Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Фестивальная колонка

Фестивальная колонка

 Середина на половину Суздальский фестиваль – короткий и насыщенный. В первые два дня показали 90% конкурсной программы, оставив на закуску работы признанных классиков мультипликации – Константина Бронзита , Алексея Демина , Александра Свирского и других. Оставшееся до финала время практически нон-стоп демонстрируют внеконкурсные фильмы, в том числе антивоенную программу и цикл мультфильмов-лидеров профессионального сообщества. Последние определяются ежегодно в ходе голосования и результат, как правило, расходится с официальными итогами. Автор главного мультфильма года, выбранного таким образом, становится временным, законно избранным президентом фестиваля. Всего на год, до следующего смотра. На этом «посту» в разные годы побывали Алдашин , Ольшванг , Максимов, Соколов, а нынешний президент Леонид Шмельков («Мой личный лось» — лидер рейтинга 2014 года) в этом году имеет шанс «остаться на второй срок» — его новый фильм «Очень одинокий петух» публика встретила восторженно. И все-таки главные открытия 2015 года — фильмы начинающих аниматоров — одна из самых сильных программ студенческого кино за всю историю фестиваля и неплохая секция дебютов. Студенческих фильмов всего 11, среди них есть даже не дипломные, а курсовые и учебные, но такие остроумные, искренние и по-настоящему талантливые работы молодых и очень молодых аниматоров ВГИКА, Школы-студии «Шар» и (реже) других учебных заведений. Дина Великовская, снявшая два года назад учебный кукольный мультик «Странный дедушка», теперь представила в программе рисованную анимацию — добрый фильм «Про маму» о великой силе и радости материнской любви. Героиня картины — самая красивая и самая мужественная мама на свете, решающая все проблемы благодаря своим роскошным длинным волосам, находчивости и массе всевозможных талантов. «Почему банан огрызается»Светланы Разгуляевой — история о человеке, который работал ходячей рекламой в костюме банана, но обнаружил у себя однажды пикантные анатомические изменения. Проще говоря, у него вырос хвост. Его рассказ от первого лица, записанный на домашнюю камеру – лирическое, смешное, но вместе с тем и серьезное высказывание о толерантности. Картина уже была показана и получила высокую оценку на международном кинофестивале в Берлине. Еще одна работа студентки студии «Шар» Анжеллы Липски, для которой это второе высшее образование, называется «Раббиш» и сделана в смешанной технике – стоп-моушн анимация + съемки на видео + рисунок. Это история о том, как три белых пакета с мусором сбегают из контейнера и, спасаясь от мусоровоза, едут «зайцами» в лес на электричке. В технике стоп-моушн сделаны еще две студенческие работы, в том числе самый теплый фильм программы, который так и называется «Теплый снег», режиссер Ирина Эльшански (академия Бецалель, Израиль). В нем мы видим сидящих за реальным кухонным столом пластилиновых в полный рост пожилого отца и взрослую дочь, взаимная нежность которых друг к другу разбивается о непреодолимый быт. ВГИКовский стоп-моушн, снятый Михаилом Солошенко (курсовая работа), уже получил приз «на родине» — ВГИКовском фестивале. В Суздале зрителям тоже понравилась эта сатирическая, свободная от самоцензуры картина о том, как парень приютил голодного Ленина. Другие работы студентов ВГИКа: нежная «Сказка», сделанная Натальей Грофпель в технике вышивки, остроумный кукольный «О, дарлинг»Анастасии Ворониной о настоящей любви лиса к курицам, великодушная «Тля»Михаила Шепилова о любви между букашками и жизненная история по мотивам рассказа Василия Шукшина «Чудик»Марии Филонец, выполненная в технике классического рисунка и перекладки. Питерскую школу (СПбГУКиТ) представили две работы — «Через тьму», реж. Дарья Конопатова – история о инопланетных революционерах-идеалистах, которые в мире темноты крадут последние лампочки из подъездов и конструируют из них солнце, и «Дороже денег», реж. Юлия Лис – черно-белая стилизация под первые диснеевские мультфильмы. В конкурсе дебютов (13 фильмов) настоящей жемчужиной стал фильм живущей и работающей во Франции Олеси Щукиной»Слон и велосипед». Слон работает дворником и однажды, увидев рекламу велосипеда, начинает маниакально копить деньги на его приобретение. Результат его разочаровывает, и слон впадает в депрессию, а улицы без него зарастают мусором. Разумеется, фильм предлагает и рецепт выхода из депрессии – выйти на улицу и снова заняться делом. Вообще, большинство дебютантов оказалось менее свободно в фантазии, чем учащиеся ВУЗов: их фильмы преимущественно основаны на классических сюжетах – это экранизации сказок народов мира («Плач птицы Урутау», Дарья Осипова, «Обманщики», Юрий Томилов, «Середина на половину», Александр Рубцов), рассказов (рисованная маслом по стеклу адаптация Лескова «Маланья», сделанная Игорем Писаренко на «Студии Горького») и даже французского средневекового эпоса (сатирический, на стихи Вадима Жука , «Роман о Лисе», режиссер Наталия Суринович). Почему молодые аниматоры охотнее берутся за постановку сказок, а не стремятся разрабатывать собственные сюжеты? Дело не столько в том, что начинать, не имея достаточного жизненного опыта, лучше движением по проторенной дороге, и не в общем кризисе идей в современной культуре. Тематику фильмов чаще всего определяют студии, на которые устраиваются работать молодые кадры, а продюсеры кинокомпаний понимают, что классический детский сюжет имеет больше шансов получить государственное финансирование. Тем сильнее выделяются среди прочих дебютов сложносочиненные «Дом» авторства Филиппа Ярина (в прошлом году его фильм «Нюк» пришлось даже пересматривать в медиатеке, чтобы разобраться в сюжете) и «Чехов Точка Чайка»Сони Меламуд, сочетающий в себе разные техники. Уход от классической драматургии, неординарность, кинематографичность – признаки высокого мастерства этих одаренных не совсем дебютантов. Победители станут известны уже завтра вечером.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.