Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Фестивальная колонка

Фестивальная колонка

 Начало текста Ученье без мученья Большинство участников приезжают на «Жар-птицу», чтобы учиться – и именно этим они занимаются в течение всего фестиваля. Сложно представить более благодарных учеников. Здесь не нужно собирать залы, не нужно никого уговаривать, провоцировать чье-то любопытство. Участники фестиваля демонстрируют невероятную жадность до знаний, так что мастера-титаны со своими уроками, комментариями, замечаниями – нарасхват, а любой импровизированный показ чего-нибудь в уголке на ноутбуке тут же собирает небольшую толпу желающих. Иван Максимов и Наталья Березовая рассказывают о том, как они делают кино, как выбираются темы, какова технология процесса. Елена Николаева проводит мастер-класс по звуку: как выбрать шумы, как сделать, чтобы музыка длилась столько, сколько нужно, или чтобы голос был слышен на фоне скрипок. В большой презентации она перечисляет необходимое для звукостудии оборудование, давая представления о ценах по каждому производителю, преимуществах и недостатках устройств разных типов. Тут же показывает программы, на которых удобнее работать, и называет адреса библиотек шумов. Мастер-класс Евгении Жирковой вроде бы посвящен работе с больными детьми: Женя невероятно смешно и трогательно описывает свой опыт создания мультфильмов с детдомовцами, слабослышащими детьми и ребятами с нейро-проблемами. Например, в детском доме сложно заставить детей раскрыться и сотрудничать друг с другом. Помогает простейшая игра в мяч: получаешь мячик, говоришь одним словом, что думаешь об увиденном мультфильме, например, или о том, как прошло занятие. На первых кругах – только ругань и стеб, но после некоторого времени дети начинают разговаривать, учатся поддерживать друг друга. Для слабослышащих детей особенный вызов – озвучка мультфильма, они стесняются своей речи. Для детей с нейроинфекциями важна мелкая моторика. Но есть и сходство: для всех детей возможность создать мультфильм – это огромная радость и к тому же возможность сообщить о своих радостях и проблемах. Женя уверена, что дети проецируют собственные переживания и ситуации на персонажей, поэтому в ее специальном упражнении на создание героя присутствует пункт «и я», в котором важно понять, чем этот персонаж важен и близок для своего создателя. Незаметным образом между байками и трогательными рассказами о собственном опыте Женя в простейших формулах сообщает, как придумать хорошего персонажа, как создать простую, но эффектную историю. Киновед Алёна Сычева рассказывает про построение мизансцен, секреты гэгов и прочие средства кинематографической выразительности. На обсуждениях она обращала внимание студийцев, что важно использовать в кино крупные и средние планы, необычные ракурсы камеры, и теперь показывает, как это делают талантливые кинематографисты на заре кинематографа. Удачный ход: ведь в каком-то смысле и дети, и их педагоги похожи на пионеров кинематографа, и с точки зрения своего нешикарного технического оснащения, и в смысле опыта, и в смысле горячего желания открывать новое. Монтажер Ольга Бобкова устраивает внеплановый мастер-класс по монтажу: как накладывать изображение на музыку, как правильно оформлять «флеш-бэки», как можно рассказать без слов, что прошло много времени или что, положим, герои проделали огромный путь. Показывает примеры из мультфильмов Миядзаки и Носырева, а также в общих чертах – программу по монтажу. А самые везучие участники – чайники и дети – получают еще и практические занятия. Под руководством Жирковой они снимают собственные мультфильмы. Взрослые сделали нечто вроде расширенного ролика «Жар-птицы», в котором птички разных видов и сортов, следуя за красочным пером, попадают на фестиваль (посмотреть ). Присоединившаяся к процессу Лена Николаева делает с группой потрясающий звук, какой редко услышишь и в профессиональных анимационных работах. Второй мультфильм – детский — в духе полудокументальных работ студии «Аардман»: здесь анимированы реальные интервью реальных людей, говорящих о мультипликации и фестивале (посмотреть ). Каждый говорящий предстает в виде забавного пластилинового животного – стоит ли описывать восторг участников фестиваля и работников лагеря, когда они узнают себя в смешных медведях, улитках, зайцах и даже акулах. Лирическое отступление №3 Мультипликация и терапия Термин арт-терапия знаком многим, однако не все знают, что в России сейчас необычайно развито ее поднаправление мультипликационная терапия. О ней не написано специальных исследований, однако сами представители этого направления говорят, что первопроходцем стал художник и педагог Юрий Красный*. Сам Красный о своей работе рассказывает в своей книге «Арт – всегда терапия» (ее можно прочитать здесь ). В нулевые годы (кто-то по следам Юрия Красного, кто-то, даже не зная о нем) многие российские художники-мультипликаторы в свободное от основной работы время начали заниматься с «детьми, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях». Под последним может подразумеваться что угодно – от обычных ребят, переживших кратковременный стресс, до воспитанников детских приютов, раковых больных, умирающих в хосписах, детей с ДЦП, расстройствами слуха, нейроинфекциями. Делать мультфильмы нравится даже здоровым детям, которым доступно множество развлечений. Для детей больных мультипликационные занятия становятся иногда единственной отдушиной. Вот как пишет об этом Михаил Сафронов в статье «Ради этого я еще жив…» (в сборнике «Полет «Жар-птицы»", Новосибирск, 2014), рассказывающей о работе с онкологическими больными: «Некоторые дети так сильно хотят делать мультфильмы, что приходят на занятие, даже когда себя плохо чувствуют. Антон выползает к нам из палаты после химиотерапии, кажется, еле живой. Его шатает, и видно, что ему больших усилий стоит сдерживать тошноту. Ну, какие тут мультфильмы. «Ты, дружище, лучше, иди, полежи, а то вот весь зеленый. Мы же сюда каждую неделю приезжаем – совсем скоро снова увидимся – не переживай». Но Антона не уговорить, он уже схватил карандаш и рисует ракурсы главного героя – фас, профиль, три четверти. Антон работает не спеша. Проходит полчаса, и я замечаю, что теперь Антон выглядит совсем иначе: он заразительно смеется и бросается «стирательной» резинкой. Сначала сложно поверить, что такое преображение происходит на наших занятиях, но в дальнейшем я наблюдаю такое не раз». Анимационные занятия творят чудеса: они самым разным образом помогают детям справляться с самыми разными проблемами, иногда с теми, перед которыми бессильна медицина. Сегодня в России существует целый ряд проектов, связанных с мультипликационной терапией: самые из них известные и масштабные – «Мульттерапия», студия «Да», занятия при центре реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир». И еще множество более скромных начинаний. Ни один из этих проектов не имеет постоянного государственного финансирования, каждый постоянно борется за выживание и существует во многом за счет волнотерских усилий и невероятной самоотуверженности участников. В качестве маленькой иллюстрации стоит привести недавнюю ситуацию со студией «Да!», которая, помимо непосредственно занятий с детьми, делает благотворительный сериал «Летающие звери» и в этом году хотела запустить еще один проект такого же толка. Увы, со своим новым начинанием «Да» не попало в конкурс минкульта: в оформлении документов была допущена какая-то незначительная ошибка. Не помогло и коллективное письмо аниматоров, просивших минкультуры сделать исключение. Жаропрочным чиновникам до всего этого дела мало. * Надо добавить, что Юрий Красный стоял у истоков не только мульт-терапии, но и всего российского детского мультстудийства в его нынешнем виде. Те же педагоги студии «Поиск» говорят, что основывались на опыте днепропетровской студии «Веснянка», одним из основателей и педагогов которой был Юрий Красный. Кроме того, красный написал множество текстов о создании мультфильмов вместе с детьми. Принципиальный переворот, совершенный студией «Веснянка», заключался в том, что именно они первыми научились раскрывать собственный творческий потенциал детей, тогда как их предшественники предлагали юным художникам-мультипликаторам копирование взрослых образцов. Великолепная десятка Конечно, в основном детские фильмы, даже те, которые получают призы, в основном уступают хорошим взрослым работам по мастерству, но на все правила есть свои исключения. Таковым определенно является работа челябинской студии «ВидимоНевидимо» под названием «Если папа — ученый» (посмотреть ), которая вызвала восторг у всех без исключения взрослых участников «Жар-птицы». Яркая, абсурдитская, увлекательная, она может стать украшением не только детского, но и любого взрослого фестиваля. Еще один, не такой совершенный, но все же довольно любопытный фильм — «Злобро» (посмотреть ) от студии «Старая мельница». Здесь авторы рассказывают длинную сказку о том, как зло в момент кризиса дало слабину и захотело объединиться с добром. Однако добро не проявило великодушия и в просьбе злу отказало, так что отрицательным персонажам пришлось пуститься на разнообразные хитрости. Впрочем, и персонажи положительные просто так сдавать позиции не хотели: ради защиты своих границ они оказались готовы буквально на все… Наверное, получилось бы ровно как в анекдоте, когда пришли хорошие и убили всех плохих, но авторы не стали доводить свою идею до логического завершения, а закончили дело миром. Полная противоположность этим двум, в общем-то, совершенно взрослым работам — малышовая зарисовка «Мой олень», которая была сделана 4-летним ребенком на студии «Поиск» (посмотреть фильм ). Совсем коротенький фильм просто дышит детской непосредственностью, которую педагоги умело помогли автору запечатлеть на экране. Между этими двумя полюсами детское творчество разворачивается во всех направлениях. Тут и назидательная страшилка «Черная рука», рассказывающая про девочку-воровку и таинственную черную руку, и пластилиновая сказка про то, как медведь за медом охотился («Несладкая история»), и экологическая зарисовка «Яблоко» от студии «Семирамида». В общем, на любой вкус. К счастью, дети не так уж дорожат своими авторскими правами, так что всех призеров фестиваля можно увидеть здесь. Конечно, даже на прекрасной «Жар-птице» пряников на всех не хватает. Вернее, пряников-то как раз у Жени Жирковой хватило, а вот призовых статуэток было всего 10, поэтому многие симпатичные фильмы остались без наград. Некоторые, впрочем, получили дипломы от мастеров. Так Наталья Березовая выдала свой личный приз студии «Веселые снегирята», занимающейся с детдомовскими детьми. И диплом этот вовсе не был благотворительностью. Работа «снегирят» «Мечта о мире» — это действительно самобытный, мальчуковый музыкальный клип, наполненный неожиданными и интересными образами. Алёна Сычёва отметила замечательную студию «Печка» с ее лирической зарисовкой «Дед на Луне» и фантастическим триллером «Один в миллионе», после которого весь лагерь таинственно повторял зловещим шепотом «Хочешь печеньку?» Иван Максимов нарисовал великолепно красивый диплом за «Самый красивый фильм» — «Как подружились жирафчик и собачка» (студия «Поиск»). Но даже при таком подходе без наград остались многие. Например, студия «Медиа» со своим очень симпатичным фильмом, где в качестве героев выступили настоящие носки. И отличная московская студия «Мультяндия» с изящной «Индонезией» и креативными «Сладкоежками». И студия «Русалочка», сделавшая классную социальную рекламу «Осторожно! Пингвины на дороге!» Перечислять можно долго. И наверняка многие огорчились, не получив наград. И все же, кажется, приезжающие на «Жар-птицу» педагоги и дети наверняка знают, что участие важней победы, а еще важнее — то, что все они вместе делают. Среди подростковых работ выделялась одна, может, не слишком умелая, однако сделанная в оригинальной технике пиксиляции (покадровая съемка людей) и отличавшаяся от многих других фильмов неожиданным посланием. Короткометражка называлась «Распахни глаза» (студия «Чадо-радо») и изображала подростков, которые првоодят жизнь с закрытыми глазами до тех пор, пока нечто не будит их от этого странного сна. В своем кино дети не смогли точно сформулировать, что именно разбудило их героев, но, может, и нельзя этого знать наверняка. Может, куда важнее то, что нечто все-таки однажды разбудило и персонажей фильма, и его создателей, и всех удивительных участников фестиваля «Жар-птица», и это пробуждение, пожалуй, есть самый главный приз, с которым не сравнятся никакие статуэтки.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.