Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Дозорные

Дозорные

 30 лет — первому показу фантастической картины «Гостья из будущего» Конец марта 1985 года. Опустевшие дворы, недоумевающие родители и их чада, безотрывно следящие за происходящим на «голубом» экране, незаметно уплетая пирожные. И лишь ближе к вечеру на улицах городов появлялись дети и возбужденно обсуждали только что увиденное. Нетрудно догадаться, что причиной такого внимания стала телевизионная премьера одного популярного фильма, и многие, кто помнят те времена, наверняка, сразу догадались, о чем речь. Ровно 30 лет назад — 25 марта 1985 года в 16.05 по московскому времени — состоялся показ первой серии пятисерийной фантастической картины Павла Арсенова «Гостья из будущего» , основанной на сюжете повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд». Тогда многие зрители полюбили Наташу Гусеву за большие глаза, Вячеслава Невинного и Михаила Кононова за зловеще-карикатурные образы космических пиратов, Алешу Фомкина за коронную фразу «Алиса, миелофон у меня!», а Елену Метелкину за ее эфемерную походку и таинственность. Никто не знал подробностей создания картины, да это мало кого и интересовало. Школьники забрасывали тоннами писем исполнительницу главной роли, а она, тем временем, увлекалась насекомыми и мечтала о том, что вырастет и станет ученым. Ее мечта сбылась, а мы теперь знаем о том, как снималась картина и какова судьба многих детей, которым довелось сыграть одноклассников Алисы Селезневой. Хотя и сейчас порой можно натолкнуться на открытия, связанные с культовым фильмом, но об этом позднее. Павел Оганесович Арсенов на заре карьеры кинорежиссера снял несколько детских фильмов и сказок («Спасите утопающего» , «Король-олень» ), но впоследствии сосредоточился на создании мелодрам («С любимыми не расставайтесь» ). Однажды в поезде он пересекся с Ричардом Викторовым , подарившем советской детворе дилогию об отроках во Вселенной. Они разговорились, и Ричард Николаевич посоветовал коллеге попробовать себя в детской кинофантастике. Арсенову эта идея пришлась по душе. Он был знаком с Киром Булычевым , автором серии книг о приключениях Алисы, и предложил ему адаптировать для кино повесть «Сто лет тому вперёд». На роль Алисы пробовалось не менее десятка претенденток. Среди них была и Наташа Шанаева , впоследствии сыгравшая в фильме Лену Домбазову. Наташу Гусеву нашли совершенно случайно. Девочку увидел сам Арсенов на озвучании короткометражки «Опасные пустяки» и с возгласом «Это Алиса!» попросил ее прийти на фотопробы. Это и определило будущую судьбу картины… Что касается одноклассников Алисы, то их, в основном, выбрали из школьников. Но у некоторых из них уже был актерский опыт. Например, Алеша Фомкин снимался в киножурнале «Ералаш». Съемки фильма стартовали в 1983 году, и Арсенов принял решение перенести действие в это время, поскольку в повести Булычева речь идет о 70-х. Фильм, как и многие наши незабываемые фантастические ленты и сказки, создавали чуть ли не на коленке и вручную. На создание мира будущего катастрофически не хватало средств и технологий, и многое в кадре появилось лишь благодаря смекалке режиссера, операторов и художников. Самой трудоемкой сценой, наверное, следует считать путешествие Коли Герасимова во времени. Оптические эффекты создавались вручную в лазерной лаборатории, снимались на пленку, а затем кадры сложным способом комбинировались. На создание одного такого кадра уходил в лучшем случае месяц. Саму же машину времени сделали на заказ, а для оформления пульта был использован кубик Рубика — популярная венгерская головоломка. Комнату для перемещения во времени оклеили белыми обоями и освещали как можно ярче. А самым дорогим реквизитом стали флипы. Их изготовили в Литве в количестве пяти штук, каждый флип стоил около 5 тысяч рублей (в те времена за такие деньги можно было купить «Жигули»). На съемках их устанавливали в кузове грузовиков на специальные конструкции в виде торчащих по бокам машин брусков. Если в кадре одновременно находились два флипа, то для этого требовались два грузовика, которые должны были ехать рядом плавно и с ювелирной точностью. Иногда в таких эпизодах заметны чересчур резкие покачивания — так иллюзия полета нарушалась выбоинами на дороге. Кроме того, было сделано несколько миниатюрных копий флипов с макетами людей в них, которые использовались для съемки дальних планов с высоко летящими аппаратами. Их подвешивали на проволоку к крану со стрелой около 20 метров, после чего выбирался подходящий фон. Чтобы проволока не блестела, ее закрашивали под цвет фона. Внутреннюю часть Института времени снимали в павильоне на киностудии имени Горького. Имитирующая бесконечные коридоры института декорация на самом деле была относительно небольшая, а эффект запутанности создавался благодаря игре актеров и особой съемке с разных ракурсов. Для освещения коридоров декораторы обошлись лампочками накаливания. Их вставляли в специальные короба из матового стекла, и получалось весьма футуристичное освещение. Утопающий в зелени вход в Институт времени снимали в Ботаническом саду Москвы. Само же здание являлось макетом высотой около 50 см. Его подвешивали на тросах и перспективно совмещали с поляной, на которой якобы стояло данное учреждение. Ольга Кравченя, художник-постановщик картины: «Верхняя часть «Космопорта» дорисовывалась, «домакечивалась» и снималась на совмещении с нижней частью декорации. Кроме того, кино снимали на пленке, на которой надо было работать с «масками», то есть, снимали одну часть изображения, а потом впечатывали другую. Такие операции требовали больших навыков, опыта и, конечно, таланта. Нужно было также совместить свет, цвет на обоих изображениях, чтобы линия соединения была незаметна. Работа многих профессий, включая художника-постановщика, комбинаторов, художника по костюмам, гримера соединялась в одно единое целое под руководством главного оператора картины». Космозоо частично снимали в Ботаническом саду, а в качестве входа подошла местность неподалеку от метро ВДНХ. Правда, поначалу космический зоопарк планировали снимать в Гаграх из-за экзотической природы. Но плохая погода перечеркнула все планы, и съемочной группе пришлось уехать ни с чем. Из снятого в Гаграх материала пригодились только кадры волн, которые можно увидеть за дверями культового «автобуса» с мгновенной телепортацией. По словам Ольги Кравчени , плоский автобус придумал сам Арсенов, которому надоели кнопки, пульты. Режиссеру хотелось, чтобы в будущем проблемы перемещения в пространстве решали более простым и одновременно более сложным путем. Для создания «космической» атмосферы внутри космопорта использовали стеклянные трубки, применявшиеся на химических заводах, за сохранность которых переживала вся съемочная группа. Что касается миелофона, то над его созданием корпела дизайнер Елена Рыбникова, отвечавшая также за образы летательных аппаратов и пультов. В то время она работала на оптико-механическом заводе и однажды принесла показать режиссеру кристаллы и призмы, которые используют в производстве фотоаппаратов. Арсенов ухватился за идею кристалла, как «миелофона». Был склеен более сложный кристалл, придуман футляр для него, а средствами комбинированных съемок он стал излучать свет. О появлении на свет робота Вертера вспоминает Ольга Кравченя : «Когда мы говорим «робот», мы, прежде всего, подразумеваем образ человекоподобного механизма, сделанного из металла и состоящего из множества винтиков, болтиков, кнопок и лампочек. Именно этих ассоциаций мы хотели избежать. Поэтому мы представили, что уже придумали и изготовили робота, очень похожего на человека. Да еще наградили его такими человеческими качествами, как совесть и чувственность. Кроме того, при наших ограниченных финансовых средствах его не надо было изготавливать, нужно было только сшить костюм и придумать для актера манеру поведения. Я задавала вопрос художнику по костюму Валентине Олоновской, какие идеи были в основе костюмов из будущего: «Очень хотелось шить костюмы из совершенно новых тканей, но ассортимент был весьма ограничен. Приходилось использовать технические ткани, которые никогда не применялись для пошива одежды. Это всевозможные сетки, рогожи, искусственная кожа. Всегда выручали крепдешин, разные тюли, шифон. Образ девушки из будущего Полины решался за счет необыкновенной фактуры актрисы, ее высокого роста, угловатой фигуры, остриженных наголо волос, странного одеяния. Платье из крепдешина на основе выкройки «солнце-клеш» создавало при движении ощущение полета. Эта девушка сразу привлекала внимание на улице своей необычностью»". В душераздирающей сцене убийства Вертера в костюм актера вставили пару металлических пластин с прикрепленными к ним пиропатронами. Евгений Герасимов сам нажимал кнопку, активирующую запал, и таким образом «поджигал» себя в течение около полутора минут, пока пираты в него стреляли. Сами же лазерные лучи — обычная нарисованная вручную мультипликация, которая экспозицией накладывалась на готовые кадры с пластмассовыми «бластерами» в руках Крыса и Весельчака У. Есть еще один момент, связанный с Вертером. Нас долгое время убеждали, что робота придумали наши кинематографисты, но с появлением всесильного Интернета поклонники фильма узнали-таки правду. Вертер очень похож на боевых роботов из итальянских треш-фильмов «Война роботов» (1978) и «Зверь из космоса» (1980), созданных Альфонсо Брешиа. Впрочем, он похож лишь внешне, у роботов Брешиа нет душевности и незабываемого смеха, который впоследствии перекочевал во многие анекдоты. Последнее, о чем хочется вспомнить в связи с созданием картины, это, конечно же, легендарное ветхое здание, в подвале которого в 80-е находилась машина времени. Его нашли совершенно случайно на улице, дома которой почти все шли под снос. Подвальное же помещение построили в павильоне. Стены расписали африканскими мотивами, чтобы добавить налет таинственности. Колонны сделали из пенопласта и картона, чтобы при взрыве в последней серии фильма не ранить детей. Кольца из пенопласта обтянули картоном, подпилили в заранее определенных местах, заложили туда пиропатроны и в нужный момент взорвали. Правда, среди алисоманов ходит легенда о том, что данное здание существует на самом деле, но спрятано от чужих глаз. О фильме можно говорить много и долго, но мне бы не хотелось вас утомлять множеством киноляпов и другими подробностями. Были и трагические моменты (гибель Алексея Фомкина ), и курьезные случаи, о которых вы сможете узнать на множестве сайтов, посвященных картине и Алисе Селезневой. Для многих из нас фильм является светлой страницей из детства, когда мы верили в то, что будущее вполне может стать именно таким, как оно показано в фильме. Но не сложилось. И теперь остается предаваться лишь воспоминаниям о несуществующем будущем и мечтать об исправлении реальности, как в любительском флэш-мультфильме , где повзрослевшие Коля и Алиса вернули все на свои места. Мечтать, как говорится, не вредно, хотя кто знает. Может, в «прекрасном далеко» и додумаются до такого…


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.