Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Фестивальная колонка

Фестивальная колонка

 Суздальский анимационный фестиваль проходит в 20-й раз и давно уже стал центральным смотром российской мультипликации. Сюда съезжаются и мультипликаторы, и журналисты, и кураторы других фестивалей (включая порой даже зарубежные), чтобы увидеть, оценить, описать, что-то выбрать. Жизнь многих российских короткометражек начинается именно здесь, на «Суздале», и для некоторых работ фестиваль становится своего рода путевкой в жизнь. Реакция коллег, отзывы и упоминания журналистов, дыхание профессионального зала, места в профессиональном рейтинге… во многом суздальская жизнь фильма определяет линию его дальнейшей судьбы. Это ведь и есть одна из главных задач любого кинофестиваля: стать фильтром, который пропускает через себя массу культурного контента, доводя до зрительских глаз и ушей самое важное. Первый такой отсев делает селекционная комиссия, которая должна отобрать наиболее достойные фильмы в конкурс, а чуть похуже в информационную программу (ВНЕконкурс). До недавнего времени эта процедура на Суздальском фестивале имела довольно номинальный характер: фильмов в России делалось все же не так много, и основная задача отборщиков сводилась к тому, чтобы отсеять заведомый шлак. Иногда, конечно, в «шлак» попадали ценные фильмы, рассказывают и про такие случаи, когда та или иная работа не включалась по внехудожественным соображениям, однако все эти истории были скорее единичны. В нынешнем году картина сложилась иная. Целый ряд работ из информационного блока казался достойным войти конкурс (более того, некоторые из этих фильмов определенно войдут в конкурсы международных смотров да еще и призы получат) и даже в полном отсеве (то есть среди тех фильмов, которые не попали в информационную программу) находились короткометражки как минимум неплохие. Такая ситуация несомненно ставит фестиваль перед необходимостью более внятно формулировать селекционные принципы. В противном случае Суздаль неизбежно окажется однажды в комичном положении, когда какой-нибудь из не прошедших селекцию фильмов получит значимый международный приз. Пока же фестиваль будет разбираться с новым творческим вызовом, хочется отметить несколько фильмов, которые не прошли селект и таким образом остались вне фокуса общественного внимания. Между тем, каждая из этих работ несомненно достойна того, чтобы быть замеченной. Итак. 10 внеконкурсных фильмов Суздаля-2015, за которые больше всего обидно 1. Не пуговица (реж. Андрей Жидков, студия «Петербург») Дебютный мультфильм VFX-художника Андрея Жидкова рассказывает о пиджачной пуговице, которую хозяин забывает застегивать. Пуговица очень от этого страдает, чувствуя себя не востребованной и лишенной настоящего пуговичного дела. Она завидует верхней соседке и всеми своими пуговичными силами тянется к пиджачной петле… в общем, трагичная история. И очень жизненная, к слову, даже можно сказать, исконно российская даже: лишние люди, растерянные дарования, нереализованные амбиции… Впрочем, фильм хорош не только по сюжету: здесь отличная графика (стильная да еще и с цитатами из Магритта), мощный ритм, очень изобретательный монтаж (этакая вариативная многоэкранность). Да и вообще, короткометражка эта очень выделяется на общем фоне зачастую малахольной и вялой российской мультипликации своей мощной витальной энергией и ощущением сильной режиссерской руки. 2. Бокус Манг (реж. Александр Свирский) Конечно, в конкурсе имелся другой фильм того же режиссера — «Муравьиные песни», однако регламент Суздаля позволяет брать хоть 10 работ одного автора. Свирский же определенно тот художник, который проходных картин не делает. Каждый его фильм – это интересное высказывание. «Бокус Манг» можно было бы счесть настоящим издевательством над зрителем, лихой насмешкой. А как еще назвать детективно-шпионское кино, которое прикидывается ненаративным? Как относиться к тому, что Свирский разбивает стройное повествование, делая его трудносчитываемым за счет непривычного монтажа сцен, неустойчивости облика героев, зашифровывая титры и другие смыслообразующие элементы так, чтобы они выглядели элементами оформления? Такие ребусы не всякому по нраву. Но определенно найдутся и те, кто возьмется за дешифровку с большим азартом, и в результате «прочтет» в остро-экспериментальном графическом этюде историю о странном младенце, который родится из яйца, получит от встречного супер-способности все видеть и все знать, а потом станет объектом поисков «целующего убийцы» и таинственной дамы. Сложная графика, экспериментальная музыка Мартена Алтена, исследования человеческого восприятия и природы повествовательных структур… несомненно «Бокус Манг» — один из самых любопытных фильмов минувшего анимационного года. 3. Супер 8 (реж. Рим Шарафутдинов, студия «Башкортостан») У Рима Шарафутдинова также есть фильм в конкурсной программе. Называется он «Ни пуха, ни пера» и является как бы спин-оффом его предыдущей короткометражки «Алдар и серый волк». Однако «Супер 8″ — короткометражка несомненно куда более любопытная и удивительная не только с точки зрения художественной карьеры самого Рима, но и в разрезе российской мультипликации в целом. Знаменитый своей блестящей характерной мультипликацией и великолепными зрительскими гэгами, Рим сделал на этот раз очень странное, немного смешное, немного страшное, невероятно фантазийное и изобретательное кино самого мрачного и артхаусного толка. Все 4 минуты камера обозревает наиудивительнейший механизм, состоящий из невероятных существ, которые в сложной связке друг с другом крутят педали, ручки, бьют молоточками, качают насосы, толкают, двигают и совершают другие механистические повторяющиеся движения, чтобы добыть энергию для луча прожектора. Картина может напомнить Босха, благодаря количеству завораживающих уродств в кадре, и несомненно поражает трудоемкостью и выверенностью общего движения. Что все это значит, каждый может понимать по-своему, но учитывая контекст, легко предположить, что речь идет о «тараканах в голове» художника и о том, из каких удивительных внутренних процессов рождается кино. 4. Про вола (реж. Евгений Надточей, «Беларусьфильм») С первых же секунд фильм поражает красотой графики, а также глубиной кадрового пространства. Потом звуком. Далее – монтажом. И еще – точной атмосферой: большого городского праздника, страшной ночной прогулки, заунывных посиделок в деревенском доме, пугающих религиозных ритуалов. Все это слегка разбивает историю про двух молодых людей, ищущих свое жизненное дело. Один подается воровать, другой становится кузнецом, но вывод про недозволенность воровства как способа пропитания кажется как бы поверхностным в отношении такого мощного фильма. Возможно, и само это воровство становится для авторов своего рода символом той буйной базарной, цветастой жизни, полной шума и веселья, легкой наживы и балаганных эмоций, в противовес серых, простых, сосредоточенных, но все же настоящих будней, связанных с простым и скромным трудом. 5. Песни Сё (Диана Синеокая, «Анимос») Одна из самых любопытных и нетривиальных современных мультипликационных художниц Диана Синеокая оказывается за рамками суздальского конкурса уже не в первые. В этом даже есть свой шарм, ибо если первые случаи можно было бы счесть ошибкой и случайным промахом (фильмы Дианы действительно настолько странные, что их на скорый селекционный взгляд можно счесть непрофессиональными), то сейчас в том чувствуется концепт: и впрямь что делать художнику из андеграунда на таких официальных смотрах. «Песни Сё» фильм изумительно красивый, тонкий, волнующий. Он искрится, сверкает и мерцает, здесь все переливается нежными оттенками и легкими блестками, а музыка наполнена удивительным журчанием. Построенная на северных (ненецких) мотивах, короткометражка сделана из фольги, бисера, кружев, и все это живет на экране, подсвеченное разными оттенками: олени, рыбы, волки, рыболовные сети, волны, земля, люди. А женский голос вытягивает едва разбираемые слова «с начала ночи с каменными глазами сижу», «речной тиной станешь ты». Понять сложно, объяснить почти нереально да и надо ли? Куда приятнее погрузиться в это иномирное волшебство и раствориться в этом удивительном пространстве. 6. Мадам и дева (реж. Наталья Мирзоян, «Петербург») Комически-трагическая история про непростой выбор, перед которым встает главный герой мультфильма. Суть дилеммы обозначена в названии: с одной стороны, прекрасная, невинная, с другой – искушенная, сексуальная, — и обе такие притягательные. Несмотря на то, что «Мадам и Деву» сложно назвать прорывом, это работа несомненно хорошая, вполне нетривиальная по теме, внятная, забавная, ну а сам режиссер – Наталья Мирзоян – в мультипликационном мире (причем не только российском) широко известна, благодаря своим предыдущим фильмам — «Чинти» и «Дерево детства». 7. Hard & Soft (реж. Андрей Бахурин) Можно было бы поспорить, в какой степени этот фильм стоит называть анимационным, ибо мультипликации как таковой в нем очень мало. В нем вообще мало чего бы то ни было: только звук и таблички. Но одно несомненно: этот изящный визуальный анекдот про секс очень хорошо бы разнообразил заунывную моментами конкурсную программу. 8. Р-р-р-р (из цикла «Веселая карусель», реж. Екатерина Савина, «Союзмультфильм») Симпатичная, нежнейшая по рисунку, замечательная по цвету, прекрасная по ритму сказка про рычащего львенка. Как понимать этот рык? Окружающие, конечно же, воспринимают его в меру собственной испорченности, а львенок-то рычит потому, что он очень ррррад. И сложно представить взрослого, который не был бы ррррад немедленно показать это очарование собственному рррребенку. 9. Вода (сериал «Курочка», реж. Михаил Щербаков) Этот маленький сюжетец хоть и сделан мало известным аниматором Михаилом Щербаковым, однако связан с именем человека куда более именитого – Александра Дорогова, блестящего мультипликатора, долгие годы работавшего в Америке и сейчас натаскивающего российских коллег. Не будь даже «Вода» очень смешным, лаконичным и легким маленьким фильмом, с отличным дизайном, шикарной анимацией, нетривиальными гэгами, стоило бы показать эту короткометражку, чтобы включить в круг суздальского взгляда важнейшую дороговскую школу. 10. Wings (реж. Павел Алексашин, Ника Зиновьева) И последний номинант – музыкальный клип юных совсем авторов из Екатеринбурга. Довольно симпатичный, не лишенный хороших формальных приемов, проникнутый вполне каким-то приятным настроением, может, Wings и не претендует на звание художественного прорыва, и все же сложно понять, почему скудный конкурс прикладной анимации (в нем было всего 8 работ) не решились расширить еще на один маленький клип длинной в 3 минуты. Список можно было бы и продолжить. В нем можно было бы упомянуть еще несколько эпизодов из «Веселой карусели», «Ученого медведя» Андрея Кузнецова (из цикла «Гора самоцветов»), «Трудно воробью» и «Прогулку» (она не вошла даже в информационную программу), созданные в школе-студии «ШАР». Однако у любой селекции есть свои рамки, пусть даже и вымышленные, вот и у автора данной статьи они существуют, посему стоит ограничиться этой десяткой… и пожелать удачи авторам перечисленных фильмов. Помнится, по случаю своего 50-летия главный мировой анимационный смотр в Аннеси показал программу «Никто не совершенен», куда попали великие фильмы, не прошедшие в свое время Аннесишный отбор. Среди них была, например, короткометражка Яна Шванкмайера «Возможности диалога», по многим рейтингам считающаяся одним из самых значительных короткометражных мультфильмов всех времен и народов. Что ж, у десяти перечисленных выше мультфильмов есть шансы войти однажды в аналогичную программу Суздальского фестиваля.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.