Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Киношные интервью

Киношные интервью

 Андрей Соколов – личность многогранная. Сложно поверить, что все, чем он занимается в жизни и профессии, может один человек… И еще очень важно: зритель ему верит. Мы поговорили с Андреем об образовании, фатализме, его работах, лермонтовских чтениях и влиянии искусства на воспитание. Как-то вы сказали: «Я действительно не очень люблю давать интервью. Потому что везде читаешь о себе одно и то же. И даже если есть что сказать, то бесконечно говорить об этом невозможно». Вам сильно надоели вопросы о «Маленькой Вере» , охоте и личной жизни? Не надо понимать это буквально. Мне не надоедает говорить о «Маленькой Вере». А рассказывать об охоте имеет смысл тем, кто на ней побывал. Согласитесь, чтобы говорить на японском, нужно сначала хотя бы выучить алфавит. Что касается личной жизни – это табу. Вы получили образование в нескольких вузах. До театрального (актерский факультет, режиссерские курсы) и иняза вы окончили авиационно-технологический. Это в жизни пригодилось? В плане некоей самодисциплины, стратегии – безусловно. Эти шесть лет учебы – хороший опыт – житейский и профессиональный. Это знакомства с людьми. «Мы с тобой учились в МАТИ» — этот «пароль» открывает многие двери, а по роду моей деятельности, нередко нужна помощь в разных сферах жизни. Говорят, все мы родом из детства. В детстве ваши любимые герои?.. Помните, была книжка «Непоседа, Мякиш и Нетак»? Я ее перечитывал раз пятьсот, и сейчас она зачитана до дыр и бережно хранится вместе с мишкой плюшевым… С семи лет вы начали писать стихи и даже посылали их в «Пионерскую правду»? Да, я написал, что они могут опубликовать мои гениальные стихи, а гонорар оставить себе. Только стихи надо напечатать на первой странице. Главным редактором оказался человек с юмором. Он ответил: «Наша газета пока не дотягивает до уровня ваших гениальных стихов. Пишите. Когда будем готовы, опубликуем». Из ваших зрелых стихов: «Твою любовь, как воду пить Я буду жадными глотками… Прости, но так, как я, любить Другим нельзя… Но сон здесь замер…» Здесь слышен Лермонтов! И, мне кажется, вы очень его любите… Да. По структуре мне близки Лермонтов и Блок, а по духу – Есенин. В июле вы побывали в Пензе, на литературном митинге, посвященном 200-летию со дня рождения Лермонтова. Что особенно запомнилось от соприкосновения с памятью о Поэте? В Пензе, на лермонтовских чтениях в последнее время бываю каждый год. Меня всегда поражает огромное количество людей — до 15 тысяч, которые сами, по своему желанию приезжают туда. Чтения проходят в пригороде, в лесу. Чистота помыслов людей, собирающихся просто послушать стихи поэта, вспомнить его, поражает, заряжает и удивляет. А сейчас я в пензенских краях собираюсь снимать свой новый фильм «Память осени». О фильме хочется позже спросить отдельно… Скажите, вам близко состояние глубокой печали, враждебности мира, которые испытывал Лермонтов или вам созвучней светлый оптимистичный Пушкин? Ну как себя, любимого, не пожалеть порой, не поплакаться в жилетку или не порвать рубаху на груди! Но позволить себе эту роскошь можно лишь на короткий промежуток времени. Уныние — один из смертных грехов, и если в это погружаешься, очень трудно потом себя вытаскивать. А ведь я отвечаю не только за себя, но и за коллектив. Поэтому начинаю бороться с унынием, лишь ощутив в себе «колебания и вибрации» этого чувства. В фильме «Предсказание» 1994 года, у Рязанова, Олег-1 (Басилашвили ) и Олег-2 (вы) — это одно и то же лицо или вариация проживания одной жизни? Не совсем одно лицо. В моем понимании, существуют некие параллельные миры. Вот наши двое Горюновых – Олег-один и Олег-два — живут в них, смещенные во времени. Мой герой, прожив раньше этот отрезок времени, является к Олегу-первому, предупредить, помочь, зная о предстоящих испытаниях. В жизни вы реалист? Как относитесь к теории реинкарнации? Я допускаю, что это возможно. Не доказана реальность реинкарнации, но не доказано и обратное. В Предсказании вы играете писателя… А как ваш роман, который вы писали в жизни, где его можно прочитать? С романом случилась удивительная история. Издали его в «Вагриусе». Но когда я пришел за авторскими экземплярами через месяц, то … оказалось, что весь тираж – 50 тысяч экземпляров – ушел. Сейчас делается сайт, где, возможно, мы опубликуем роман. По нему Андреем Смирновым написан сценарий. Правда, с производством пока не сложилось. О чем произведение? Это абсолютно кинематографическая история о девушке… если в двух словах – то своеобразное пособие на тему «как стать богатой». Неожиданно для вас. Я писал ее в соавторстве и буквально за месяц. В 1996 году вы написали: «Я тобою очень болен…» Любовь для вас что? Боль? Награда? Счастье? И то, и другое, и третье, и четвертое… Фильм 1990 года «Палач». Одна из первых главных ролей, Андрей Арсентьев. Ваши партнеры – Борис Галкин , Сергей Газаров , Ирина Метлицкая. Какой осталась Ирина Метлицкая в ваших воспоминаниях? Когда я слышу это имя, у меня сжимается сердце. Ира была необыкновенной женщиной и необыкновенной актрисой, вся наша группа была в нее влюблена, все «носили ее на руках». Забыть невозможно… Вы не суеверный, не жутковато играть героев, которые погибают? Я — фаталист. Чему быть, того не миновать. К тому же, работа есть работа. Надо ее отделять от жизни. Для меня большим уроком стали съемки в фильме «Бездна. Круг седьмой» , который снимался параллельно с «Предсказанием». Я был начинающим актером тогда, и, как с головой в омут, нырнул в проект, а там — история непростая, и уход в нее для меня мог закончиться плачевно… Ваш герой — образованный современный и, вроде, нормальный молодой человек. Отчего у него такое неуемное стремление получить икону, что он идет на убийства? Он одержим идеей — найти деньги, чтобы уехать заграницу… Там есть эпизоды убийств и похищения иконы – не спровоцировало ли это череду неприятностей в жизни? Это я и имел в виду, говоря, что нырнул в проект, как в омут. А после съемок случилась черная полоса, и я понял, что нельзя путать кино с жизнью… Позже вы часто играли представителей правосудия, которых очень полюбил зритель. Ваш герой, адвокат Зимин говорит: «В России одно из двух: либо ты стрелок — либо мишень. Я предпочитаю быть мишенью… но в бронежилете». А в реальности вам такое определение близко? Да. Алексей Зимин из «Адвоката» — это логическое продолжение Андрея Зимогорова из «Линии защиты?» Не прямое продолжение, но некоторый парафраз, своеобразное алаверды, наверное, есть. Проект снимался восемь лет, и трудно было назвать человека, который, включив телевизор, хоть раз не наткнулся на нашего «Адвоката». Согласен, что это был достойный продукт. Пусть ремесло, но с большой буквы. В одной из серий второго сезона Зимин защищал молодого человека, уверенный в его невиновности. Но впоследствии открывается, что тот виновен в двойном убийстве, да еще делает попытку убить Зимина, к которому случайно попала улика. А что бы вы думали, избавив убийцу от законного наказания? Конечно, Зимин – собирательный образ, я мало знаю людей с таким характером, образом мышления, поведением, поступками… но, слава Богу, они есть. Если бы я освободил виновного? К сожалению, от ошибок никто не застрахован. Но если этот сюжет продолжить, думаю, Зимин должен довести дело до логического завершения… В жизни, после стольких сезонов «адвокатской деятельности» вы приобрели привычку оправдывать людей? Сама по себе актерская профессия – компромиссная, сродни профессии психолога, медика и адвоката. В юности я был вспыльчивым, а с годами стал культивировать то равновесное состояние, которое позволяет правильно склонить чашу весов в ту или иную сторону. Конечно, любая роль оставляет след – привычки, картина мира, на который ты смотришь через «хрусталик» своего героя в течение восьми лет. И ты начинаешь думать головой своего персонажа, и люди, которые тебя окружают, в этом помогают. Немало людей после выхода фильма были уверены, что я реальный работник юриспруденции и обращались ко мне за помощью… Ваш герой из фильма «Охота на асфальте» совсем из другой «команды». Сильный жестокий Мирон. Все другое: манера принимать пищу, говорить, кричать, отдавать приказы, насупливать брови, смотреть – волчья, хищная. Все реалистично. Вы наблюдали за каким-то персонажем, чтобы это сыграть? А играть ничего не надо — «Я» в предлагаемых обстоятельствах. Порой достаточно ухватить интонацию, искру, из нее разжечь пламя, слепить совершенно другую личность. Кстати, мы тогда настолько прониклись историями наших персонажей (они по сюжету грабили трейлеры – Н.А.), что однажды после рабочего дня с кем-то из актеров по дороге домой увидели фуру… и что-то на мгновение «замкнуло» и мелькнула шальная мысль – надо остановить… (Смеется). А текст песни «Я роскошный хулиган» написан вами специально для фильма? Нет, это одно из моих стихотворений. Интересный проблеск человечности оживляет образ Мирона – он отпускает водителя фуры, узнав, что тот, как и отец Мирона, потерял ногу в Афгане… Короткое смятение, и за несколько секунд лицо рассказывает о целой буре чувств, мыслей, воспоминаний. И еще эпизод: любимая девушка спрашивает Мирона: «Убивать страшно?» За мгновение зрителю передается целое послание. В такие моменты что-то вспоминаете на самом деле? Это часть профессии — заставлять себя ду-мать! Вот и все. А мысль всегда видна. 2013 год, «Департамент». Снова полковник – служитель правопорядка. Вы так много раз играли адвокатов и как-то – прокурора. Может быть, вы знаете… как снизить преступность в стране? Конечно. Что сделал Жуков, когда приехал в криминализированную Одессу? В считанные дни ликвидировал преступность. Для этого понадобилось две вещи: проявить волю и отдать приказы. Знаю, вам дорог фильм 2012 года «Личные обстоятельства» , из-за которого вы отложили другой проект. Ваш персонаж — хирург Герман Кузнецов попадает в серьезный переплет за преступление, которого не совершал. Если исходить из аксиомы, что наказания без вины не бывает, то за что Герману такое? Мы живем, идя по полосатой зебре жизни. Черная полоса — белая полоса. И у каждого есть процесс накопления и процесс отдачи, плюс и минус. Говорят, Бог испытывает тех, кого любит. Но мы не любим проходить через эти испытания, потому что это больно. Возможно, мой герой попал в эту жизненную мясорубку, чтобы выйти на иную полосу жизни. К моменту повествования он был человеком, уставшим от жизни. Когда такое случается, человек или заболевает, или уходит совсем. Испытание было дано ему для встряски. Может быть, ему надо было понять, что женщина рядом с ним — «не его» женщина, что бывшая жена готова от него отказаться, и что люди, которых он считал родными – далекие и чужие. Настала пора отсеять ненужное. Пора собирать камни. Вы в жизни. Вы выглядите подтянутым, спортивным, знаю, в юности играли в хоккей, прыгали с парашютом. Что это? Потребность в адреналине? Я и сейчас играю в хоккей. У нас два раза в неделю – лед, играем в команде артистов – «КомАр», где много достойных ребят. Для нас это и хобби, и площадка для коммуникации. А с парашютом после травмы не прыгаю. Правда, что вы владеете мануальной терапией и даже иногда помогаете партнерам в театре с помощью ее приемов? Не скажу. Совсем ничего не скажете? В советское время я получил диплом массажиста и даже немного практиковал. Это было давно. Часто вы отказываетесь от сценариев? Через раз. У каждого актера есть некая репутация, и то, что совсем неинтересно, мне уже не предлагают. Достойных предложений немного, и есть два выхода: или ты снимаешься во всем барахле, или начинаешь делать для себя что-то сам. Вы сняли несколько фильмов. «Артефакт» — ваш режиссерский дебют? Нет, дебют был на «Адвокате», где я снял 12 картин. А за что вы любите «Артефакт»? С профессиональной точки зрения, он неплохо сделан. Мне нравится его заряд позитива, то, что проект меня многому научил. До сих пор не понимаю, как удалось его снять. Уровень сложности на этой картине не сопоставим со многими. Фильм получился благодаря работе всей команды, и воздействует на зрителя на уровне подсознания. Чем больше смотришь — тем больше пластов открываешь. И то, что сделал в нем Саша Лазарев , очень достойно, и в моей новой картине он тоже будет играть одну из главных ролей, чему я очень рад. Ваши персонажи обычно неплохо разбираются в психологии… а вы в жизни применяете свою интуицию и знания в этом плане? Пожалуй, это история под названием «сапожник без сапог». Понимая все, что происходит «где-то там», обычно не можешь разобраться в том, что случается у тебя под носом. Но вы больше логик или интуитивный человек? По-разному. В актерской профессии больше важна интуиция, в режиссуре и продюсировании – и интуиция, и логика. Огромное количество ролей, чужих-своих жизненных историй не давит на вас, как на личность, не перегружает психику, не смещает «точку сборки»? Однажды я прилетел куда-то, и, проснувшись в самолете, спросил стюардессу: «Мы где?» Бывает, встречаешь утро в гостинице чужого города и не сразу вспоминаешь, где находишься. Но лучше так, полная загруженность, цейтнот, нежели ожидание у молчащего телефона и неизвестность. Для актера нет хуже страха пустоты, который пожирает тебя изнутри. Это не та профессия, когда можно что-то сделать «в ящик». В кино нет работы впрок, на будущее. После «Бездны» я понял: если уж профессия поглощает 95 процентов твоей жизни, то остальные пять — твои – и они должны быть еще весомее. А потому надо учиться отдыхать. Я бы вообще нанимал на работу, судя о человеке по тому, может ли он продуктивно отдыхать… Вы много всего в жизни можете. Но, наверное, не останавливаетесь на достигнутом. Что еще в планах освоить? Была безумная мысль – поступить в юридическую академию, а потом решил: каждый должен заниматься своим делом. К сожалению, не так много времени осталось рабочего, поэтому надо с удовольствием жить сегодняшним днем и отдавать то, что есть… А вы отдали бы все, что имеете – славу, успех, знания — за возможность повторить молодость? Хм… (Смеется.) История не любит сослагательных наклонений. Вопрос риторический. Вы счастливый человек? Ну а что такое счастье: некое продолжение радости или равновесное состояние, которое длится секунды? Я — стремящийся к этому состоянию. Полное счастье, наверное, испытывают только в нирване или где-то… в желтом доме. И — о кино. Создается впечатление, что при огромном авторском потенциале – хорошие сценаристы, режиссеры, актеры — тормозом развития российского кино становится зависимость творчества от бюджета, выделяемого продюсерами проектов, и зависимость от продюсеров канала и их вкусов… Да, непросто получить финансирование на смысловой фильм, а не на «пиф-паф». Хотя с уважением отношусь ко всем жанрам, но есть приоритетные вещи. Мы и так воспитали поколение фастфудных зрителей, и раскачать их в плане умственной деятельности в дальнейшем станет еще сложнее. Они не привыкли думать, слышать, а это – катастрофа, так можно превратиться в стадо. События, происходящие в мире, показывают, что большинство тех, кто вершит судьбами других, просто не те книжки в детстве читали и не на те фильмы их мамы водили. Так что, искусство – очень важная составляющая воспитания, оно влияет на судьбы мира… Поговорим о вашем новом режиссерском проекте, который сейчас в запуске — это полнометражный художественный фильм «Память Осени» (рабочее название). Кто утвержден на роли? Обо всем расскажу чуть позже, и все можно будет прочитать на официальном сайте, который должен выйти ко дню моего рождения (13 августа – Н.А.) Озвучу только, что сейчас я осваиваю новые технологии и хочу использовать их в рамках своего проекта — краудплатформа (народное финансирование) и prediction markets (коллективное голосование). Это большая работа, которая начинается задолго до старта проекта. По сути, это площадка, на которой собираются единомышленники и единоверцы, готовые строить с тобой картину. Они проводят анализ возможного финансового и морального успеха, назначают гранты. Проводится зрительское голосование, точность прогноза по которому – вы не поверите — составляет 90 процентов. Зрительский рейтинговый опрос проводится на уровне сценария, утвержденного актерского состава, бюджета и так далее. Жанр? Семейная мелодрама. Вы там будете играть? Режиссер Соколов утвердил актера Соколова на маленькую роль…


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.