Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Дозорные

Дозорные

 Триллер о том, что мы можем, а чего нет «Ночной сторож» — дебютная кинолента датского режиссера Оле Борнедаля, работавшего до этого над телевизионными фильмами, в которой снялся молодой Николай Костер-Вальдау , ныне — звезда «Игры престолов «, а тогда — дебютант, засветившийся лишь в одном телефильме. 24-летний студент Мартин (Николай Костер-Вальдау) решает, что работать ночным сторожем в морге — неплохой способ подзаработать. На этом посту он сменяет пожилого маэстро ночных бдений (Гирд Лофквист), у которого две профессиональные проблемы — плохо пахнет изо рта и какая-то странная фиксация на радиоприемниках. Полубезумный старик рассказывает Мартину то ли быль, то ли легенду: мол, несколько лет назад один ночной сторож решил, что мертвая любовница — лучшая любовница, и превратил морг в личный дом терпимости. Когда в городе объявляется маньяк, специализирующийся на молодых женщинах, все, памятуя о той истории, начинают подозревать нового сторожа — Мартина. Впрочем, подозрительно в этом фильме выглядят абсолютно все, даже местный инспектор (Ульф Падния). Дебют Борнедаля рассказывает не столько историю эволюции беззаботной юношеской придури до взрослой умеренности, сколько про интерес человека к ситуациям на грани (и даже за ней). Два великовозрастных баламута — Мартин и его друг Йенс (не менее замечательный датчанин Ким Бодния ) — проверяют друг друга на прочность, заключив двухнедельное пари: они по очереди будут исполнять самые дикие пожелания друг друга, кто проиграет — женится на нынешней пассии. Этот спор «на свободу», как определяет его Йенс, показателен в координатах фильма: Борнедаль демонстрирует, что персонажей сковывает бесконечное число условностей. Правила поведения в институте, католические догмы, строгий и не всегда справедливый закон, маячащие впереди узы брака с постулатами семейной жизни и, разумеется, конечность жизни, самым очевидным образом ограничивающая свободу. Пари в каком-то смысле позволяет друзьям на время вырваться из этой цепи предписаний: Йенс оскорбляет задиристого парня из клуба (эпизодическое появление Ульриха Томсена ) и не вкушает причастие в церкви, а Мартин встречается с малолетней проституткой. Сценарист Борнедаль позволяет себе не только ироничную усмешку, с которой он вкладывает в уста героев рассуждения о том, что плохие фильмы испортили такую чудесную фразу, как «я люблю тебя», а еще вся эта история с пари — отличный сюжет для фильма. Он оставляет и интересный комментарий к происходящему в виде знаменитой фотографии Александра Гарднера — портрет Льюиса Пейна, приговоренного к смертной казни (1865 год), которая висит на стене в комнатушке ночного сторожа. Французский философ Ролан Барт описал этот снимок фразой «Он уже мертв и ему предстоит умереть». Подобный дуализм, который обнаруживает чуть ли не единственную возможность полной свободы, для человека по понятным причинам невероятен. Портрет Льюиса Пейна, приговоренного к смертной казни. Александр Гарднер, 1865 г. Бессмысленность собственного бунта в финале фильма осознают и закадычные друзья. «Все наши поступки предсказуемы. Мы похожи на своих родителей. Ты напоминаешь мне отца», — говорит Йенс Мартину. «А ты похож на мою маму», — парирует тот. Впрочем, все должно было быть наоборот: это Йенс больше напоминает грубую фигуру отца — анимус, а Мартин — аниму, или мужское и женское начало в человеке соответственно. Все эти размышления о свободен и преемственности органично вписаны в яркую жанровую оболочку. В «Ночном стороже» некоторые правила и табу нарушаются с юношеским задором, Йенс и Мартин, ведомые лозунгом «Если выживешь — станешь сильнее», отрываются на полную катушку, а параллельно развивается сюжетная линия с маньяком. Здесь Борнедаль раскрывает свое умение нагнетать саспенс и играть с цветами, чередуя насыщенные пятна красного, желтого, зеленого и синего. Примечательно, что во втором своем фильме — англоязычном дебюте и авторимейке «Ночного сторожа» под названием «Ночное дежурство » с Ивэном МакГегором и Джошем Бролином — датчанин вывел на первый план красный цвет (его содержат все самые запоминающиеся сцены). Уже в первом фильме Оле Борнедаль сделал заявку на то, что будет специализироваться на разного рода фильмах ужасов с социальным подтекстом, и в его фильмографии «Ночной сторож», пожалуй, так и остается для режиссера лучшей работой в жанре.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.