Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Дозорные

Дозорные

 Лучшие мультфильмы Суздальского фестиваля Закончился Суздальский анимационный фестиваль. Он дал много поводов для размышлений – к большинству из них еще будет время вернуться, а сейчас – время чествовать призеров. Только вот беда, призовой список в этом году как-то совсем не удался. И вроде бы в жюри фестиваля были серьезные художники и артисты: кинорежиссер Вадим Абдрашитов , композитор Алексей Рыбников , анимационные режиссеры Алексей Алексеев и Ирина Кодюкова (Белоруссия), анимационный художник Аркадий Мелик-Саркисян , — такого солидного жюри в Суздале, пожалуй, еще не бывало. Однако, очевидно, солидность сыграла тут не «за», а «против». О внутренней деятельности жюри рассказывают самые неприятные вещи: будто Абдрашитов всем навязал свое мнение, а остальные члены, кроме Кодюковой, не особенно сопротивлялись, будто не было ни обсуждений, ни голосований, будто бы даже и фильмы-то судьи не все смотрели. Ну да оставим сие на их совести, а обратимся вместо призового списка к рейтингу зрительских симпатий, который куда лучше отражает художественную конъюнктуру нынешнего смотра. На 8-м месте оказался замечательный почти абстракционистский фильм Саши Свирского «Гость на коне» — на песню Леонида Федорова по стихам Александра Введенского. Фильм давно уже выложен в Интернет (смотреть ), а потому все, кто можно, успели уже им восхититься: редко увидишь такую изысканную, эрудированную и ловкую игру с абстрактным изображением, которое, впрочем, иногда перетекает в конкретные образы. У Саши Свирского, помимо «Гостя» в конкурсе был еще один фильм – «Чепурнас» (он занял 11-е место в рейтинге, и его также можно посмотреть в сети). Думается, что если бы автор с обоими фильмами проходил одним пунктом, то оказался бы в пятерке. И неудивительно: шикарная графика, сумасшедшая экспрессия, абсолютно самобытная логика образного ряда заставляют говорить о Свирском как о выдающемся художнике. Нужно еще добавить, что он очень трудолюбив, независим (например, «Гость на коне» делался без государственного финансирования) и склонен к экспериментам. Аниматор-самоучка, Свирский начинал делать мультфильмы на домашнем компьютере в поселке Советское Руно (Ставропольский край) и первыми же своими работами сыскал себе славу в Интернете. Сейчас от наивных забавных короткометражек он дорос до действительно серьезных и мощных анимационных полотен, что и оценили коллеги по цеху. Дипломный фильм студентки школы-студии «ШАР» Татьяны Киселевой «Банка» (7-е место), — это в некотором смысле полная противоположность фильмам Свирского: мягкая, милая, сюжетная короткометражка вся строится на красоте классического мультипликата (то есть пластики оживающего рисунка). Глаз радуется такому классическому изяществу, столь редкому для работ молодого поколения. Опережает «Банку» на несколько голосов сумасшедшее полотно от культовых комиксистов Хихуса и Константина Комардина. Фоном для этой философской притчи о взаимоотношениях художника и его души становятся безумные перестроечные годы, реалии которых изображаются в фильме в остроумной и, конечно, гиперболической, но все же очень точной манере. Надо сказать, фильм Хихуса-Комардина – одна из немногих, даже крайне исключительных российских анимационных попыток поговорить об этом времени и вообще сделать кино на сколько-то современном фоне (обычно наши аниматоры не затрагивают тем, связанных со второй половиной ХХ века, не говоря уж о XXI-м). Хотя бы из-за этого фильм «Как я похудел на 21 грамм» стоит отметить. А если добавить незабываемый графический стиль и нетривиальный юмор (Хихус и Комардин, как всегда, прекрасны), то фильм и впрямь оказывается достоин высокой оценки. «Несуразь» еще одной «ШАРовской» студентки Анны Романовой заняла в рейтинге 5-е место и, на мой взгляд, была лучшей студенческой работой на фестивале. Возможно, лучшей студенческой работой даже за пару последних фестивалей. Фильм поначалу кажется простоватым и развивается довольно постепенно, однако уже к середине действительно производит впечатление. Речь тут о черепахе, уныло и неспешно ползущей по дорожке, минуя разных других зверей, которые сидят на обочине и досаждают героине своими проблемами. По мере того, как они ее «грузят» депрессивными состояниями, просьбами о помощи и другой ерундой, черепаха начинает раздражаться, а зритель (возможно) узнавать очень буквально какие-то собственные состояния и обстоятельства, для которых в фильме найдена точная и яркая метафора. Анина короткометражка – отличный пример правильного студенческого кино, когда автор не пытается создать «нетленку» в 20-25 лет, а говорит о собственном маленьком опыте, находя для его описания яркие средства выразительности. Еще одна талантливая молодая художница Александра Лукина представлена была детским мультфильмом «Смелая мама» — по сказке Сергея Седова. История здесь — про несчастную женщину, которая очень боялась крыс, поэтому, встретившись однажды с наглым грызуном, тут же кинулась исполнять желания монстра: то необычную крысе колбасу подавай, то молоко какое-то невероятное, а то и вообще… впрочем, обойдемся без спойлеров. Главное, фильм вышел невероятно красивый, с изысканным монтажом, уникальной цветовой гаммой. Вкупе с забавной историей и был за это удостоен 4-го места зрительского рейтинга. Наконец, мы подобрались к самому интересному, то есть к тройке фаворитов фестиваля, которые просто на удивление четко определились в этом году. Трудно вспомнить другой год, чтобы в сообществе наблюдалось такое согласие по поводу лучших фильмов фестиваля. Две из картин набрали одинаковое количество очков (по 140): «Брут» Светланы Филипповой и «Мужчина встречает женщину» Дмитрия Геллера. Первый – это экранизация рассказа Людвига Ашкенази , исполненная в черно-белой «угольной» графике с вкраплениями кадров хроники (в начале и финале фильма). Действие происходит в оккупированной фашистами Чехии. Главный герой – большая, добрейшая овчарка, которая с чисто собачьим обожанием относится к своей маленькой хрупкой хозяйке. Жизнь меняется, когда Заместитель Имперского Протектора Чехии и Моравии издает распоряжение, согласно которому «всем лицaм, которые до нaстоящего времени не смогли докaзaть своё aрийское происхождение, зaпрещaется держaть домaшних животных». Маленькая (так пес называет хозяйку) вынуждена отдать любимца в питомник. Там из собаки делают кровожадного зверя, натаскивая ее на заключенных. Как всегда бывает у Филипповой, фильм сделан так мягко, так тонко, что душераздирающая история не вышибает слезу, а застревает занозой, заставляя снова и снова возвращаться к проблеме предательства и потери себя. Фильм одного из самых знаменитых уже российских анимационных режиссеров Дмитрия Геллера необычно для него повествователен. История несбывшейся мечты и трагической любви разворачивается здесь в духе немецких экспрессионистов, которых режиссер «поженил» с фильмами жанра «нуар», «Попыткой преступления» Луиса Бунюэля и блатным шансоном, а также помножил на графику заключенных (впрочем, многие сравнивают дизайн фильма с картинами Отто Дикса). Наконец, главным фаворитом Суздальского фестиваля стал «Мой личный лось» Леонида Шмелькова, получивший недавно приз на кинофестивале в Берлине. Красивые, почти живописные фона, странноватый юмор и трогательная история про взаимоотношения отца с сыном и любовь к лосям, оборачивающуюся печальным разочарованием. Таков, пожалуй, истинный призовой список Суздальского фестиваля. И он не может не радовать. Не только потому, что достойные фильмы получили признание от коллег, но и потому, что чувствуется в таком коллективном профессиональном выборе зрелость сообщества, еще недавно предпочитавшего в своей массе куда более инфантильное и простое кино, а на этом Суздале продемонстрировавшее художественную чуткость и готовность воспринимать сложные эстетические формы.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.