Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Дозорные

Дозорные

 Логика и парадоксы государственной политики в области анимации Последние две недели были щедры на анимационные новости государственного масштаба. Не успел отгреметь Суздальский фестиваль, как Эдуард Васильевич Назаров получил «Президентскую премию в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества». Художник нашего «Винни-Пуха » и режиссер мультфильмов «Жил-был пес «, «Путешествие муравья «, «Про Сидорова Вову » давно уже считается классиком, а два года назад во время масштабного опроса на Суздальском фестивале именно его «Жил-был пес» был признан лучшим отечественным мультфильмом всех времен, так что премия среди аниматоров, учеников и просто поклонников Назарова была воспринята на «ура!» Только начали обмениваться радостными возгласами… И опять горячий заголовок: на «Союзмультфильме» сменился директор. На эту почетную и ответственную должность был назначен Андрей Добрунов, известный широкому зрителю по полнометражному мультфильму «Князь Владимир «. Формат этого министерского решения вызвал, конечно, пару вопросов. Во-первых, директор на «Союзмультфильме» менялся только что, буквально 7 марта 2014-го года, когда с этого поста ушел Николай Маковский, и на его место был назначен Валерий Бакаев. Во-вторых, вроде бы, по правилам, директора таких организаций не назначаются, а выбираются по конкурсу. К тому же пока не вполне понятно, как совместит Добрунов собственную студию с «Союзмультфильмом»… однако все это детали, в целом же анимационное сообщество оценило новое назначение положительно: Добрунов сразу нашел общий язык с художественным руководством «Союзмультфильма», и многие надеются, что новому директору удастся проявить энергию, волю и настойчивость, которые не удалось продемонстрировать Маковскому. Почти сразу за этим прошла новость, что Минкульт подготовил законопроект, разрешающий показ рекламы во время демонстрации отечественных анимационных фильмов на телеканалах. Надо сказать, за этот закон отечественные анимационные индустриалы, объединившиеся пару лет назад в Ассоциацию анимационного кино, ратовали давным-давно. Из-за запрета на рекламу в детских передачах мультфильмы оказались на ТВ в роли бедной падчерицы. Предпочитая выгодный для рекламодателя взрослый контент, телеканалы все это время брали наши мультфильмы с неохотой, платили гроши за право показа, задвигали их на какое-нибудь неудобное время (например, в 5 утра), а уж о том, чтобы ТВ поддерживало производство анимации (как это происходит во многих странах), говорить и вовсе не приходилось. Новый закон, создание которого Ассоциация анимационного кино лоббировала все время своего существования, может кардинально изменить ситуацию. И хотя многие (включая, собственно, и самих аниматоров) к рекламе во время детских передач относятся негативно, данную меру приходится признать адекватной и даже почти необходимой для развития отечественной мультипликации. Разумеется, закон предусматривает ограничения и по объему рекламы и по видам рекламируемой продукции. В пандан к этой приятной новости прозвучало и предложение создать собственно анимационный ТВ-канал, на котором показывались бы только отечественные мультфильмы. Эту идею, выдвинутую опять же Ассоциацией, министр культуры Владимир Мединский обсудил на правительственном совещании с Дмитрием Медведевым. Наконец, уже 7 апреля замглавы Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин выдвинул предложение распространить на мультипликаторов налоговые льготы, которые имеют представители IT-отрасли. И это новое достижение Ассоциации (ибо опять же, именно ААК лоббировала налоговые преференции для анимации) уже окончательно утвердило всех в ощущении: наша власть заинтересовалась мультипликацией и готова всерьез заниматься ее развитием. Конечно, произошел этот перелом не случайно и не вдруг. Даже совсем не «вдруг»: годы ушли на самоопределение анимационного сообщества относительно целей, задач, тактик и стратегий. И еще немало времени, уже после создания Ассоциации, было потрачено на переговоры с властью, которые начинались с общих бесед о важности мультипликации в современной культуре и постепенно доходили до тех конкретных мер, которые могли бы способствовать росту и укреплению нашей анимационной индустрии. С другой стороны, не последнюю роль в этой истории сыграла общая государственная политика вообще и личность нашего культминистра, в частности. В отличие от многих своих предшественников, Владимир Мединский – руководитель волевой и деятельный. Он, похоже, всерьез взялся за русскую культуру и готов к самым решительным мерам. И не только экономическим. Еще одно культурное решение последних дней касается уже не только аниматоров и не столько формальной, сколько содержательной стороны процесса. 3 апреля в прессу просочились новости про разрабатываемый в том же Минкультуры глобальный документ «Основы государственной культурной политики». В его основе, как сообщают СМИ, будет лежать принцип «Россия не Европа» и идея, что «Россия должна рассматриваться как уникальная и самобытная цивилизация, не сводимая ни к «Западу», ни к «Востоку»". Создатели документа считают целесообразным включить в документ тезис об отказе от принципов мультикультуризма и толерантности, перестать поддерживать проекты, «навязывающие чуждые обществу ценностные нормы» и отказать «в государственной поддержке лицам и сообществам, демонстрирующим противоречащее культурным нормам поведение». При этом отказ в поддержке рассматривается как программа минимум, тогда как в идеале, по мнению создателей проекта, государство должно «пресекать негативное воздействие на общественное сознание». Формулировки этого нового документа звучат пугающе и недружелюбно. Утверждая частично вроде бы правильные вещи, как то: государство должно поддерживать развитие самобытной национальной культуры, — документ формулирует эти идеи таким образом, как будто его цель куда больше имеет отношения к охоте на ведьм, чем вообще к развитию чего бы то ни было. Конечно, сложно судить по отрывкам, однако приведенные в прессе фрагменты не содержат даже намека на какое-либо позитивное содержание. Надо думать, эти «Основы» пойдут в тандеме с другим, уже не минкультовским документом, а именно с «Концепцией информационной безопасности», работу над которой завершает сейчас Роскомнадзор. Этот фолиант на 2,5 тысячи страниц весьма подробно описывает, как должна выглядеть информационная продукция для детей, и касается самых разнообразных тем, начиная от изображения семьи, заканчивая самоубийствами, противоправными действиями и, конечно, отношением к отечеству и государству. В рубрике «анимация» «Концепция безопасности» пошла дальше всего: педагоги и психологи предложили обществу образ «полезных» мультфильмов, определенным образом регламентировав темы мультфильмов для разных возрастов, уровень их понятности и даже способ достижения оной (лексика, количество сюжетных линий и пр.). Таким образом, сегодняшняя позиция государства в области анимации вырисовывается довольно отчетливо: усиленная финансово-законодательная поддержка вкупе со строгими художественно-идеологическими ограничениями. И, конечно, не нужно быть специалистом ни в какой сфере, чтобы понять, на какие именно образцы такая политика ориентирована. Возвращение к советским принципам: надежная поддержка и строгая цензура, — в широких кругах встречает преимущественно позитивную реакцию. Уставшие от разгула современного культурного контента, многие зрители мечтают заключить своих детей в тихую гавань советской анимации, как принято сейчас говорить, старой-доброй, которая определенно научит их отпрысков хорошему. Однако… чем больше общаешься с приверженцами этого пути, тем больше понимаешь, как прочно забыли сегодняшние взрослые, чему же именно учит советская мультипликация, по крайней мере в лучших своих проявлениях. Так, например, в многочасовых спорах с авторами анимационного раздела «Концепции информационной безопасности» я лично имела шанс убедиться: уважаемые психологи весьма приблизительно помнят содержание советских мультфильмов. А ведь в сущности авторы «Винни-Пуха», «Малыша и Карлсона «, «Бременских музыкантов » или даже «Троих из Простоквашино » виноваты в крушении Советского Союза не меньше, чем политики. Во всем своем прекрасном художественном своеобразии каждый из этих мультфильмов призывал к нарушению правил, бунту и непослушанию, воспевал неконформность как главную добродетель, стимулировал к поиску неординарных решений и нарушению границ и в конечном итоге действительно сформировал то поколение, которое смогло, наконец, взломать систему, поставив свободу превыше всего: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы». Не лишним было бы в этом контексте упомянуть и о столь ненавистном мультикультуризме, ибо, например, те же «Бременские музыканты» были сделаны не только по немецкой сказке, но еще и под вдохновением от мультфильма «Желтая подводная лодка», созданного канадцем Джорджем Даннингом на музыку британской группы «Битлз». Что уж говорить о «Винни-Пухе» и «Карлсоне», чьи литературные первоосновы весьма далеки от российской почвы или о любимом всеми советскими детьми Буратино, выросшем из итальянского Пиноккио и даже сохранившем в своем имени итальянское слово (burattino – кукла, марионетка), или вообще о российском искусстве, которое всегда отличали поразительная толерантность и мультикультуризм. Впрочем, не стоит, пожалуй, писать о подобных вещах вскользь: лучше мы вернемся к национальным особенностям нашей анимации и к скрытым в ней идеям в последующих колонках. Пока же остановимся на перефразированной знаменитой цитате: «Те, кто не учат историю, обречены повторять ее. А те, кто учат историю, обречены беспомощно ждать, пока ее повторяют другие».


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.