Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > История кино

История кино

 В июльском прокате редакция kino-teatr.ru отметила несколько фильмов — «14 фильмов июля’14″. Например, сиквел легендарной франшизы «Планета обезьян: Революция» , новую трактовку греческого мифа о Геракле , очередную экранизацию марвеловских комиксов «Стражи галактики» , историю русского богатыря Поддубного и ещё десяток других, не менее интересных. Кроме того, в июле на российские экраны выходит молодежная комедия «Хочу. Не могу» , о выпускнике средней школы. Много хороших и разных фильмов (правда, из них только один – отечественный) смогут посмотреть кинозрители в июле 2014 года. А что смотрели в кино почти пятьдесят лет назад, в июле 1966 года? На какой бы фильм вы пошли бы? Журнал «Спутник кинозрителя», июль 1966 года. О фильмах июльского репертуара 1966 года рассказывает доктор философских наук Владимир Александрович Разумный. Вряд ли можно утверждать, что фильмы июльского репертуара наиболее типичны, показательны для состояния современного кинематографа. И все же в них проявляются некоторые общие тенденции и закономерности, характерные для кинематографического процесса. Еще сравнительно недавно появлялось значительное количество фильмов, созданных по канонам эстетики «маленького человека». Их авторы отказывались от больших социальных обобщений, сосредоточивая свой интерес на мелких, неинтересных характерах, на бездумном бытописательстве. Поток жизни, сложной и противоречивой, насыщенной истинным драматизмом, оказался за экраном. А на нем мелькали бесплотные тени рефлектирующих юнцов, нытиков и скептиков всевозможного рода, как бы вырванных из потока. Некоторые мои коллеги — критики — склонны полагать, то было новое «слово» в искусстве, порожденное реакцией на парадные, помпезные фильмы. Но вот что любопытно: массовый зритель не принял эту эстетику, по-прежнему отдавая свои симпатии социально-масштабному кинематографу, фильмам больших идей и гражданских страстей. Он полюбил «Председателя» и «Оптимистическую трагедию». Думается, нет необходимости проводить сложные изыскания для того, чтобы доказать любовь нашего зрителя к яркому, подлинно зрелищному кинематографу, поэтизирующему героическое начало в жизни. В определенной мере об этом свидетельствует и июльская кинопрограмма. Пожалуй, наиболее примечательным фильмом месяца можно считать «Заговор послов». Авторы фильма создали эмоциональное произведение, в котором органически сочетаются факты и вымысел, реальные события и домысленные художниками ситуации. Отличен, на мой взгляд, выбор темы. История нашей страны, изобилующая положениями необычайного драматизма, знает немного таких предельно трагических моментов, как лето 1918 года. Классовые враги революции, опиравшиеся на поддержку мирового капитала, плели заговор за заговором против молодой республики рабочих и крестьян. Об одном из них, едва ли не самом опасном и коварном, и рассказывается в фильме. Это заговор Локкарта, названный так по имени главы английской дипломатической миссии в Москве. Прикрываясь личиной дипломатов, Локкарт и другие послы, аккредитованные в Москве, вели лихорадочную подготовку широкого фронта диверсий и террористических актов. В нее включились и «прославленные» английские шпионы типа Рейли, и попрятавшиеся по углам, как тараканы от света, белогвардейцы и левоэсеровские изменники революции. В сшибке, столкновении с этим миром показаны наши чекисты. У них нет ни опыта, ни средств, которыми располагает противник. Но у них есть нечто более существенное — безграничная поддержка революционного народа, энтузиазм молодости, романтика бойцов за правду. Казалось бы, что все предусмотрели заговорщики. Сделали они и иезуитскую ставку на тоску по родной Латвии славных латышских стрелков. И все же просчитались — у бойцов революции, где бы они ни сражались, есть новая, социалистическая Родина — республика Советов. Во имя этой Родины всех трудящихся идет на безумный, с точки зрения обыденного сознания, шаг герой фильма — командир артдивизиона латышских стрелков Эдуард Берзинь. Он принимает приглашение заговорщиков, встречается с их лидерами и начинает «работать» под непосредственным руководством такого умнейшего и опаснейшего диверсанта, как Рейли. Здесь-то и раскрывается неоспоримое преимущество героизма, базирующегося на высших моральных ценностях. Затаив дыхание, следишь за тем, как одно испытание за другим обрушивается на Берзиня, как он проходит сквозь все круги дантова ада. Он растет в этих испытаниях не только как чекист, постигающий тайны новой для него деятельности, но и как гражданин, познавший всю меру опасности, нависшей над молодой республикой. Пафос революционной романтики, сочетающийся в фильме с документальной достоверностью, предопределяет многоплановость, емкость его идейного содержания. Он же дает мысли о народном характере нашей революции, интернационализме как нравственном принципе ее бойцов, о бдительности, которая необходима нам и теперь, в иных исторических условиях. «Совесть» Все мы мечтаем о том, чтобы наш кинематограф, умножив традиции социалистического реализма, стал захватывающе интересным, увлекательным. И, конечно же, романтический ключ необходим не только в историко-революционных фильмах. Пожалуй, еще больше он нужен там, где все: и предмет изображения, и сюжетостроение, и принципы художественной обрисовки характера — еще не изведано, ждет своего первооткрывателя. Короче говоря — в кинематографическом рассказе о современности и современнике. Кто он, герой нашего времени? Теперь всем очевидно, что эстетика «маленького человека» такого ответа, который удовлетворил бы нас, порадовал бы настоящими эстетическими открытиями, не дала. «Безгеройное» искусство потерпело крах. Его персонажи, в какие бы сверхсовременные одежды они ни рядились, не стали властителями дум новых поколений советских людей. Именно кинематограф наши идейные противники избрали для активного воздействия на умы и сердца людей, для выработки при помощи искусства такого комплекса духовных ценностей «среднего» человека, который превращает его в механического робота. В основе этого комплекса — убеждение в извечном и изначальном индивидуализме человека, во взгляде на него как на существо, главным жизненным стимулом которого является своекорыстие, погоня за богатством. Буржуазная философская концепция человека — вот идейный стержень, доминанта, первооснова всего потока «массовой художественной культуры» на Западе. Художники и теоретики «нащупали» пути ее конкретного и весьма действенного воплощения в искусстве. Сила и секс — вот что там утверждается как разные и необходимые грани «идола» — героя, который должен стать образцом подражания для миллионов, кумиром бездумной толпы. Это прежде всего «стопроцентный» мужчинa, воплощающий буржуазно истолкованные добродетели — смелость и слепую преданность «долгу», физическую силу и патриотизм. Хотите представить себе его стандартный внешний облик? Вспомните фильмы типа пресловутых «Подвигов Геракла». Вce это надо тем, кто хочет развить в человеке самые низкие, темные инстинкты, пробудить в нем зверя. Нет, пожалуй, более древнего и более традиционного вопроса, чем вопрос смысле бытия. И все же мы отвечаем на него вновь и вновь, в соответствии с новыми историческими условиями. Сегодня такой ответ связан с размышлениями о мере активности и индивидуальной ответственности каждого советского человека за то, что происходит в стране, в конечном счете, а будущее. В этом плане примечателен фильм «Совесть» , поставленный по одноименному роману Доры Павловой на киностудии «Мосфильм». Роман этот достаточно известен широким кругам читателей, так что, пожалуй, нет необходимости давать характеристику его содержания, повторенного (быть может, несколько иллюстративно) фильмом. Скажу лишь, что история молодого секретаря партийной организации одного из московских проектных институтов переросла в серьезный разговор о совести коммуниста, правде, во имя которой он должен жить. Жить, невзирая на трудности, а противодействие старого, освященного весьма и весьма удобными мещанскими представлениями, вроде пресловутого афоризма: «моя хата с краю». Главная и притом принципиальная удача фильма — образ Василия Мартынова в исполнении популярного киноактера Анатолия Кузнецова. Он раскрывает сложнейшую духовную эволюцию героя, обычного научного сотрудника, избранного секретарем парткома большого коллектива. С первых же кадров актер показывает нам незаурядного человека, бывшего фронтовика — танкиста, ставшего способным инженером-проектировщиком. Он обычный, но не «маленький» человек, и его духовный рост связан с выявлением и укреплением тех нравственных принципов, которые стали для него в повседневной жизни нормой поведения. Как часто мы говорим: «мой дом», «моя семья». У каждого с этими понятиями связано нечто близкое, интимное. Есть своя семья и у Мартьянова. Он любит ее требовательно и честно. И именно поэтому не может сделать для ее благополучия ничего такого, что идет вразрез с его представлениями о совести коммуниста. Тонко, без нажима Анатолий Кузнецов суммирует все те человеческие черточки своего героя, которые в иной ситуации приобретут широкое гражданское значение. Отсюда ощущение удивительной цельности натуры героя. В споре с Наташей, рельефно вылепленной Аллой Ларионовой, и в столкновении с секретарем райкома Якимовым за правду Мартьянов один и тот же по своим чисто человеческим качествам. И вместе с тем в финале фильма перед нами — настоящий боец, истинный смысл бытия которого — в счастье других людей, в успехах и чести коллектива, в битвах за жизнь по коммунистической совести. Он романтик в подлинном значении слова; он из той породы удивительных людей, которых мещане любят величать «донкихотами», но которые, в отличие от Рыцаря Печального образа, определяют сегодня своими активными гражданскими действиями лицо мира. Вниманию граждан и организаций Его создатели украинские кинематографисты — были, очевидно, обуреваемы самыми благими намерениями. В частности, намерением рассказать в образах о необходимости чуткого, бережного отношения к психике ребенка. Сюжет с восьмилетним Кириллом Крупицыным, пригревшим бездомную собаку, давал хорошую драматическую основу для художественного выражения этого в общем-то довольно элементарного этического тезиса. Но социальный фон, на котором действие разворачивается, обрисован так, что создается искаженное впечатление об его изначальной враждебности добру. Маленького Кирилла окружает — в школе, на улице, дома — сонм равнодушных, оказененных людей, не способных понять ребенка, увидеть в его наивном и трогательном поведении проблески подлинного гуманизма. А вот кто, в отличие от всех взрослых, понял и оценил это светлое стремление детской души — журналист Вадим Конев, — оказывается не романтическим персонажем, но чудаковатым одиночкой в людской пустыне… Мне думается, что в данном случае при разговоре о некоторых тенденциях современного кино просто немыслимо обойти острые углы и не высказать своего отношения к тем явлениям, которые, на мой взгляд, не могут оцениваться как прогрессивные и перспективные. Их надо знать, не доверяя критику на слово. А стало быть, смотреть! Дни летные Ошеломляющие скорости в воздухе и напряженный ритм жизни на земле, сложная, полная риска благородная профессия военных летчиков — об этом фильм. На экране проходит их тяжелый боевой труд, жизнь в быту, среди друзей, любимых, жен и детей, с тревогой ожидающих их возвращения из полетов. Не собираюсь утверждать, что в тех фильмах, которые вы увидите в июле, романтическая концепция восторжествовала. Наверное, нужен весьма значительный срок, чтобы рассеялся мираж дешевого бытовизма, выступающего с притязаниями на монопольное положение. И все же мне очень и очень хочется сказать несколько слов о фильмах, решенных в романтическом ключе. И прежде всего,— о фильме киностудии им. А. П. Довженко «Дни летные». Это волнующее произведение о буднях военных летчиков. Вы, наверное, помните немало картин о людях, связанных с новой техникой: «Самые первые», «Барьер неизвестности»… В них были схвачены и какие-то приметы времени, показаны полеты, техника. Но все это было скучно, вяло, без огонька живой жизни, ибо в главном — в обрисовке характеров — авторы следовали штампам «безгеройного», немасштабного искусства. Иное дело — «Дни летные». Авторы фильма сценарист Леонид Ризин и режиссер Николай Литус пошли, как говорится, от главного— от характеров людей, которым страна доверила фантастическую технику. Они рассказывают о четырех товарищах, обычных военных летчиках. Четыре новеллы фильма раскроют судьбы четырех друзей — Николая Болдырева, Андрея, Лешки, Жоры Протасенко. Погибает, пытаясь спасти машину, Протасенко. Мир не стал иным. А юность берет свое, летчики любят, веселятся, учатся. И все же мир стал иным: память о друге отлилась не в громкие фразы, но в те грани характеров, в которых провидится герой нашего времени. Эта память, преломленная сквозь темперамент Андрея, казалось бы, вечного неудачника и постоянного объекта дружеских насмешек, «выпрямляет» летчика, делает его асом не в ироническом, как у товарищей, а в прямом смысле слова. Асом, «оседлавшим» новую чудо-машину, и поверившим в себя. Память о Жорке рождает то тепло человеческих сердец, которое согревает Лесю, обычную девушку, приехавшую к обычному парню Лешке. А Лешка — в небе, в поединке с грозящим смертельной бедой туманом… Мне кажется, что вас тоже потрясут натурные съемки полетов, которые выполняли летчики-истребители военно-воздушных сил СССР. Я, по крайней мере, ничего подобного по красоте и мощи на экране не видел — это какая-то феерия красок, скорости, эстетики техники. Но еще прекраснее, на мой взгляд, простые советские ребята, о красоте и духовном величии которых рассказывает фильм «Дни летные». «Простите, вас ожидает смерть» В чем сокровенный смысл комедии? В том, что она смело и ярко обрисовывает, точнее — обнажает несоответствие конкретного явления жизни с целью и предназначением жизни. Очевидно, что этот контраст будет тем более острым и впечатляющим, чем обнаженнее, я бы даже сказал, тенденциознее художник подчеркивает романтику наших будней, то есть тех будней, в противоречии с которыми оказываются персонажи, движимые чуждыми нашему обществу мотивами. Представьте себе, что в ваши руки случайно попала записка с загадочными и зловещими угрозами в адрес незнакомых вам людей. Естественно, что вы — по внутреннему нравственному побуждению — предпримите все для того, чтобы предупредить этих людей, отвести от них страшную опасность. Именно так и поступила героиня фильма «Простите, вас ожидает смерть» Нани, прочитавшая на листке найденного на улице блокнота: «Первое. Давида Хуцишвили убить ударом ножа в живот. Второе. Карамана Хускивадзе — ударом кирпича по голове. Третье. Сашу Канделаки похитить и бесследно уничтожить.» Она, конечно, не знала, что это набросок, сделанный рукой незадачливого автора детективного романа. Не знала Нани и того, что персонажи, найденные ею, больше всего боятся света, гласности, публичности, ибо живут они в другом, скрытом мире вчерашнего дня. Отсюда — весьма занимательные положения, возникающие в комедии, созданной грузинскими кинематографистами. Вы познакомитесь в июле и с некоторыми фильмами наших друзей из социалистических стран. Мне кажется, что с особым интересом будет смотреться фильм чехословацких кинематографистов «Необыкновенный класс» (режиссер Йозеф Пинкава). Это веселое, я бы даже сказал, задорное произведение, поставленное по повести Даниеллы Душковой. Задорное, ибо его авторы как бы подсмотрели, чем живет стайка девушек, соединенных судьбой в одном классе. Впрочем, в юности все необыкновенно. И то, мимо чего с ленцой равнодушия проходишь в зрелые годы, в юности приобретало особый смысл. Вот обо всем особом, необычном, чем живут милые девчата: и школьный Сократ Анделка, и спортсменка Эва, и обладательница фантастической прически Мириам, словом, все подруги, и рассказывает фильм. Рассказывает очень непосредственно, с чувством юмора. Фильм «Поезд» , который на наших экранах называется «Загадочный пассажир» , одно из наиболее значительных произведений польского послевоенного кино, поставлен в 1959 году одним из крупнейших режиссеров современного польского кино Ежи Кавалеровичем. На XX Международном кинофестивале в Венеции осенью 1959 года «Поезд» удостоен особой награды. «Поезд» — это путешествие, надежда на приключение, на какие-то перемены в жизни, — говорит Е. Кавалерович. — Люди, едущие в поезде, везут с собой переживания, неудовлетворенные чувства. Они есть у каждого. И даже если они относятся к прошлому, человек сохраняет о них память. В «Поезде» я хотел показать «голод чувств», мечту человека о приключении, его неудовлетворенность чувствами других и своими собственными, ибо ему всегда кажется, что есть другие, лучшие чувства… …Мне хотелось привлечь внимание зрителя к некоторым обычно стыдливо умалчиваемым вопросам, заставить его поразмышлять. Этот фильм не должен был кончиться в кинотеатре. Я создаю фильм вместе со зрителями. Мне хотелось, чтобы из атмосферы отдельных сцен возникла бы сумма переживаний, обогащенная еще личными чувствами зрителя». Исполнительница главной роли в фильме — актриса Люцина Винницка — популярнейшая звезда польского кино. Это актриса, у которой по утверждению одного из польских критиков, неудачных ролей не бывает. Вы помните ее по фильмам «Мать Иоанна от Ангелов», «Дневник пани Ганки» и т. д. В картине занят также знакомый вам по многим фильмам Збигнев Цыбульский. Любовь под вязами Наряду с коммерческой продукцией и модернистскими фильмами в современном буржуазном кинематографе порою появляются произведения, близкие по духу к критическому реализму. В них дается относительно правдивая картина общества, где человек человеку — волк, где действуют, как в джунглях, звериные законы индивидуализма. Как правило, такие фильмы являются экранизациями известных литературных произведений. Именно таков фильм «Любовь под вязами», снятый режиссером Д. Манном по одноименной пьесе американского драматурга Юджина О’Нила. Деньги, их грозная разлагающая власть, превращающая родных людей в кровных врагов, заставляющая детей предавать своих родителей, а родителей — убивать детей — вот тема, трактуемая драматургом. «Сегодня — новый аттракцион» Если комедийные персонажи фильма «Простите, вас ожидает смерть» находятся в непримиримом противоречии с нравственным миром советского человека (и в этом — источник юмористической оценки их художником), то герои комедии «Сегодня — новый аттракцион» живут в соответствии с этикой этого мира. Цирковые артисты Марат Месхиев и его жена Валентина, о которых рассказывает фильм, преданы своей профессии, в ней — средоточие всех их помыслов, надежд, радостей. Коллектив и духовные ценности, выработанные им, реально существуют не как механический конгломерат нивелированных индивидов. Коллектив — это совокупность ярких, самобытных индивидуальностей. У разных людей разные представления о своем собственном предназначении, более того — о своем значении. Отсюда — возможность неожиданных ситуаций, приводящих к обострению отношений даже между близкими людьми. Именно на таком обострении и базируется сюжет фильма. Его герой — Марат Месхиев, человек, долгим и упорным трудом овладевший всеми тайнами профессии дрессировщика хищников. Не для славы — ради дела, ради высокого искусства. Он действительно любит не себя в искусстве, а искусство в себе. Марат, не задумываясь, передает подготовленный им аттракцион своей жене, отойдя в тень, на второй план. Но испытание славой, доставшейся Валентине, сломило ее; легкий успех привел к облегченному взгляду на жизнь. В конечном счете — артистка забыла (к счастью, на время) красоту нравственных принципов подлинного художника.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.