Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > История кино

История кино

 День Октябрьской революции 1917 года был главным праздником СССР. К нему готовились заранее, все стремились достойно встретить очередную годовщину Великой Октябрьской революции. Репертуарная политика кинопроката в ноябре строилась с учетом приоритета фильмов ленинской, историко-революционной, военно-патриотической тематики, которым отдавалась львиная доля прокатного времени. 1967 год был отмечен важнейшим общественно-политическим событием – праздновалось 50-летие Великой Октябрьской Социалистической революции. «Спутник кинозрителя», ноябрь 1967 года (кинокритик Евгений Сидоров) «Октябрь» Искусство, рожденное Октябрем. Воспитанное и вдохновленное Революцией. Сегодня, оглядываясь на путь, пройденный нашим кино, отчетливо видишь, что пафосом лучших советских фильмов всегда была ПРАВДА в ее социальной и нравственной глубине и конкретности. Правда коммунистических идей, высокого человеколюбия вдохновляла советских кинохудожников во все периоды трудного развития нашего общества. К десятилетию Великой Октябрьской социалистической революции в содружестве с Г. Александровым, М. Штраухом и оператором Э. Тиссэ Сергей Эйзенштейн создал фильм «Октябрь». Гениальный художник, автор «Броненосца «Потемкина» был твердо уверен в безграничных возможностях кино. Он увлекался, одерживал неслыханные победы, ошибался, но никогда не останавливался на месте, был всегда в движении. Новому революционному содержанию — новые формы, достойные величия этого содержания, — таков был девиз режиссера. «Октябрь» — одно из самых новаторских произведений Эйзенштейна. Посмотрите эту старую и в то же время юную, дерзкую ленту. Увидев ее, вы уже никогда не забудете эпизодов июльского расстрела рабочей демонстрации, взятия Зимнего дворца, сатирических сцен, изображающих Керенского и его свиту. Эйзенштейн впервые в нашем кино предпринял попытку создать художественный образ Владимира Ильича Ленина. Играл его не профессиональный актер, а рабочий Никандров. Максим Штраух, будущий создатель ленинского образа в кино и театре, помогал на репетициях Эйзенштейну. Пусть эта смелая попытка не во всем удалась — начало было положено. Помимо сцен, безоговорочно принятых широким зрителем, в фильме было много экспериментального, что давало повод ортодоксальным критикам обвинять режиссера в формализме. Время — лучший аналитик, оно сбросило с Эйзенштейна ярмо ярлыков, и художественная личность создателя «Октября» предстает сегодня перед нами в ее истинном свете и значении. Знаменитой обуховской стачке, потрясшей в 1901 году далекую рабочую окраину Петербурга и гулким эхом отозвавшейся по всей России, посвящена картина «Мятежная застава». Мятежная застава не сразу стала мятежной. Фильм открывается картинами праздничной рождественской ярмарки, пьяного народного гулянья в канун двадцатого века. Эти сцены сняты размашисто и щедро, почти символически: рабочая Русь толпится в дешевых балаганах, заливает вином нужду и горе. Придет время, и эти же рабочие, сомкнув ряды, встретят своих настоящих, классовых врагов. Произойдет это в финале картины, а между прологом и заключительными сценами потянутся дни Ефимовых, потомственной рабочей династии. На примере одной семьи, анализируя характеры старого рабочего Ефимова (Б. Чирков), его детей Николая (О. Борисов) и Степана (В. Невинный), авторам фильма удалось показать, как непросто и противоречиво проникало в рабочие массы революционное сознание. Очень хорош в фильме Борис Чирков. Старый кадровый сталелитейщик словно олицетворяет рабочую совесть завода. Он так и не принял до конца революцию и все же погиб от солдатских пуль, расстреливающих демонстрацию. Герой О. Борисова примыкает к искровцам, в нем растет решимость посвятить свою жизнь делу освобождения рабочего класса. Иной Степан: «на лавке женился». Страсть к накопительству, связь с хозяйкой бакалейной лавки приводят рабочего парня к нравственной, социальной катастрофе. О. Борисов и В. Невинный играют своих героев психологически точно, с профессиональным блеском. Вообще «Мятежная застава» — фильм актерский. Однако у требовательного зрителя вполне справедливую досаду могут вызвать знакомые штампы, то и дело проникающие в фильм: дубиноголовый и надменный жандармский полковник, близорукий, либерально настроенный инженер — «друг рабочих», неизобретательная вялая сцена революционной сходки на кладбище и тому подобные атрибуты посредственных фильмов на историко-революционную тему. В картине неплохо сняты массовые сцены. …»Рабочее восстание подавлено. Да здравствует рабочее восстание!» — этими ленинскими словами, возникающими на экране, заканчивается фильм о мятежной заставе и о людях, которые на заре нашего века поднялись в свой последний, решительный бой. В ноябрьские дни 1967 года обрело экранную жизнь знаменитое творение Серафимовича «Железный поток». Киноэпопею о народном подвиге поставил режиссер Ефим Дзиган, прославивший свое имя картиной «Мы из Кронштадта». Фильм повествует о легендарном походе Таманской армии летом 1918 года. Отрезанные врагами от основных частей Красной Армии, оказавшись в огненном кольце, таманцы, возглавляемые своим бесстрашным командиром — большевиком Кожухом, решили пробиваться к нашим главным силам. Рассказывает Ефим Львович Дзиган: «В своих поисках я обратился к роману «Железный поток». Тогда еще был жив подлинный герой Таманского похода Епифан Ковтюх, который послужил прообразом Кожуха. Был написан сценарий, но по разным причинам постановка не была осуществлена. И вот мечта стала явью. Герои романа шагнули на экран, увлекая зрителя беззаветной верой в правду своего дела». Авторы фильма попытались бережно сохранить самый дух книги, передать средствами кинематографа психологию многоликой людской массы, атмосферу тревожной, голодной, героической эпохи. Удаче картины немало способствует отличная камера оператора Алексея Темерина. В 1968 году выходит постановление ЦК КПСС «О подготовке к 100-летию со дня рождения Владимиру Ильича Ленина». Постановление, а затем тезисы ЦК КПСС были положены в основу массово-политической работы. «Спутник кинозрителя», ноябрь 1968 года (кинокритик Ирина Кокорева) «Шестое июля» Этот фильм посвящен 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Выход фильма на широкий экран приурочен к историческим ноябрьским дням, все значение и сила которых сейчас, в пору обострения в мире политической борьбы, особенно ощутимы. Не революция в целом, даже не какой-либо объемный ее этап воспроизведен на экране, а всего лишь один день. Одни сутки из жизни партии и Владимира Ильича. 1918 год. 6 июля: — это V Всероссийский съезд Советов, который был начат бурей: фракция левых эсеров пытается захватить власть, сорвать с трудом добытый партией Брестский мир, нападает на большевиков, на Ленина; — это убийство германского посла Мирбаха — самая чудовищная провокация эсеров. Опасность новой войны с немцами, угроза существованию революции, советского государства; — это арест эсерами председателя ВЧК Дзержинского. Попытка обезоружить революцию; — это открытый мятеж эсеров, захват ими части города, обстрел Кремля; — это великое испытание для партии, Ленина, сумевших выиграть сражение в самых тяжких и невыгодных условиях, противопоставить левацким идеям эсеров истинно революционную политику, защитить революцию, спасти советское государство от разорения и гибели, партию от раскола и измены народу. Лаконично, с предельной выразительностью, в очень напряженном, стремительно развивающемся действии представлены в фильме эти события. Документальность фильма столь бесспорна, что вряд ли стоит еще раз говорить о ней подробно. Скажу лишь, что авторы некоторых других, малоудачных картин о деятельности В. И. Ленина, скажем, «Первого посетителя» или «На одной планете» — тоже держали документы в руках. Однако результаты их творчества были совсем иные. Документальность, которая становится уже художественным качеством картины игровой, отнюдь не адекватна лишь точному изображению факта. Она уже — результат авторского осмысления этого факта и предполагает обязательный процесс типизации, огромной конструктивной работы художника. В фильме все факты и образы действительности по-своему отобраны и сопоставлены, собраны в определенный монтаж событий экранных, который подчинен главной авторской идее — обнаружить истоки и силу ленинской политики партии, закономерность ее победы. Отбивая часы и минуты времени, с протокольной точностью обнажая истинный ход событий, историческая хроника «Шестого июля» по частям, в деталях и в целом собирает и «складывает» все то, что составляло сущность действий Ленина и осуществленной им линии партии. В фильме нет тех иллюстраций к априорным, «известным» чертам и приметам поведения, мысли и характера Владимира Ильича, то есть той ошибки, которая погубила многие хорошие фильмы. В фильме выражена диалектика ленинской борьбы, ленинской мысли, ленинской стратегии и тактики. Именно поэтому и возникает на экране Ленин как главное действующее лицо революции, истории, современности. Идейный противник Ленина — фракция левых эсеров показана в силе и во всеоружии. Это убежденные, воинствующие антагонисты Ленина, умело и ловко использующие революционные настроения масс. Как противостоять этому? Как не только изобличить левую фразу, но парализовать в корне провокационную, по существу антисоветскую деятельность недавних союзников? Этот конфликт составляет существо полемики Ленина с эсерами на V Всероссийском съезде Советов. Не торопясь, отягощенный атмосферой недоверия и протеста, мучительными размышлениями, с чувством ответственности момента, ответственности перед революцией и народом за их судьбы, начинает Ленин свою знаменитую речь. И заканчивает ее, как пламенный трибун и вождь, как голос истории, партии, революционного народа, как их настоящее и будущее. В фильме точно запечатлено и великое ленинское умение руководить обстановкой и людьми, быть их вождем. И не только в окружении единомышленников, близких, но и в столкновении с противником. Опираясь на видимый успех мятежа, оснащенный заманчивой лозунговостью, эффектной революционной фразой, приходит к Ленину эсер Колегаев. Приходит в поисках компромисса в момент, самый тяжкий для Ленина и партии — изоляции Кремля от города, потери многих сил. Но не утрачены Лениным качества руководителя и вождя и в этой обстановке. Рядом с ним Колегаев жалок и ничтожен, почти выброшен из жизни. Это вскоре подтверждают и события. Естественно, по-деловому входят в город латышские стрелки, выполняющие свой гражданский долг… В коротком затишье Ленин бродит в Сокольниках один. Это не отдых, не торжество. Просто короткая пауза перед новым боем. V съезд Советов, партия Ленина продолжают работу… «Гроза над Белой» — Россия. Урал. Год 1919. За тысячи километров — сердце революции, Ленин, Москва. Здесь вновь проверялась жизнью правда партии, правда великого ленинского предвидения. В конечном счете, вот на этих русских землях, на этих необозримых просторах решалась судьба нового мира. Авторы фильма с убежденностью и горячностью защищают революцию, ее прошлое; всякого рода россказням о ней и небылицам они противопоставляют реальную быль. Можно упрекнуть их за некоторую прямолинейность художественного выражения мысли, за дидактическую суховатость образов, некоторую однозначность сюжета, который, не достигая качеств художественной документальности, оборачивается заурядной событийностью. Однако все же чистота помысла, страстность в защите завоеваний революции, ее лучших идеалов берут верх в этой картине, и в ней немало моментов захватывающих, в которых нам раскрываются и драматические конфликты революции, ее внутренние трудности и великая ее героика. Фильм этот, в сущности, о том, как становится солдат революции ее командиром, какова цена его подвига, каков вклад в общее всенародное дело. В начале фильма — жестокие кадры: бешеная скачка лошадей сквозь белую мглу; суд многих, ненавидящих, ожесточенных — над одним, ими обреченным и храбро идущим на смерть. Обманутые предателями красные бойцы убивают своего комиссара. В таких обстоятельствах вступает Михаил Фрунзе в свои права командира. Предательство в командной верхушке, расхлябанность в рядах революционных бойцов, слепота и невежество, которые еще долго преодолевать. И к этому прибавляется основная борьба с хорошо обученной армией Колчака, поддерживаемой «союзными державами». Сквозь эти трудности твердо, непримиримо, отчаянно, храбро шагает красный командарм, заряжая бойцов и соратников революционным вдохновением и железной волей к победе. Вот почему еще при жизни такие герои становились живой легендой. Весь 1970 год был ознаменован празднованием 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. К ноябрю отгремели многолюдные митинги и пышные торжественные заседания, но юбилейный год продолжался, и кинематографическая жизнь проходила под знаком «ленинской темы». «Спутник кинозрителя», ноябрь 1970 года (кинокритик Яков Варшавский) «По ленинскому плану» — это драгоценные кадры нашей кинолетописи. С каждым десятилетием они обретают все большее значение в жизни народа, как зримая память о прошедшем, неопровержимое свидетельство испытаний, пройденных первым в мире социалистическим обществом. Здесь — материал для науки и источник поэзии, пища для глубоких раздумий и безотказное средство снова пережить те чувства, которыми жили организаторы первых сельскохозяйственных коммун, селькоры, не опускавшие головы перед кулацкими обрезами, первые трактористы и трактористки, «перепахавшие» старый жизненный уклад. Когда делегаты III Всесоюзного съезда колхозников собирались в Москву, кинодокументалисты просматривали тысячи и тысячи метров старой пленки, монтируя материал будущего фильма «По ленинскому плану». Кинолетопись ушедших лет соединилась с хроникой нынешней действительности. Во Дворце съездов, на улицах Москвы, в цехах столичных предприятий, куда приезжали дорогими гостями колхозники-делегаты, вели кинооператоры съемки, запечатлевающие праздничные и трудовые дни съезда, сердечные встречи его делегатов с москвичами. И вот прошлое встретилось с настоящим — об этом рассказывает фильм. В нем мы видим киносвидетельства крестьянской нищеты в царской России, хронику классовых битв в первые годы Советской власти, торжество первых знатных людей колхозного — села — вот Мария Демченко ведет свой трактор по пашне, вот Константин Ворин поднимается на свой комбайн, словно моряк на корабль, которому предстоит трудное и славное плавание. Фильм ведет нас и в просторный зал заседаний, где руководители партии и правительства по-деловому обсуждают с рядовыми колхозниками, знаменитыми мастерами урожаев, с учеными-агрономами, как сделать работу на полях еще более эффективной, жизнь колхозников и работников совхозов еще более культурной, равноценной жизни городских трудящихся. Кинокартина, поставленная на студии «Ленфильм» по роману В. Кочетова «Угол падения», стремится передать в основном все сюжетные линии литературного первоисточника, но, как это часто бывает в кино, делает акцент на сюжетной стороне. При этом авторы (режиссер фильма Г. Казанский, он же вместе с автором романа написал сценарий) отбирают и выделяют, прежде всего, те события, в которых действие носит напряженный, острый характер. Это, в первую очередь, эпизоды борьбы питерских чекистов против белых заговорщиков, собирающихся нанести удар в спину Петрограда в тот момент, когда к его стенам подойдут банды генерала Юденича и атамана Булак-Балаховича. Руководимые Лениным, сплоченные вокруг петроградской большевистской организации, защитники колыбели пролетарской революции срывают планы контрреволюционеров. В фильме затронута тема отношения интеллигенции к революции. Различные позиции и жизненные пути представителей интеллигенции олицетворены в судьбах братьев Благовидовых, из которых один — коммунист, преданный своей партии, а другой пытается соблюдать нейтралитет и становится жертвой черных сил. Один из героев фильма, оказавшихся в лагере контрреволюционеров, распознав сущность борьбы, переходит на сторону красных и вскоре падает жертвой классовой ненависти. Героини фильма также оказываются по обе стороны линии фронта — эта линия проходит через каждую судьбу. В 1972 году вышло Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии», следствием которого стало появление большого количества фильмов на «производственную тему», а революционная романтика сменилась бытовизмом и камерностью. По-новому начинает звучать в кино военная тема, постепенно приобретая эпический размах, и обращаясь к воспоминаниям и мемуарам полководцев, героев и государственных деятелей. «Спутник кинозрителя», ноябрь 1973 года (кинокритик Валентин Михалкович) Люди, оставившие след в истории, не забываются. Они всегда могут рассчитывать на благодарную память потомков. Создателями первой картины из дилогии «Высокое звание» руководило, пожалуй, не просто желание рассказать о значительном человеке — полководце Советской Армии, не только желание представить этапы его жизненного пути — как они следовали друг за другом; наверное, ими руководило стремление осознать и выразить, исследовать смысл нашего, читательского и зрительского, интереса к выдающимся личностям. Свое второе намерение (может быть, оно главное, основное?) авторы начинают осуществлять буквально с заглавия. Фильм называется — «Я — Шаповалов Т. П.». Так обычно начинают свою автобиографию, объяснительную записку, так пишут доверенности и протоколы и всякие официальные бумаги. Заглавием картины сценаристы и режиссер как бы заранее предопределяют наше восприятие, заранее настраивают нас на волну фактов. Однако про фильм нельзя сказать, что здесь не содержится «ничего, кроме фактов». Герой картины видится здесь как бы с двух точек зрения: с точки зрения документальной, где события изложены кратко, так, что от них остается лишь костяк. А другая точка зрения — это взгляд изнутри, из самой гущи пережитых происшествий. В каком-то самом главном военном учреждении, за огромным столом сидит человек в штатском костюме — упомянутый в заглавии Шаповалов Т. П., переведенный по состоянию здоровья в запас и пишет заявление, чтобы вернули его в строй, излагает свою биографию. И возникают на экране эпизоды его боевого пути: вот в гражданскую войну Шаповалов — командир эскадрона Красной кавалерии, вот он командует отдельным дивизионом бойцов-интернационалистов и обогащает военную науку необычной операцией — в конном строю захватывает речной пароход, вот служит на дальневосточной границе и отражает вылазку белоказаков атамана Семенова, едет учиться в академию, командует операцией монголо-советских войск под Халхин-Голом, где получает тяжелое ранение. А эпизоды эти перебиваются вставками: крупный, массивный человек — Шаповалов Т. П. — пишет за столом свою биографию, а камера выхватывает строчки из исписанного размашистым почерком листа: «В 1918 году вступил в Красную Армию, в том же году женился», или «С 1925 года служил в Туркестане, на Севере, на Дальнем Востоке», или «В 1934-м поступил в Военную академию имени Фрунзе, окончил ее в 1937-м». И так все время — за короткой записью следует эпизод. Столкнулись две точки зрения — сухой протоколизм перечислений и обстоятельность изложения жизненных случаев — ярких, напряженных, захватывающих. Создатели картины отнюдь не ставят нас перед выбором — что же предпочесть: сухие факты или красочное, блещущее яркостью сценарных и режиссерских находок изложение этих фактов? В фильме сценаристов Ю. Думского и В. Фрида и режиссера Б. Карелова протокольность и красочность одинаково нужны, одинаково необходимы. Потому что в обоих слоях рассказа не просто «разными словами» повествуется об одном и том же событии—нет! В короткой записи значится: я, Шаповалов, сделал то-то и то-то, я отправился туда-то и туда-то, я предпринял то-то и то-то. В развитых же эпизодах герой теряет свою обособленность, погружается в широкую полноводную реку других судеб, происшествий, мотивировок, в реку Истории, и от этого каждое действие «я» становится новым, значительным, глубоким. В середине 1970-х годов в кинематограф возвращается официозная версия Великой Победы. Память о войне становится главным объединяющим фактором. О третьем и четвертом фильме киноэпопеи «Солдаты свободы» рассказывает редактор фильма Г. Б. Марьямов («Спутник кинозрителя», ноябрь 1977 года) В Кремле, в Ставке Верховного Главнокомандующего обсуждается вопрос о действиях на Балканском направлении. Противник сосредоточил здесь почти миллионную группу армий «Южная Украина». Её уязвимое место — Кишиневский выступ. Задача состоит в том, чтобы отсечь этот выступ. Принимается рискованный план, предложенный генералом Толбухиным: нанести удар с узкого плацдарма, сложного для сосредоточения большой массы войск. Но его преимущество — внезапность. Ясско-кишиневская операция, осуществленная войсками двух Украинских фронтов, была одним из крупнейших сражений Великой Отечественной войны. Оказавшись в гигантских клещах, немецко-фашистские войска потерпели катастрофическое поражение. Открылась возможность начать освобождение от фашистских захватчиков Юго-восточной Европы. Зашатались фашистские режимы и в странах-союзниках Гитлера. В Румынии активно действует Национальный фронт освобождения. Летят в воздух немецкие воинские эшелоны, подорванные на партизанских минах. Восстание в Бухаресте. Боевые рабочие отряды и перешедшие на их сторону войсковые части блокируют стратегически важные пункты города. Арестован главарь румынских фашистов Антонеску. Разоружена немецкая охрана на военных заводах. Ожидая ответных мер со стороны фашистского командования, патриотические силы готовятся к вооруженной борьбе. Город ощетинился баррикадами. По приказу Гитлера пикирующие самолеты обрушивают на город свой смертоносный груз. Но сопротивление патриотов не прекращается. На помощь восставшим устремляются советские войска. События разворачиваются со стремительной быстротой. Германский посол фон Киллингер узнает, что Румыния объявила войну Германии. Немецкая военная миссия спешит покинуть Бухарест. И, как всегда в этих случаях, Гитлер приписывает причину поражения неумелым действиям своих генералов. Киллингер понимает с горечью он признает: румынская катастрофа — это лишь эхо катастрофы на фронте… Жители Бухареста восторженно встречают советские войска. Площадь до отказа забита народом. В эти дни назревали решающие события и в соседней Словакии. Встретившись с командующим вооруженных сил Словацкого национального совета подполковником Голианом, Густав Гусак настаивает на координации плана восстания с партизанскими силами, насчитывающими уже десятки тысяч бойцов. Гусак призывал военных быть готовыми к тому, что выступление может начаться стихийно, если немецко-фашистские войска вступят на территорию Словакии. Однако словацкий корпус, не был приведен в боевую готовность. Его командир — полковник Тальский в самый критический момент бросил корпус. Словацкие партизаны, против которых немцы сосредоточили крупные силы танков и авиации, оказались в тяжелом положении. Командующий 1-м Украинским фронтом маршал Конев получил приказ в кратчайший срок подготовить наступательную операцию для форсирования горных перевалов. К его войскам присоединен чехословацкий корпус. … Самолет летит над Словакией. Парашютисты — русские, словаки, чехи — приготовились к прыжкам. Их цель высадиться в районах действия партизанских отрядов, чтобы обучить людей искусству партизанской борьбы. Жители по-братски приняли парашютистов, горя желанием начать борьбу против гитлеровцев. В словацком городке Банска-Быстрица собрались партизаны. К ним присоединились освобожденные из лагерей военнопленные: югославы, поляки, французы. В Софии шли бурные демонстрации. В разных концах города возникали митинги. Полиция оказалась бессильной подавить твердую решимость народа покончить с фашистским режимом. На объединенном заседании главного штаба повстанческой армии с представителями ЦК Болгарской Рабочей Партии и Комитета Отечественного фронта принимается предложение Тодора Живкова: начать восстание по заранее разработанному плану. … Советские разведчики пересекли границу Болгарии. Впереди небольшое селение. Тишина. Казалось, все вокруг вымерло. Мотоциклисты въехали в деревню и вдруг, словно лавина, со всех сторон устремились к ним люди. Мгновенно разведчики вместе с машинами оказались в воздухе — их качали, обнимали. Цветами встречали русских «братушек». Советская Армия без единого выстрела вступила на территорию Болгарии, где уже бушевал пламень народного восстания. … В предгорьях Карпат две советские армии и чехословацкий корпус продолжали вести ожесточенные бои. Перед ними стояла задача — форсировать горы и прийти на помощь словацкому восстанию. Они были вынуждены в лоб атаковать противника, укрепившегося в каждом ущелье, за каждым выступом скалы. В час наступления начальник политотдела 18-й армии генерал-майор Л. И. Брежнев напутствовал коммунистов, напоминая им о высоком долге перед Родиной. Люди делали то, что, казалось, выше человеческих сил. С тяжелыми кровопролитными боями советские войска преодолели главный Карпатский хребет. От фашистских захватчиков освобождено Закарпатье. Началась битва за Венгрию. На конспиративной квартире известной актрисы Эржи Шомоди встречаются руководители венгерской компартии. Ласло Райк зачитывает меморандум фашистскому правительству адмирала Хорти. В поддержку требований коммунистов выступают рабочие Будапешта. Хорти пытается оттянуть решение. Выход советских войск на венгерскую долину и начавшиеся сепаратные переговоры Хорти приводят в бешенство Гитлера. В Будапешт направлен с особыми полномочиями опытный фашистский разведчик Отто Скорцени. Он должен всеми средствами воздействовать на Хорти, а в случае необходимости применить силу. Скорцени организует похищение сына Хорти, чтобы добиться отставки адмирала и передачи власти ставленнику фашистов — Салаши. Отозванные с фронта фашистские войска оккупируют столицу. Подготавливая восстание в Будапеште, коммунисты принимают меры к освобождению из тюрьмы секретаря ЦК Коммунистической партии Венгрии Яноша Кадара, который, неопознанный жандармами, находился в тюрьме под чужим именем. Но раньше чем это удалось сделать, был дан приказ отправить всех заключенных в Германию. На одном из привалов Кадару удается обмануть бдительность конвоиров и бежать. Собаки теряют его след в болоте. С большим трудом, без документов, больной он добирается до Будапешта и сразу включается в борьбу. Выполняя свою великую историческую миссию, Советская Армия двигалась по дорогам Европы, неся свободу порабощенным народам. Освобождены Будапешт, Вена, штурмом взят Берлин. По древним Градчанам, от которых берет начало стоглавая Злата Прага, идут, сопровождаемые народом, руководители Чехословацкой коммунистической партии, советские военачальники, солдаты и офицеры. От толпы отделился пожилой чех. Он подошел к генералу Брежневу и с его разрешения задал вопрос, на который, по-видимому, долго искал ответа. Его сын, партизан, погиб на войне и перед смертью сказал, что умирает за коммунизм. Что же это такое — коммунизм, если за него идут на смерть?.. «Коммунизм,— ответил Л. И. Брежнев,— это жизнь без войны, без рабства. Коммунизм — это когда все люди на земле равны». Эти слова дошли до сердца не только старого чеха, но и миллионов людей на нашей планете.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.