Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Фестивальная колонка

Фестивальная колонка

 24 октября завершил свою работу IX Международный кинофестиваль научно-популярных и образовательных фильмов «Мир Знаний». Организаторы смотра уделили особое внимание двум темам — просветительству и экологии. О просветительстве шла речь на «круглом столе», посвященном презентации Биржи научных идей, который состоялся 22 октября в пресс-центре информационного агентства «ИТАР ТАСС». В беседе приняли участие президент кинофестиваля, директор НИЦ «Курчатовский институт», декан физического факультета СПбГУ Михаил Ковальчук, председатель жюри фестиваля, известный российский писатель и научный журналист Владимир Губарев , ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Андрей Рудской, директор киностудии «Леннаучфильм» Антон Смирнов, ректор Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения Александр Евменов и многие другие. У каждого из них была своя точка зрения на развитие отечественной науки, но все сошлись в едином мнении насчет того, что современной России требуется популяризация научных знаний, а следовательно и производство учебных и научно-популярных фильмов. Об экологии много рассказывалось в конкурсных работах киносмотра. Например, сохранять удивительные и живописные уголки планеты призвали авторы таких картин, как «Озеро в море», «Последний лес Средиземноморья», «Последний океан» и «Австралия: Путешествие сквозь эволюцию». Своеобразная экологическая проблема встала перед героями французского фильма «Завоеватели: Рыба-лев», которые вынуждены сократить популяцию крылаток из-за того, что эти хищные рыбы из-за необдуманных действий американских любителей экзотических рыбок захватили огромную территорию Атлантики, угрожая тем самым истребить многие местные виды. Картина выполнена в стилистике sci-fi 50-х, в которых отважные ученые под патетичные комментарии рассказчиков боролись со всевозможными захватчиками. И даже финал выполнен в духе тех старых фильмов, поскольку оставляет после себя вопрос: справилось ли человечество с опасностью? «Озеро в море» Сергея Цихановича также содержит в себе элементы, присущие игровому кино. Например, в одной из сцен мы наблюдаем, как утка в спешке забывает в гнездовье утенка. Зритель переживает за птенца, который никак не может вылезти из самодельного домика, что сразу вызывает ассоциации с напряженными сюжетами Хичкока и других мастеров саспенса. Но это не единственное достоинство картины, повествующей о жизни гоголей на озере, находящемся на острове в Белом море. Здесь есть и хорошо поставленные сцены, и уникальные съемки, и интересные персонажи. «Последний лес Средиземноморья» Артуро Менора — это взгляд на мир дикой природы, которого не коснулась бездумная рука человека. В фильме нет ни одного человека, и камера совершает чудеса, показывая нам жизнь животных как бы изнутри. Перед нами за час проходит естественная борьба за выживание, где каждый играет свою роль, будь то императорский орел, пиренейские волки и рыси или же несчастные кролики, которых норовят съесть се кому не лень. Но такова жизнь, и этот лес также имеет право на существование, как и человек, возомнивший себя царем природы, а на деле являющийся хищником похуже волков. «Австралия: Путешествие сквозь эволюцию» — это удивительный рассказ о том, как возник самый большой остров и чем он сильно отличается, например, от Евразии. Главное же его отличие — это изоляция от остального мира, благодаря которой здесь обитают виды млекопитающих, давно исчезнувших на остальных материках, и их нужно беречь, поскольку больше мы нигде не найдем существ, похожих на кенгуру и ехидн. И все же на фестивале показывали не только фильмы о животных. Например, отечественные кинематографисты предложили заглянуть в мир до Большого взрыва, но, к сожалению, фильм «По следам тайны. Что было до Большого взрыва?» получился чрезмерно телевизионным и неинтересным. Зато Игорю Калядину удалось захватить зрительское внимание историческим исследованием глубинных взаимоотношений голландцев и русских в картине «Голландцы в России. Окно из Европы». Кстати, нельзя сказать, что зарубежные картины выглядят более удачно, чем российские. Например, американский «Выключатель» выглядит словно учебник для пятого или шестого класса, что навевает мысли о незавидной участи современных российских детей, которых обучают по зарубежным методикам. Были на фестивале и настоящие откровения вроде «Живота» Сесиль Денжон. В частности, Оливье Пейон поведал захватывающую историю о внутреннем мире математиков в картине «Как я возненавидел математику». Режиссер затронул множество тем, от бурного развития математики за последние годы до ее виновности в мировом кризисе. А сами математики представлены как люди не от мира сего, неспособные сориентироваться в пространстве и живущие в своих теоремах. И все же фильм, несмотря на некую шаблонность образов, насыщен юмором и интересными наблюдениями, которые порадуют думающего зрителя. Еще одним неожиданным откровением для меня стала ретроспектива фильмов ВГИК. В короткометражке «Вредители», рассказывается история семейки обычных мышей, но из-за уникальных для 70-х съемок ты начинаешь думать, что фильм не про мышиную, а про человеческую возню. Черно-белые «Этюды оптимизма» и вовсе посвящены актуальной для нашего времени теме — депрессиям и неврозам, хотя снят данный фильм в 1980 году. При этом заикающиеся молодые люди и девочка, чувствующая себя одинокой, невыгодно выглядят на фоне слепоглухонемых людей, нашедших себе работу, с которых и начинается данный альманах. Но самым смелым фильмом для тех лет выглядит «Я есмь», который не стесняясь женской наготы рассказывает историю одной женщины, решившей рожать ребенка несмотря на серьезную болезнь сердца. Это лишь одна треть всей фестивальной программы, которую мне довелось посмотреть. Как и на любом фестивале, здесь можно было увидеть как плохое так и хорошее кино. Не обошлось и без технических накладок, но мы уже к ним давно ведь привыкли, не так ли?! А потому пора вам рассказать, кто же стал победителем фестиваля, и, наконец, завершить фестивальный дневник. Церемония закрытия «Мира знаний» состоялась вечером 24 октября в киноцентре «Великан Парк», а ее ведущими стали директор фестиваля Людмила Бударина и директор киностудии «Леннаучфильм» Антон Смирнов. Итак, победителями стали: Приз фонда Саввы Кулиша «Как я возненавидел математику» Приз от компании Canon совместно с ЦНФ и Гильдией неигрового кино «Услышать, как растет трава» Приз от Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина «Алексей Леонов. Прыжок в космос» Диплом за увлекательный рассказ об актуальных исследованиях в современной медицине «Живот» Диплом за активную защиту природы Антарктиды «Последний океан» Диплом за оригинальный взгляд на эволюцию животного мира «Австралия: Путешествие сквозь эволюцию» Спецприз за многолетнюю успешную творческую, учебную и научно-методическую работу на кинофестивале «Мир 3наний» Всероссийский Государственный Университет Кинематографии им. С.А. Герасимова Спецприз за раскрытие героических страниц в истории космонавтики «Алексей Леонов. Прыжок в космос» Лучший сценарий Ольга Булле («Голландцы в России. Окно в Европу») Лучшая режиссура Сергей Циханович («Озеро в море») Гран-при имени С. П. Капицы «Последний лес Средиземноморья» Поздравляем всех лауреатов и желаем фестивалю новых кинооткрытий. До встречи в следующем году!


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.