был опять же показан на Большом фестивале мультфильмов и тоже куплен российскими дистрибьютерами, однако дата релиза пока не известна, и даже нет определенности, будет ли это кинотеатральный релиз, или фильм выйдет на DVD. Надо надеяться, что компания сделает «Эрнесту» хорошую рекламу: я убеждена, что редкий русский родитель не захочет иметь это кино в домашней коллекции, ибо в нем есть все, что мило родительскому (и детскому, впрочем) сердцу. Очаровательные персонажи — медведь и мышка — рассказ о настоящей дружбе, хорошее сочетание забавного и трогательного, никаких грубостей и вульгарностей, а главное, конечно, чудесный рукотворный рисунок в акварельном стиле. «Эрнест и Селестина» ничуть не похожи на американское кино. Здесь другие гэги, другие образы, другая атмосфера, принципиально другой дизайн, и в то же время почти невозможно представить человека, которому мультфильм не понравился бы. Его хорошо смотрят маленькие дети, но одновременно он импонирует и подросткам, в восторг от него пришли профессиональные аниматоры, но одновременно и совсем простые зрители, далекие от большого анимационного искусства были покорены этим очаровательным зрелищем, фильм понравился консервативной части публики, которая оценила в нем мягкость и рукотворность, но и прогрессивная молодежь тоже не воротила носа. Пожалуй, впервые Европе удалось создать такое универсальное в своем очаровании произведение и одновременно такое свежее. Зная историю французской анимации последних лет, можно с уверенностью сказать, что «Эрнест и Селестина», равно как и «Магазин самоубийств» — это отнюдь не случайные успехи. Франция ведет планомерную политику по развитию анимации, вкладывает в нее деньги, силы и время, воспитывает огромное количество новых специалистов, проводит фестивали, занимается пиаром собственной продукции. Чем дальше, тем более заметно, как улучшается качество французских мультфильмов. Отдельные славные работы показывает не только Франция, но и другие страны. Датские «Балбесы «, испанский «Тэд Джонс «, нелепый, но отчасти забавный исландский «Ронал Варвар», не говоря уж о фильмах английской студии Aardman, которые давно имеют множество поклонников во всем мире. Немного иные, но похожие процессы происходят в азиатских странах. На рынок все больше попадает корейских, китайских, индийских и малазийских мультфильмов. В большинстве своем они совсем не хороши, однако динамика впечатляет. Если еще несколько лет назад на мульты собственного китайского производства без слез было не взглянуть, то некоторые самые последние работы по-своему интересны, а трейлеры к будущим и вовсе заставляют ждать этих фильмов с нетерпением. Яркая визуальность, мощные спецэффекты, любопытные сюжетные предположения… нет, конечно, это не Голливуд, и пока еще китайцы непременно портят свои бочки меда ложкой дегтя (например, делают сумасшедшие спецэффекты, но халтурят на анимации персонажей), а иногда просто имеют иное чувство меры, которое для европейского зрителя выглядит как неумеренность. И в все же, учитывая темпы развития китайской анимации, легко поверить, что в ближайшие 5-10 лет они выйдут на очень хороший уровень, предложив миру какое-то совершенно непривычное кино с сильным эпическим элементом, пафосными героями и невероятными событиями. А что же США? Разумеется, они впереди планеты всей. Их полнометражные мультфильмы и сериалы — самые популярные, самые высокобюджетные и сделаны обычно намного лучше, чем продукция любой другой страны. Они по-прежнему во всем обгоняют на порядок и первенство их несомненно. И все же в последние 2-3 года все чаще хочется произнести некое «но». Что-то около года назад Джеффри Катценберг (глава студии DreamWorks Animation) произнес весьма провокационную реплику о том, что в Голливуде снимается очень много фильмов, а посмотреть нечего. Это отчасти эпатаж, но отчасти и правда. С каждым годом студии все чаще обращаются к сиквелам — даже Pixar, который держался очень долго, пошел теперь по этому пути. Новые проекты появляются не слишком-то часто, и еще реже производят действительно сильное впечатление. Вот, к примеру, в этом году таких, почти и не было. Положим, лично мне «Эрнест и Селестина» понравился больше, чем «Храбрая сердцем», «Ральф » или «Хранители снов «. Он выглядит более свежо, в нем больше какой-то непредсказуемости, он предлагает некий новый взгляд (скорее, правда, не сюжетный, а визуальный). В конечном итоге, именно этот фильм я бы назначила фильмом года в своем собственном рейтинге (если выбирать из зрительских проектов), а из американских выделила бы только «Паранорман», который запомнился мне больше других мульт-проектов из США. Чувство такое, что Голливудские анимационные студии переживают некое подобие творческого кризиса. После таких ярких, сносгшибательных мультфильмов, как «Шрек «, «Рататуй «, «Валли «, «Труп невесты «, «История игрушек «, «Корпорация монстров «, «В поисках Немо «, «Суперсемейка » и даже, положим, не таких сногсшибательных, но все же очень мощных, эмоциональных и запоминающихся «Кунг-фу Панды «, «Как приручить дракона «, «Коралины «, «Вверх » продукция этого года как-то… ну, не поражает она вообще. Да и прошлого тоже, если задуматься. Большие сомнения есть и по поводу проектов, заявленных студиями на следующие годы. Тут опять много сиквелов-приквелов («Университет монстров», «Самолеты»), трейлер нового фильма DreamWorks не впечатляет (вот не занималась бы я анимационной критикой, не пошла бы его смотреть, чесслово), заявленный полгода назад Pixar’ом проект про эмоции (там в качестве героев должны выступать человеческие эмоции) вообще приводит в депрессию: идея кажется очень умозрительной, как будто студия не знает уже, что бы еще такое сделать оригинальное (то есть я думаю, это будет, конечно, хорошее кино, и мне любопытно посмотреть, как они эту штуку проделают, но сложно поверить, что оно станет «бомбой»). Таким образом, именно сейчас возникает очень выгодная ситуация для других стран, когда можно ярко и интересно заявить о себе именно на рынке семейных мультфильмов для широкой аудитории. Как знать, может быть, буквально в следующем году нечто подобное и произойдет? Благо не только Франция, но и некоторые другие страны уже достигли той точки, когда количество начинает переходить в качество.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.