Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Фестивальная колонка

Фестивальная колонка

 На фестивале «2morrow/Завтра» показали немало картин про семью и связанные с ней проблемы. Причем на самых разных этапах — от её становления до дезинтеграции. При желании можно вывести некую кривую, показывающую все трансформации, которая может пережить отдельно взятая семья. В фильме «Free Range – Баллада о принятии мира» эстонца Вейко Ыунпуу главный герой, молодой кинокритик Фред, уволенный с работы за хулу в адрес Терренса Малика , еще только готовится стать отцом – его подружка Сюзанна случайно забеременела. Впрочем, его подготовка к новой жизненной роли выражается скорее в затяжных загулах с друзьями и попытке работы на погрузчике. Бывший работодатель и будущий тесть готов помочь страдающему от ангста молодому Фреду и издать его полный экзистенциальной тоски роман, но этот акт добрый воли пропадает даром. Малоприятный молодой человек предпочитает напиваться до скотского состояния и вставать в не особо красивую позу. Хотя критики упоминают в связи с фильмом об оммаже французской «новой волне» (видимо, из-за часто звучащей музыке за кадром), здесь скорее видна связь с отечественным кинематографом: традиции советского кино про запутавшихся молодых людей («Три дня Виктора Чернышева» , «Лебедев против Лебедева» ) сплетаются с более мрачной традицией кино перестроечного. Такой баланс сил позволяет фильму не скатиться в идеализм и в то же время не превратиться в совсем уж беспросветную картину пьянства. На все эти страдания молодого Фреда было бы не так необходимо смотреть, если бы не уверенная режиссура Ыунпуу. Его третий фильм стилистически и жанрово не похож на предыдущие два, но, несмотря на это, авторский почерк вполне узнаваем. На сегодняшний день это, пожалуй, самый оптимистичный фильм режиссера. В дающем право на надежду финале все-таки появляется долгожданная, хоть и не очень крепкая ячейка общества. В нетипичном образчике санденсовского кино «Была ты нежна и прекрасна» недавно стартанувшей в режиссуре сразу двумя фильмами актрисы Жозефин Деккер тоже есть семья. Вообще-то их даже две, если верить, что девушка Сара и бородатый фермер Иеремия – действительно дочь и отец. К ним устраивается поработать молчун-плотник со способностями к пивоварению, поначалу скрывающий, что дома его ждет жена с маленьким сыном. Любопытно, что его играет Джо Сванберг, один из негласных королей мамблкора, в трех фильмах которого играла сама Деккер. Мамблкоровая зыбкость и невнятность в сочетании с невинной эротикой на пленере превращается ближе к финалу чуть ли не в «Техасскую резню бензопилой» , а приехавшая проведать плотника супруга с малышом получит незабываемый опыт. Семейные ценности победят и здесь, хотя какую-то цену за кувыркание на лужайках все же придется заплатить. С другой стороны, если вспомнить расхожее выражение одного популярного философа, это должно сделать молодых только сильнее. В «Форс-Мажоре» шведа Рубена Эстлунда семья с двумя детьми отправляется отдохнуть на горнолыжный курорт. Томас, испугавшись прошедшей мимо лавины, сбегает прямо во время завтрака на веранде, бросив жену Эббу и детей, а потом упорно это отрицает: мол, он всю ситуацию видит иначе — и вообще никуда не убегал. Эбба все же стоит на своей версии событий и пытается заставить мужа признаться в малоприятной правде (хотя бы самому себе). Остлунд говорит не только о семейном кризисе, но и высказывается более широко — о моральном обнищании, причем приблизительно тем же менторским тоном, что и Михаэль Ханеке , только без присущей австрийскому режиссеру строгости и холодности. Интонационно фильм в какой-то момент «дает петуха» — вместе с разрыдавшемся от стыда отцом — и к финалу выруливает в сторону некоего подобия катарсиса. Семья сохранена, хотя проблема все-таки остается. Семья оказывается в центре сюжета и в замечательных «Чудесах» Аличе Рорвахер , получивших Гран-при жюри в Каннах. История взросления Джельсомины, одной из четырех дочерей деспотичного фермера Вотфганга, разводящего пчел, подается через призму детского восприятия и действительно оставляет после себя ощущение чуда. В фильме представлена вся богатая традиция итальянского кино, от неореализма с его простыми историями простых людей до Феллини (покупка фермером верблюда, съемки рекламного ролика с Моникой Беллучи в белом парике, аляповатое костюмированное шоу в пещере). В поэтичном финале фермер с женой и дочками ложатся вместе на одну кровать прямо во дворе – более наглядного примера семейного единения нельзя и представить. Иная, беззаветная отцовская любовь представлена в «Волшебной девочке» испанца Карлоса Вермута. Безработный учитель и отец-одиночка Луис готов исполнить любое желание дочки Алисии – девочка больна лейкемией и жить ей осталось недолго. Он хочет купить малышке платье героини анимэ, о котором Алисия так мечтает, но на это у него просто нет средств. Знакомство и случайная сексуальная связь с психически нездоровой Барбарой дает Луису шанс получить искомую сумму путем шантажа, что запускает цепь страшных событий и приведет к трагическому финалу. Во второй сюжетной линии тоже появляется отцовская фигура – еще один бывший учитель готов исполнить любой каприз Барбары и, если надо, пойти на убийство. Фильм хорош своей недосказанностью и в какие-то моменты атмосферой напоминает творчество Дэвида Линча. Это как раз тот случай, когда режиссер оставляет многие вопросы открытыми, и некоторая загадочность не делает картину невнятной или скомканной, а наоборот — позволяет зрителю самому додумать некоторые детали. В фильме «До свидания, мамочка» жены Ульриха Зайдля , Вероники Франц, который она поставила совместно с Северином Фиала, представлена материнская и сыновняя любовь в самом её страшном изводе. Мать, замотанная в бинты как мумия, возвращается после пластической операции в дизайнерски оформленный дом на озере к двум симпатичным мальчикам-близнецам. Поначалу мамина строгость кажется излишне преувеличенной, но когда сыновья берут инициативу в свои руки, все симпатии оказываются уже на стороне несчастной женщины. Надо отметить, что Франц и Фиала позаимствовали главный твист, просчитываемый, кстати, практически после первых 10 минут, из фильма Роберта Маллигана»Другой» , но устроили из незатейливой истории настоящий аттракцион невиданной жестокости. Триллер про напряженные внутрисемейные отношений превращается в torture-porn по-европейски — тягостный, безжалостный и беспощадный, но при этом завораживающий. В общем, перефразируя классика, все представленные на фестивале семьи не только несчастны, но и счастливы совсем по-разному. И как раз эта вариативность делает его организаторам большую честь.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.