Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Фестивальная колонка

Фестивальная колонка

 Роттердамский кинофестиваль необычайно демократичен: если будет хоть одна свободная ступенька – пустят непременно. На фильм Алексея Федорченко «Ангелы революции» свободных ступенек не оставалось. Для большого зала это редкость. То, что до конца показа зал оставался полным, — еще большая редкость. Иногда кажется, что наших лучших режиссеров знают лучше «у них», чем «у нас». За Федорченко давно укрепилась слава самого поэтичного режиссера российского кино. Он слагает поэмы из кинообразов, рифмуя их с легкостью необыкновенной и начиная кинострофы поистине эпическим фольклорным содержанием. «Овсянки» стали одой народу меря, «Небесные жены луговых мари» — емким эпосом, вобравшим в себя все известные традиции и мифы луговых мари. «Ангелы революции» стали кинопоэтическим поклоном всем малым обиженным народам, чья национальная идентичность была втоптана революцией в общую мировую грязь. Герои фильма — четверо друзей-авангардистов (поэт, актер, художник и композитор) под предводительством боевой дамы Полины — отправляются по заданию правительства в ненецкую тундру с идеями революционной культуры наперевес. Но суровые оленеводы, сотни лет прожившие без революционной культуры, не готовы пускать ее в свою налаженную жизнь. Столкновение двух культур – авангардистской и древней шаманской – кончается трагически. В наше время, когда национальная нетерпимость становится для целых народов способом заявить о собственной национальной значимости, такой фильм – как гонг. «Нельзя делать вид, что все народы одинаковы, нельзя насильно пытаться сделать кого-то братом – это плохо кончается», — кричат «Ангелы революции» современным политикам и тем, кто безоглядно верит в идею всеобщего однообразия. Роттердам эту аллюзию явно оценил. Публика здесь внимательная и трепетная. Федорченко словно ткет полотно из разных ниток – ярких и приглушенных, тонких и толстых. Эстетика революционного авангарда, резкая и звонкая, переплетается с узнаваемым федорченковским юмором – необычайно деликатным, если учитывать трагическое содержание. Так получилось, что одновременно с «Ангелами революции» в соседнем зале шел другой российский фильм – «Дуракам тут не место»Олега Мавроматти , скандального экспериментатора, художника-акциониста, продюсера самого скандального отечественного фильма — «Зеленый слоник». Герой картины – известный блогер Сергей Астахов, позиционирующий себя как гомосексуалист и православный, а на деле – психически больной парень 29 лет от роду, страдающий ожирением эпилептик. Изо дня в день он выкладывает в видеоблоге на youtube бессмысленные ролики с подробным и многократным описанием яичницы, которую сейчас жарит, продуктов, которые покупает в ближайшем супермаркете, собственных религиозных убеждений вроде «Ислам – основа православия, православие состоит из ислама и иудаизма». Сначала забавно, потом наступает недоумение – зачем эта долгая невнятица больного человека? Затем на экране появляются кадры из того же ютьюба, на которых любопытные граждане зафиксировали самоубийства – бросающихся из окон людей. Только режиссер пускает действие задом наперед, использует обратную съемку: мы видим не ринувшегося вниз человека, а человека, поднимающегося с земли на крышу, в окно, на мост. В виртуальной жизни, оказывается, смерти нет. А нет смерти – нет и жизни. И только что живой упитанный парень Сергей Астахов, запечатлевший себя на видеокамеру мобильника, оказывается носителем виртуальной, ненастоящей жизни. Но еще интереснее оказалось обсуждение фильма со зрителями. Грамотный западный зритель увидел в картине политический подтекст, установку на борьбу сексменьшинств с ненавидящей их российской властью. А героя готов был приписать к разряду политических мучеников. Что неожиданно, но показательно. Вообще о России на Роттердамском фестивале говорят много. Фестиваль начался с оглашения заявления Европейской киноакадемии, требующий освободить Олега Сенцова. По всем фестивальным точкам развешено оповещение о приезде на фестиваль группы Pussy Riot, которая представит здесь фильм «Pussy против Путина». В некоторых фильмах опять появляется Россия как опасный сосед, а в некоторых – нелепые русские эмигранты, поющие про березки. Жаль лишь, что впервые за многие годы в конкурсе нет российского фильма. А те два, что отобрали, были показаны в программе «Ежедневная пропаганда». Вряд ли это случайно.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.