Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Дозорные

Дозорные

 В России вышел новый федеральный закон, который запрещает показ фильмов без прокатного удостоверения. Больше, чем на многих других, он отразится на короткометражной авторской анимации, которая только несколько лет назад обрела достаточный простор для показов, а теперь снова, очевидно, его лишится. Последние 7 лет, помимо написания текстов про анимацию, я занимаюсь также организацией анимационных показов: клубных, фестивальных и каких угодно других показов анимации (в основном короткометражной) в Москве и других городах. Это непростое, хлопотное и не прибыльное занятие. Нужно придумать программу, затем связаться со всеми правообладателями (на один показ их может быть примерно от 8 до 20), получить разрешение (иногда это договор или официальное письмо, но в основном достаточно e-mail переписки), собрать видео и сопровождающие материалы, составить описание, унифицировать видеоматериалы, перевести на русский язык, если это зарубежные мультфильмы с текстом, наложить субтитры, договориться с площадкой, сделать какой-то пиар… ну и показать. Теперь, согласно новому закону , для того, чтобы показать фильм, нам нужно получать прокатные удостоверения. Этот процесс занимает в лучшем случае около 10 дней и требует наличия следующих документов: — заявление (в соответствии с приложением № 1 к Регламенту); — выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и документ, подтверждающий полномочия руководителя организации (для юридических лиц); заверенная копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей); копия паспорта (для физического лица); — анкету заявителя (в соответствии с приложением № 2 к Регламенту); — копии документов, подтверждающих право заявителя на фильм; к документам на иностранном языке прилагается перевод документов на русский язык; лицо, указанное в эти документах в качестве правообладателя, признается таковым, если не доказано иное; — соответствующую техническим требованиям копию фильма на оригинальном носителе (представляется для просмотра); — акт, удостоверяющий техническое качество копии фильма; — сведения об использованных в фильме, предназначенном для публичного исполнения либо сообщения в эфир или по кабелю, музыкальных произведениях в двух экземплярах для фильмов отечественного или совместного производства (композитор, название использованного произведения, длительность звучания в фильме); — монтажные (диалоговые) листы (при их наличии) в одном экземпляре в печатном или электронном виде с приложением краткой аннотации фильма. — для зарубежных фильмов — копия грузовой таможенной декларации или таможенного приходного ордера, заверенная таможенным органом, осуществившим выпуск фильма, подтверждающая законность ввоза фильма на территорию Российской Федерации, в случае, если фильм ввезен из-за рубежа; — документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу прокатного удостоверения в соответствии с п.13 настоящего Регламента. Конечно, некоторые фильмы прокатки уже имеют, однако это относится едва ли даже к половине кино, которое я, например, показываю. Согласно, исследованию компании MovieResearch (сделанному в ноябре 2013 г.) в 2012-м году из российских фильмов, демонстрировавшихся на Суздальском фестивале анимационного кино, 46 картин (общей длительностью 3,5 часа) не имели прокатных удостоверений. А, надо заметить, на Суздальском фестивале демонстрируются далеко не все мультфильмы, которые снимаются в России. Если мультфильмы, сделанные на государственные деньги, в большинстве своем прокатные удостоверения получают, то независимые и студенческие, а также фильмы регионального финансирования чаще всего не имеют подобных документов. Так, например, из сборника «Нестоличной анимации», который я показывала в апреле 2014-го, прокатное удостоверение имел, кажется, только один фильм. Проблемными окажутся и некоторые старые мультфильмы, например, часть работ, созданных в 1990-х гг. Государственный регистр не знает таких названий как «Болеро» (реж. Иван Максимов), «Аменция» (реж. Сергей Айнутдинов), «Мелочь» (реж. Зоя Трофимова), «Жизнь серого медведя» (реж. Эдуард Беляев), а все это, между тем, небезызвестные для поклонников фестивальной анимации фильмы. Возможно, они и получали прокатки в рамках каких-нибудь сборников, однако закон не прописывает, насколько можно такое «коллективное» прокатное удостоверение использовать для демонстрации одного фильма. Однозначно возникнут проблемы со студенческим кино (а для анимации оно очень важно). Еще можно предположить, что ВУЗы начнут теперь получать прокатные удостоверения под новые студенческие фильмы, однако все студенческие фильмы нулевых, созданные во ВГИКе, СПБУКиТе и пр., очевидно, выйдут из оборота. Вряд ли многие ВУЗы или молодые режиссеры пойдут на утомительные регистрационные процедуры ради возможности показать фильм еще несколько раз на небольших фестивалях. То же можно сказать и про независимых аниматоров, которые и без того вкладывают огромный труд в свои работы, не получая за это ни денег, ни особенной славы. Перспектива сталкиваться с гос-структурами пугает даже деловых людей, не говоря уж о художниках (что уж греха таить, бюррократические процедуры в нашем отечестве даже если выглядят в целом несложными, почти никогда не проходят гладко). В случае с зарубежными фильмами закон звучит неопределенно, вроде как позволяя показывать без прокатного удостоверения зарубежные фильмы на «международном фестивале», «проводимом на территории Российской Федерации», если фильм был «ввезен из-за рубежа для данного показа». Успокоительность данного уточнения сомнительна, ибо закон не оговаривает, что именно мы считаем «международным фестивалем» и что подразумевается под словами «ввезенного из-за рубежа для данного показа». Например, последнее может означать необходимость проведения фильма через таможню (т. е. наличие у фильма таможенной декларации и/или таможенного инвойса). Надеюсь, вы простите мне мое занудство, но я все же расскажу, что нужно сделать, чтобы получить такие бумажки. Для начала — заключить контракт с какой-нибудь курьерской службой, поскольку обычная почта проходит через таможню без получения соответствующих документов. При этом нужно учесть, что одна пересылка через UPS или DHL обойдется примерно в 100 долларов (это в один конец), а потом еще нужно будет сделать обратную пересылку (тоже 100 долларов), поскольку оформляется временный ввоз, требующий возврата носителя тем же путем. Далее нужно зарегистрировать свою компанию на таможенном посту. Вот список документов, который для этого необходим: 1. Копия Устава и изменений к нему (нотариально заверенная); 2. Копия учредительного договора и изменений к нему или копия Решения о создании; (нотариально заверенная) 3. Копия свидетельства о государственной регистрации; (нотариально заверенная) 4. Копия свидетельства или уведомления о постановке на учет субъекта права в органах МНС России (в которых имеются следующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет, наименование государственной налоговой инспекции); (нотариально заверенная) 5. Справка из органов статистки (горстата, мосгорстата, госкомстата) (копия заверенная печатью и подписью участника ВЭД) 6. Копия бухгалтерского баланса субъекта ВЭД за последний отчетный период с отметкой территориального органа МНС России о принятии; (копия заверенная печатью и подписью участника ВЭД) 7. Справки из банков (не более месячной давности) об открытии банковских счетов (валютных и рублевых) субъекта ВЭД на фирменных бланках (содержащих следующие сведения о каждом банке: название банка, код ОКНО банка, ИНН банка, юридический адрес банка, БИК банка, корреспондентский счет банка); (оригиналы) 8. Копия свидетельства из ИМНС (форма Р №50003) о внесении записи в ЕГРЮЛ изменений ( при изменениях, произошедших после регистрации или перерегистрации); (нотариально заверенная) 9. Копия свидетельства о перерегистрации в соответствии с федеральными законами «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации. 13.08.2001. № 33. ст. 3431) для субъектов ВЭД, зарегистрированных до 01.07.2002 (форма Р № 57001) по месту государственной регистрации субъекта ВЭД; (нотариально заверенная) 10. Копия свидетельства Государственной регистрационной палаты при министерстве юстиции Российской Федерации (для участников ВЭД, зарегистрированных до 01.07.2002 г.), в случае если предприятия со 100 % иностранными инвестициями; (нотариально заверенная) 11. Kопия решения учредителя о назначении генерального директора, заверенная печатью и подписью участника ВЭД; 12. Копия документов, удостоверяющих личность индивидуального предпринимателя и подтверждающие регистрацию по месту жительства; 13. Копия приказа о назначении главного бухгалтера, заверенная печатью и подписью генерального директора участника ВЭД; 14. Копия документов, удостоверяющих личность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность субъекта ВЭД; (копия заверенная печатью и подписью участника ВЭД) 15. Договор аренды нежилых помещений. (копия заверенная печатью и подписью участника ВЭД) 16. Выписка из ЕГРЮЛ (нотариально заверенная) После того, как это сделано, нужно предоставить по каждому фильму следующий список документов: 1. Письмо от фирмы-получателя на бланке организации с просьбой провести таможенное оформление товара (оригинал) (образец прилагается); 2. Перевод инвойса, заверенный печатью получателя и подписью лица переводившего; 3. Сертификат соответствия: оригинал и копия, заверенная нотариально, или сертифицирующим органом (если требуется). 4. Техническая документация по импортируемому товару, заверенная печатью организации и подписью ответственного лица. 5. Иные разрешительные документы на ввоз (если требуется) 6. Оригинал платежного поручения об оплате таможенных пошлин и сборов с отметкой банка, если оплата таможенных платежей производится самим получателем напрямую в Московскую таможню (если применимо). 7. Соглашение (договор) на безвозмездную поставку (если имеется) При отсутствии соглашения письмо от отправителя, подтверждающее факт безвозмездной поставки, если данный факт не оговаривается в сопроводительных документах 8. Перевод указанного письма, заверенный Получателем и подписью лица переводившего 9. При условии предварительного заказа, копия этого документа А если правообладатели берут деньги за показ, то вместо последних трех пунктов, нужно следующее: 1. Копия контракта, заверенная печатью Получателя и подписью ген. директора или на каждом листе контракта, или на месте, где документ сшит. 2. Копия паспорта импортной сделки, заверенная печатью Получателя и подписью ген. директора, главного бухгалтера с расшифровкой Ф.И.О. 3. Копия платежного поручения и выписки, заверенная оригиналом печати организации и подписью ген. директора, главного бухгалтера, при условии осуществления предоплаты по контракту 4. При условии предварительного заказа, копия этого документа 5. Текст контракта в формате WORD Вероятно, потребуется уплатить таможенные пошлины. Их нужно платить за товары, которые стоят больше, чем 200 евро. Однако в эту цену (200 евро) входит и стоимость пересылки. Если груз идет, например, из Америки или иной дальней страны, весит пару килограмм и стоит, допустим, 50 долларов, то получателю он обойдется в некоторую сумму денег. При этом, согласно таможенным правилам, если за одни сутки на ваш адрес пришли два фильма с разных адресов (а это более чем вероятно в процессе сбора материалов для фестиваля), то их стоимость (включая опять же доставку) суммируется. Добавим «брокерские», которые возьмет компания-перевозчик за оформление таможенных документов, а также последующее оформление вывоза, и помимо потраченного времени вы получите счет от 10 до 20 тыс. рублей за каждый фильм. Это много даже для полнометражного фильма, а в случае с короткометражным кино стоимость доставки вашей программы составит в среднем от 100 до 200 тыс. рублей (это если не считать собственного времени, потраченного на все эти процедуры). Добавим обычные затраты: права, переводы, технические работы… Окупить такую себестоимость невозможно, ибо для этого понадобилось бы, чтобы программа собрала минимум 2 тыс. человек при цене билета 200 руб. (в этом случае фестиваль выйдет в ноль). Однако в среднем подобные программы собирают не более 200 человек. Возможно, конечно, законодатели не имели в виду ничего подобного (очень хочется на это надеяться). Закон не дает никаких указаний, можно ли считать «ввезенным» фильм, например, переданный через Интернет, или DVD, присланный по обычной почте, а также носитель, позаимствованный из архива какого-нибудь культурного центра, обладающего правом на некоммерческие показы. Все это законодатели обошли вниманием. Оно и понятно: кого волнуют наши несчастные фестивальные показы, клубные программы и прочие маргинальные культурные мероприятия, проводимые зачастую без бюджета на голом энтузиазме участников? Сегодня многие фестивали, как, например, фестиваль «Зеркало», уже объявили о возможном прекращении деятельности. Другие молчат и пытаются выяснить подробности — стоит ли говорить, что выяснить их непросто и не очень понятно у кого. Однако всем очевидно: этот закон — один из самых сильных ударов по фестивально-клубному кинодвижению, которое так хорошо развилось и окрепло в России нулевых и десятых. Теперь вы, дорогие зрители, не увидите очень многого из того, что могли и, вероятно, хотели бы увидеть. Хотя нет, пожалуй, не хотели бы. Ведь нынешнюю культурную политику поддерживает большинство народонаселения нашей страны, которое, судя по этому закону, вполне готово отказаться от огромного пласта кино-культуры ради того, чтобы не дай Бог, на каком-нибудь клубном показе не прозвучало бы бранного слова — ведь именно об этом и печется данный закон, относящийся к области «правового регулирования в сфере использования русского языка».

Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.