Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Дозорные

Дозорные

 55 лет назад на I ММКФ наградили «Судьбу человека» Оказывается, я основательно подзабыл фильм «Судьба человека» Сергея Бондарчука , который полностью видел последний раз лет сорок назад, а вот две знаменитых сцены («после первого стакана не закусываю» и «папка, я знал, что ты меня найдёшь»), постоянно цитируемые в передачах о кино, даже не нужно было припоминать. И пусть я никогда не был горячим поклонником этой картины, считая по молодости лет, что есть в ней эмоциональные перехлёсты и излишне аффектированная игра некоторых исполнителей, но всё-таки отдавал должное своевременности появления «Судьбы человека», которая пользовалась, кстати говоря, большим зрительским успехом, если заняла 97-е место по посещаемости (39,2 млн.) за всю историю советского кинопроката. А ещё она удостоилась первого приза на первом Московском кинофестивале в августе 1959 года, и позднее заслужила Ленинскую премию. Теперь обращаешь внимание при пересмотре на то, что пропустил почему-то раньше — или же не придавал этому особого значения. «Судьба человека», созданная по рассказу Михаила Шолохова (между прочим, в 1957 году была снята короткометражка «Страницы рассказа» с участием того же Бондарчука, читающего только что напечатанное небольшое литературное сочинение живого советского классика), явилась чуть ли не первым кинематографическим произведением о судьбе пленных солдат во время Великой Отечественной войны — ведь прежде данная тема практически находилась под запретом. Разумеется, главный герой Андрей Соколов не попадает после пребывания у немцев уже в советский лагерь — получает своеобразную индульгенцию от армейского полковника, доставив в расположение наших войск вражеского майора с ценными документами. Но все эпизоды, начиная с захвата в плен водителя «полуторки», пострадавшего при бомбёжке, и заканчивая его дерзким бегством на немецкой машине, — они как раз были внове для советского кино, в котором более полутора десятка лет военнопленные вообще за людей не считались. Другие удивившие меня сцены при нынешнем знакомстве с фильмом Сергея Бондарчука, успешно дебютировавшего в режиссуре в 38-летнем возрасте, происходили в полуразрушенной церкви, где немцы заперли на ночь взятых в плен красноармейцев. Кто-то из них крестится при входе в храм, кто-то испытывает непреодолимую муку и вообще жертвует собой, не смея осквернить святилище отправлением естественной надобности, кто-то проявляет истинно христианскую заботу о ближних, даже будучи евреем и наверняка атеистом, а кто-то (и это именно Соколов) решается вроде как на нарушение заповеди «Не убий», чтобы спасти от расправы другого человека, виновного лишь в том, что он — командир и коммунист. Подобная постановка «вечных вопросов» о жизни и смерти, о вере и клятвопреступлении, о человечности и предательстве также необычна для постсталинского кинематографа, только начавшего заново пересматривать и переоценивать существовавшие десятилетиями всевозможные догматы. И ещё любопытно обнаруживать в сугубо прозаической картине Бондарчука, которая будто бы и не замахивается на то, чтобы быть чем-то иным, нежели эмоционально воздействующей драмой о судьбе человека на войне и после неё, некие приметы кинопоэтического мышления, видимо, воспринятые режиссёром и его оператором Владимиром Монаховым благодаря этапной не только для отечественного кинематографа, выдающейся ленты «Летят журавли» Михаила Калатозова , снятой Сергеем Урусевским. Это и пейзажи, запечатлённые с неожиданного ракурса, и использование в ряде моментов «субъективной камеры». А главное — своеобразные сны-видения главного героя построены по поэтическому, метафорическому принципу, что в какой-то степени предвосхищает новаторские открытия Андрея Тарковского и Вадима Юсова в «Ивановом детстве». Интересно, что молодой Юсов, придя после ВГИКа на киностудию «Мосфильм», был одним из трёх операторов короткометражки «Страницы рассказа». Вот как всё закольцовывается!


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.