Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Дозорные

Дозорные

 Фильм «Прохиндиада, или Бег на месте» вышел в начале перестройки В марте 1985 года, когда появилась в советских кинотеатрах картина Виктора Трегубовича по сценарию Анатолия Гребнева , она воспринималась в большей степени как сатирическая. У обоих авторов уже были на счету довольно язвительные ленты — «Уходя — уходи» у Трегубовича, «Разбудите Мухина!» у Гребнева, которые подверглись разносу со стороны киноначальства и ряда критиков, не пожелавших оценить то, как с долей горькой иронии оказались представлены на экране вроде бы «отдельные недостатки» наших сограждан, в чём вовсе не хотелось видеть кое-какие приметы отечественного менталитета. А в случае с «Прохиндиадой» ещё надо непременно отметить присутствие в роли «главного прохиндея» (слова такого, как сказано в начальных титрах, нет в словарях, но кто ж не знает подобные персоны!) Александра Калягина , практически параллельно снявшегося в телеэкранизации бессмертных и вечно актуальных «Мёртвых душ». Его Любомудров Александр Александрович (забавно, что имя и отчество — как у исполнителя), словно современный Чичиков Павел Иванович, тоже обладающий редким даром пускать пыль в глаза и воспроизводить нечто практически из ничего. И когда в финале вдруг выясняется, что Любомудров затерялся на просторах родимой сторонки где-то в районе Улан-Удэ, более того — за рулём «мерседеса», который преследует патрульная милицейская машина, вообще никого нет, то это оказывается вполне логичным и закономерным. Герой — будто фантом, одновременно существующий и напрочь отсутствующий в реальности, некий «человек без свойств», не только способный делать деньги без денег, но и искусно мимикрирующий подо что угодно, легко растворяющийся в воздухе, из которого вроде бы и вышел. Теперь-то, с дистанции в 30 лет, куда яснее видится, что создателями «Прохиндиады» прозорливо угадан и воплощён на экране не просто узнаваемый общественный тип, умеющий вертеться, как уж на сковородке, и исхитряться материализовывать вовсе нематериализуемое. Есть определённая связь с тем, что фильм стал достоянием советской публики (кстати, смотрели его действительно хорошо — 13,2 млн. зрителей в 1985 году) именно в момент прихода к власти нового генсека Михаила Горбачёва и начала так называемой перестройки, в итоге приведшей не к реорганизации страны, а к её развалу, что фактически продолжается до сих пор, когда искусственно созданная формация «чиновничьего капитализма» является выражением и подтверждением «прохиндейства» уже в государственном масштабе. Между прочим, в продолжении «Прохиндиада-2″ , которое было снято спустя десять лет самим Александром Калягиным и посвящено ранее умершему Виктору Трегубовичу, как раз недвусмысленно показано, что на смену словно природным, стихийным, естественным и по-своему даже привлекательным прохиндеям, не лишённым некоторой наивности и вообще романтики в деле облапошивания конкретных людей и целых организаций, приходят более прагматичные, циничные, целенаправленно шагающие по трупам — как фигурально, так и буквально. И складывающаяся в стране система «государственного прохиндейства» потом расцветёт пышным цветом, поскольку и безликие «нулевые», и внушающие тревогу 10-е годы — это прямые наследники «лихих девяностых». «Бег на месте» не только продолжается в рамках вполне ещё скромного по претензиям Добровольного общества любителей бега (сокращённо — ДОЛБ), но и принял форму негласной общественной идеологии, дозволяющей плодить сплошным потоком всего лишь видимости при катастрофическом отсутствии сущностей, пускать с шиком и безрассудно деньги на ветер, попутно обогащаясь так, как это и не снилось всем былым Чичиковым и Любомудровым, превращать всё на свете в бесконечный симулякр. Поистине — Прохиндиада, или же Ад, созданный прохиндеями.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.