Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Новости театра

Новости театра

 18 марта отмечает свое 70-летие народный артист России, актер театра им. В. Ф. Комиссаржевской Борис Михайлович Соколов. Ближайший спектакль с его участием — «С тобой и без тебя» — можно увидеть 31 марта. О Борисе Соколове писали, как о блестящем исполнителе героев своего времени: «Есть артисты шаляпинского типа, которым под стать играть натуры мощные, величественные. Среди них Павел Луспекаев, Георгий Марков. Но и в наше время можно найти актеров, поражающих богатырской мощью, интеллигентностью и каким-то внутренним теплым светом. Среди них — Борис Соколов». В 20 лет актер впервые вышел на сцену киевского театра, а в 1965 году — уже учился в Москве, в ГИТИСе. Он работал с такими известными кинорежиссерами, как Илья Авербах , Владимир Мотыль , Геннадий Полока … По окончании учебы Борис Соколов уезжает в Ригу, где Театр русской драмы переживал свой «золотой век». За 5 лет им было сыграно 20 ролей. В Ленинград Соколова пригласил Георгий Товстоногов , но вскоре актер пришел в Театр Ленинского комсомола к Геннадию Опоркову. После долгих метаний судьба, наконец, привела его в театр имени Комиссаржевской. Именно здесь расцвел и дал корни талант артиста. Художественный руководитель театра Рубен Агамирзян предложил ему сыграть Кэлина в пьесе И. Друцэ «Святая святых», и эта роль оказалась судьбоносной. Теперь зритель шел не просто на спектакли театра имени Комиссаржевской, а на Соколова. За эту роль актер был отмечен дипломом Ш степени Всероссийского смотра национальной драматургии в театрах РСФСР. За 37 лет работы в театре им сыграны десятки самых разноплановых ролей. Незабываемы его гротескный Ноздрев в «Чичикове»Булгакова , вальяжный и умный Вождь в притче Шендеровича «Тезка Швейцера», герои в спектаклях «Дни Турбиных», «Убийство Гонзаго», «Полоумный Журден», «Смерть коммивояжера», «Прощай клоун», «С тобой и без тебя»… В горинском «Кине» актеру досталась роль Актера. Это и кумир толпы, победоносный, мягко-романтичный и с доброй лукавинкой, светящийся юмором и любовью, — и актер поверженный, спивающийся гений, измученный запретами власти и насмешками обывателей, но, вопреки всему, мощно и радостно творящий Театр на улице, в «декорациях» грозы и ливня. Одним из любимейших зрителями были «Французские штучки», где Соколов иронично и легко сыграл Альбера Ламара. О его герое из «Колымы» критика писала: «В образе, созданном Соколовым, оживают те прекрасные, светлые люди, которых потеряло наше общество в страшный период сталинских репрессий. Алыпов у Соколова не просто сильный характер, он самоценен сам по себе. Это, прежде всего, наш современник, режиссер Народного театра, который пытается понять того, колымского Алыпова». Спокойствием и уверенностью веяло от Бачаны Рамишвили в постановке «Возвращение к жизни». Земная ось проходила через его сердце: не суетен, не мелочен, душевно щедр, человечен и мудр. Поэтическая стихия транслировалась им с удивительной силой и нежностью. В 2010 году, войдя в слаженный годами спектакль «С тобой и без тебя», актер сыграл Сэма – мужчину, который случайно вторгается в уютный мирок одиноких вдов… Его персонаж, сильный и нежный, робкий и настойчивый, заставляет женщин, живших воспоминаниями, открыть те яркие эмоции, о которых они давно забыли… Борис Соколов мягко и мощно ведет свою «виолончельную партию», низкими «басами» и единым сильным «дыханием» объединяя все «голоса» в красивый драматический квартет. Становясь своеобразным камертоном, он дарит каждой из женщин возможность снова взлететь на вершину чувств, снова почувствовать сладость и горечь полета, забыть о мерном привычном существовании… Коллеги и друзья о Борисе Соколове Нелли Попова: «Это Артист – «глыба»: сильный, темпераментный, страстный и при этом — с удивительным юмором, всевозможными байками актерскими, воспоминаниями. Борис Михайлович — мой друг. К сожалению, это поколение титанов театра уходит, и мы теряем эту культуру, которая генетически закладывалась нашими педагогами мастерства: по отношению к профессии, партнеру на сцене. В честь юбилея я хочу пожелать Борису Михайловичу, — любимому, дорогому, нежному, потрясающему партнеру, — прежде всего, здоровья, чтобы Господь Бог дал ему еще силы играть на сцене и не останавливаться. В нем, как мне кажется, очень большой потенциал, который в этом зрелом и серьезном возрасте может вспыхнуть с новой силой. И, конечно, нашей любви…» Маргарита Бычкова: «Когда в 1985 году должен был набирать курс Рубен Сергеевич Агамирзян, я очень хотела к нему поступить только из-за того, что в театре Комиссаржевской работал мужчина моей мечты и красоты сумасшедшей Борис Михайлович Соколов. Но, несмотря на то, что я поступила к другому мастеру, судьба все равно свела нас вместе на одной сцене. Борис Михайлович очень хороший артист: разноплановый, многогранный — от яркого гротеска до высокого трагизма. Кроме всего прочего, он мастер устраивать курьезы и красиво из них выходить… Обладает тончайшим чувством юмора — графско-королевским, благородным. Я желаю ему крепкого здоровья, потому что жизнь складывается по-разному, и театральный роман, роман с театром (в том числе и с нашим) тоже складывается по-разному. Здесь все его очень любят, им восхищены. Борис Михайлович Соколов — это сердце, душа, пульс, мозг и юмор нашего театра». Вера Николаевна Ландграф, гример театра имени Комиссаржевской:»Борис Михайлович Соколов — потрясающе мягкий и очень симпатичный человек, души у него много, доброты. Он очень хороший партнер. Мы все его очень любим и любили в спектаклях «Дни Турбиных», «Святая святых», во «Французских штучках», в «Дипломате». Мне, как гримеру, с ним всегда было легко — у Бориса Михайловича лицо такое изумительное, абсолютно беспроблемное, хорошее лицо актерское такое. Были парички, бороду я ему клеила, а уж усы всегда были свои… Главное, что хочется ему пожелать, — это здоровье: годы, знаете ли, у каждого свои: можно в 40 лет чувствовать себя старым, а можно и в 92 года быть очень бодрым человеком. Сейчас он играет в спектакле «С тобой и без тебя». Все наши актеры старшего поколения – это удивительные, интеллигентные люди. Они с огромным уважением относились и относятся ко всем цехам. Никаких претензий, а если что-то вдруг не так, – обращаются тихо, вежливо, с переживаниями… Думаю, дело в том, что величие имеет определенную зону: либо эта зона на сцене, либо — за кулисами…» Александр Вонтов: «Борис Михайлович – человек разный. На данный момент — очень домашний человек. Очень хороший хозяин — гостеприимный, замечательный. С ним очень приятно общаться и в быту, и на сцене. Я до сих пор вспоминаю его Мышлаевского в «Днях Турбинных» — эта роль ему близка и по характеру, и по внутреннему содержанию. Это было безусловное стопроцентное попадание: Соколов и Мышлаевский очень похожи. У него был замечательный Кэлин в «Святая Святых» — человек, болеющий за что-то серьезное, относящийся ко всему происходящему искренне, с переживанием и болью. Борис Михайлович очень коммуникабельный на сцене, он общительный, открытый совершенно, помогает всегда и с ним очень легко работать. Хочется ему пожелать в первую очередь здоровья крепкого — здоровья, здоровья, здоровья и долгих лет творчества. Ролей – хороших, интересных, — в театре и кино, потому что в этом смысл его жизни, и для него, как для настоящего артиста, жизнь в работе состоит». Роман Литвинов: «Борис Соколов — очень грамотный актер с бешеным обаянием. Когда я сюда пришел, Боря Соколов играл все центральные, главные роли. Играл хорошо, пользовался большим успехом у зрителей. Он очень общительный, но избирательно. Борис — аристократического направления парень, у него колоссальные знакомства. Он может служить примером для многих актеров, потому что никогда никому не навязывался, в душу не лез, а если у него что-то спросить – то всегда готов к диалогу и помощи. Хочется пожелать ему только здоровья и ролей. Я вам расскажу характерный актерский эпизод: в театре служит прекрасная актриса Валентина Панина. И вот у нее что-то случилось с ногой, и она стала, как и я, с палочкой ходить. И вдруг появляется без палочки… Я спрашиваю: «Валя, вылечила ногу? – «Рома, мне роль дали!». Актеру дали роль — и это самое главное, все болячки забываются и можно работать круглые сутки. Сразу появляется стимул, потому что человек не лекарствами вылечивается». Ольга Белявская: «Когда я только пришла в театр, Борис Михайлович стал моим первым партнером по сцене. Это был спектакль «Полоумный Журден», где у него была главная роль Журдена, а я играла его дочку. На самом деле, я его с детства знаю, потому что у меня родители в Рижском театре работали, и он там начинал, был героем, красавцем молодым. Потом его пригласили в Ленинград. Когда мы встретились в театре им. В. Ф. Комиссаржевской, он очень обрадовался: раньше видел меня совсем маленькой, и вдруг увидел уже взрослой молодой актрисой. У нас, конечно, сложился тандем в спектакле «Полоумный Журден», и он мне очень помог и на сцене, и в коллективе. Потом у нас были чудесные «Французские штучки», где он играл поразительно, талантливо и очень смешно. Он абсолютно фантастический актер, безумно органичный, все из себя вынимает. Когда он был молодым, то играл героев (всегда был потрясающим красавцем), а потом стал играть характерные роли. И человек он замечательный – прекрасный, открытый, чудесный, такой души большой. Когда он вживается в роль, то, естественно, что-то вносит, и оно там варится, герой с его началом человеческим сливаются, но, мне кажется, что он абсолютно органичен, как кошка, на все 100%. Что бы он ни делал, какие бы разные образы ни создавал, — всегда на первом плане его харизма и индивидуальность. Я ему желаю здоровья, энергии, чтобы его все радовало в жизни — как можно больше радовало и как можно меньше огорчало. Еще мне очень хочется пожелать, чтобы он сыграл еще много ролей с хорошими режиссерами и в хорошем материале. Это мне кажется, очень важно. Я его очень люблю». Иван Краско: «Когда я с ним познакомился, ощущение было такое, что знаю его всю жизнь. Это какие-то душевные совпадения и настрой – Боря же очень природный человек, настоящий. Когда он сыграл одну из первых ролей в нашем театре — Кэлина в спектакле «Святая святых», — это было и откровение, и восторг! Постепенно он вышел на первые позиции в актерском нашем деле, сыграл много шикарных ролей, с восторгом играл. Я не могу назвать ни одной его работы в роли мерзавца — вероятно потому, что он очень открытый и добрый человек — жизнелюб. Вот, например, Эдмунд Кин в моей памяти остался только в его исполнении — я другого не знаю, представить не могу и даже не хочу представлять. Беспутный гений, как называли Эдмунда Кина… То, что я видел в его исполнении, было для меня полным слиянием героя и артиста. По природе, по искренности и естественности я мог бы его сравнить с Пашей Луспекаевым. Вот такое природное дарование, настоящий артист. Женщины его обожают — как не любить такого шикарного мужика! Я желаю тебе удачи и очень хотел бы с тобой поиграть!» Александр Большаков: «Первый раз я его увидел в «Полоумном Журдене» – у него прекрасное, искрометное чувство юмора. Его энергии на пятерых хватит, поражает уверенность, с которой он владеет и залом, и артистами. Он — король сцены! По-русски я бы сказал – Царь. И это действительно так, женщины в зале просто млели от восторга и млеют до сих пор. Дядя Боря (как мы его называем) блестяще играл Вилли Ломана в спектакле «Смерть коммивояжера». Безусловно, работая с такими мастерами, как Борис Соколов, — Мастерами с большой буквы, многому учишься». Артур Мкртчян: «Когда я впервые познакомился с Борисом Михайловичем, то испытал огромный восторг от фантазии человека, от юмора и доброты, которая от него исходит. Он — как свет яркий, хочется постоянно находиться рядом с ним, испытывая и интерес, и радость – этот человек приносит радость. Я имел счастье играть с Борисом Соколовым в спектаклях «Чичиков», «Лето и дым». Буквально на днях повторяли фильм «Собачье сердце», и я с восторгом обнаружил там его, молодого, в роли циркового Конферансье. Я очень счастлив, что живу в этой эпохе с ним, потому что он – из больших мастеров, зубров своего дела. Приходится не то что бороться, а доказывать, что ты чего-то стоишь. А если не стоишь, то и не будешь находиться с такими большими артистами на одной сцене». Юрий Ершов: «С Борисом Михайловичем я встретился на спектакле «С тобой и без тебя». Он удивил меня своей изысканной вежливостью и экстравагантным поведением. Он неспешен, каждое его слово очень взвешенное, за ним невероятно интересно наблюдать. Он действительно впечатляет, потому что необыкновенно себя подает, даже когда просто молчит. Есть в нем какое-то сердечное качество, какое-то вселенское добродушие, которое сильно подкупает. Борис Соколов для меня — очень благостный человек. На первом месте у него искренность, душевность и доброта, вот этому я бы хотел у него научиться». Александр Анисимов: «Когда я увидел Бориса Михайловича Соколова в легендарном спектакле нашего театра «Французские штучки», это было удивительное пиршество искусства, радость мастерства. Станислава Ландграфа и Бориса Соколова в этом спектакле начинали обожать с первых минут их появления. У Бориса Михайловича удивительное чувство юмора, мужская энергетика, но при этом мягкая — энергетика бесконечно обаятельного человека, и еще глубина подлинная, настоящая. Как-то я сидел на репетиции спектакля «С тобой и без тебя», а Борис Михайлович с Татьяной Кузнецовой повторяли сцену. Он сказал всего несколько фраз, но настолько искренне, емко и по существу, что у меня буквально слезы стояли в глазах. Это было чем-то потрясающим и восхитительным. У него можно многому научиться, но главное – умению быть настоящим хозяином на сцене и получать огромную радость от нахождения там. Он словно ведет зрителя, держит его в постоянном внимании. С ним легко работается, он настолько убедителен, что, попадая в его энергетическое поле, начинаешь существовать по-другому, в другой какой-то плоскости, переходишь в новое измерение под воздействием его таланта. Он умеет заражать не только зрителей, но и партнеров по сцене». Анатолий Худолеев: «Мы с Борей 34 года вместе служим в театре им. В. Ф. Комиссаржевской и связаны очень — это самый близкий и дорогой мне человек… И в судьбе у нас оказалось много общего: он в различных театрах, городах побывал, и я тоже, потом судьба свела здесь. Корней Чуковский как-то сказал, что «в России надо жить долго», вот тогда что-нибудь дождешься. У Бори судьба повернулась так, что ему не надо было долго ждать. Первую же свою роль в спектакле И. Друце «Святая святых» он блистательно сыграл – просто блистательно, и сразу стало понятно, что в театр пришел большой, крупный, настоящий артист. У Бори диапазон широчайший, а еще он щедрый, эрудированный человек, прекрасно знающим поэзию и с блистательным юмором. И. вспоминая все невероятное количество ролей, им сыгранных, можно сказать, что у него на редкость счастливая актерская судьба». Отзывы с информационных порталов Балтинфо, Кино-Театр.Ру, официального сайта театра и пр.: Лия (Балтинфо) Борис Михайлович, рада возможности поздравить Вас с Днем рождения и высказать свою признательность. Я помню Вас со спектакля «Пропавший сюжет» Леонида Горина, где Вы играли с Татьяной Кузнецовой. И пьеса захватила, и Вы — исполнитель роли и обаятельный, импозантный мужчина. Всегда рада видеть Вас на сцене. Здоровья Вам, благополучия, радости жизни. Natalie-Karina (Рига) 16.11.2013 Хочется выразить глубокое Уважение не-стандартному Актёру и Человеку. Каждая его Роль — полный и законченный образ, что называется, «из жизни».. Веришь безоглядно: один «Крот»- чего стОит.. :-) ). а также — роль (фильм, к сожалению, — не помню) — рефреном которой проходит фраза героя — «советское поколение» Удачи вам… Нина Морозова (Москва) 2.03.2013 «Объяснение в любви» и «Собачье сердце» — до чего хорош! Ирина К. (Москва) 27.04.2011 Много лет мучилась вопросом, кто же сыграл врача в фильме «Мой папа — идеалист». Наконец, благодаря, сайту нашла. Какой сильнейший актер Борис Михайлович! А в сериале «Мужчины не плачут» — достойный, шикарный бизнесмен. Антипатии к нему не испытываешь, есть в его облике и приятные черты. «Ты белорусских партизан не трогай» — подкупает. Успехов настоящему профессионалу. Римма Марковна (Алма-Ата) 18.03.2011 Борис Михайлович, поздравляю с Днем Рождения! Фильмы «Черный ворон», «Крот» — просто великолепно — так по настоящему! Очень понравилось и запомнилось — БРАВО! Здоровья, счастья, ролей! Виталий Р (Москва) 13.11.2010 Смотрю Крота 3-4 раза в год.Он заряжает каким-то позитивом….учит жизни…укрепляет характер. Сначала симпатизировал Мергеладзе (Нагиеву), потом Новикову (Кузьме), в итоге, просмотрев много раз, понял для себя, что ярче всех и талантливее всех Виктор Сергеевич (Б.Соколов). Все теряются для меня по сравнению с Вашей игрой! Светлана (Москва) 2.03.2010 Борис Соколов — очень симпатичный, интеллигентный, хороший мужчина плюс потрясающий актёр! Мои любимые его роли — в фильмах Крот, Ниро Вульф и Морской узел! А есть ли у него самого какие-то фильмы любимые (с его участием)? Борис Михайлович, отзовитесь! Наташа (Москва) 19.08.2009 С детства влюблена во врача-гинеколога в исполнении Бориса Соколова в фильме «Мой папа — идеалист». ))) Стригунова (СПб) 6.02.2009 Обожаю этого актера! Ему подвластна любая роль — он может сыграть все! Я желаю Борису Михайловичу здоровья и работы такой, какую он захочет сам. Тамара (Саратов) 18.03.2008 Замечательный актер! Больше всего мне запомнились его роли в сериалах «Мужчины не плачут» и «Черный ворон». Академик Захаржевский в исполнении Соколова — это что-то! Сегодня у Бориса Михайловича день рождения. Желаю ему всего самого наилучшего: здоровья, счастья, успехов, больших и хороших ролей на экране и сцене. Елена (Киев) 4.12.2007 На мой взгляд, уже ради одной только роли в фильме «А был ли Каротин» Борису Михайловичу стОило выбирать актёрскую стезю. http://glasha-yu.livejournal.com/167413.html Борис Соколов: Jan. 8th, 2012 at 10:55 PM Мой рассказ о Б.С. – рассказ зрителя, причем самого что ни на есть рядового, и затрагивает период до начала 90–х. Думаю, мой субъективный рассказ все ж не лишен и объективной оценки. Впервые Б.С. я увидела не в театре, а по ЛенТВ в телеспектакле «Деревья умирают стоя» (1977). Красивый, улыбчивый, пышноусый герой Соколова заражал своим жизнелюбием, взрывал своим темпераментом атмосферу тихого дома, в котором коротали свой век старики, влюблял в себя и в жизнь. Его веселая энергия передавалась с экрана телевизора. Тогда я и запомнила фамилию актера. Потом был телеспектакль по пьесе С. Алешина «Дипломат». Здесь впервые обратила внимание на актерский дуэт Ландграф – Соколов.. Этот герой Б.С. с какой–то ирландской фамилией был так хорош, и так блестели его глаза! Через некоторое время я его уже увидела на сцене в спектакле «Святая святых». Здесь Соколов оказался совсем другим – таким простым и крепким молдавским мужиком. В «Днях Турбиных» Соколов играл Мышлаевского. Для меня он лучших из всех Мышлаевских, которых довелось увидеть. Именно его Мышлаевский, решительный, порывистый, страстный, стал доминантой спектакля. А фраза «Как же вы селедку без водки кушать станете?» может звучать для меня только с интонацией Соколова. В кино у Соколова было немало работ – от эпизодов до главных ролей. Жаль, последних немного. Хотя как не вспомнить пресловутое «нет маленьких ролей, есть маленькие актеры». Однажды кто–то из наших гостей в разговоре вдруг спросил: » А что за фильм, где морячок говорит: «Делай загадочное лицо, дура»?» Не, вы представляете? Фильм забыл, а эпизод остался в памяти (для тех, кто тоже забыл, напоминаю, что фильм «Собачье сердце» реж. В. Бортко). В начале 90–х я увидела фильм «А был ли Каротин?» (реж. Г. Полока), а потом, наверное, месяц приставала ко всем и все рассказывала–рассказывала–рассказывала. Уже все знакомые шутили, мол, сейчас придет N. и расскажет нам про каротИн. В фильме Соколов блистателен. В 90–е годы я нередко встречала Соколова на пути к театру или на обратном пути. И меня тогда удивило, какая у него «фехтовальная» походка. Потом выяснилось, что Борис Соколов в самом деле мастер спорта по фехтованию. Не могу не сказать о дивном голосе Б.М., который можно «угадать с трех нот». В 90–е Ленинградское радио очень активно делало новые записи литературных чтений и радиопостановок. Вероятно, тут можно усмотреть какое–то желание обрести равновесие в телерадиовещании. Наше ЛенТВ в то время славилось в большей степени общественно–политическими передачами. А вот радио по–прежнему не забывало о духовном. Тогда на радио была записана «Суламифь» Куприна (опять Ландграф и Соколов в связке). Читал Соколов «Великого Гэтсби» Фицджеральда. Еще запомнилось одно чтение – повести Юрия Буйды «Дон Домино». И вот тут актер Соколов переигрывает (или надо сказать ПЕРЕчитывает?) авторский текст. Герой у него не дурковатый, как у Буйды, а тоньше, умнее и вызывает сострадание. Несомненным достоинством актера я бы назвала отсутствие в его игре штампов, каких–то наработанных приемов, которые видны у многих мастеров сцены. Соколов не повторяется. Помнится, был телеспектакль на ЛенТВ по рассказам Чехова, в котором Соколов играл провинциального актера, с сильным фрикативным «Г» произносившего шиллеровский текст. Было очень смешно, но тогда мне захотелось, чтобы актерская страсть реализовалась в ролях шекспировского порядка. О Соколове можно, наверное, говорить еще много… Отзыв на официальном сайте театра: Э.А. Ср 25 мар, 2009 04:49 «Французские штучки» — спектакль прощаний. Почему-то всегда так складывалось. И актерский ансамбль, очень близкий к духу той, агамирзяновской Комиссаржевки. А главное — было несравненное двойное соло Ландграфа и Соколова… Соколова и Ландграфа… уж и не знаю, как «выстроить» их фамилии здесь. Из творчества этих блистательных Артистов так мало конкретного материала есть в доступности для публики, и так много есть в ее памяти, что это противоречие просто невыносимо!.. Спасибо, восполнили, смягчили. …Какое богатство красок, какая заразительность и в то же время натуральность смен состояний души, выражений лиц!.. Когда смотришь из зала театра – не остановить, а тут… спасибо тебе, видеозапись, за полный вкус мгновений:) Всматриваясь в каждый отдельный кадр, в каждый отдельный миг… палитры-аккорды-гаммы-переходы, фонтанами, каскадами ) сколько же всего и разного вмещается в долю сценической секунды… восхитительные, сногсшибательные Артисты. Два фрагмента из счастливых зрительских воспоминаний: В спектакле Рубена Агамирзяна «Дни Турбиных» Мышлаевский (перемёрзший почти до обморожения, пока ехал в неотапливаемом поезде) сидит и растирает себе ноги. Слева рядом стоит Станислав Ландграф — Алексей Турбин, держит в руках что-то наготове подать ему (полотенце, или стакан с водкой, или т.п.:). Вокруг поодаль — остальные действующие лица. Все молча стоят и смотрят, как Мышлаевский трёт онемевающие ноги, за-став-ля-ет их оживать, возвращаться к движению. Сцена длилась не_знаю сколько минут — описать не_могу, дыхание захватывало смотреть! Такая предельная тишина в зале, словно Гамлет умирает. Шедевр, которому рядом могу поставить лишь одно-единственное: как Игорь Ильинский — Аким, зайдя в зажиточную сыновнюю избу, после долгой дороги, обмахивал веничком снег с худых своих лаптей («Власть тьмы» в постановке Бориса Равенских в Малом театре). — В спектакле Рубена Агамирзяна «Начало» генерал, под командованием которого находятся части советских войск в «самом западном пункте СССР». (Читайте — Брест). В ночь перед нападением фашистской Германии. Немецкие части совсем рядом. Нарастающим снежным комом поступает к генералу информация от разных людей, и военных и штатских, о том, что наступление вот-вот начнется. Но от верховного командования нет приказа (или разрешения) предпринять активные действия — поднять части по тревоге, начать вывозить детей… Активность нашей армии могла бы дать политический повод. Генерал понимает это с точки зрения государственной политики. Поэтому он находит в себе силы и выдержку «пассивно» ждать, он берёт на себя эту страшную тяжесть — не_нарушить приказа. Надеясь и одновременно не_надеясь, что поступит новый приказ… И в общем-то зная, всё более бесповоротно, что здесь уже при любом раскладе ничего и никого не_спасёшь. ЧтО будет и как будет. За все три (или даже больше?) часа, которые длился спектакль, Соколов едва ли покидал сцену. Его герой постоянно в центре внимания — то выслушивает сообщения приходящих людей, то смотрит на телефон в ожидании звонка из Кремля. Но сам почти всё время — молчит. (Т.е., буквально, эта роль — главная роль большого произведения — имела очень немного слов, представляете?) И невозможно было отвести от него взгляд ни на секунду. — Вот ТАК он держал и электризовал своим молчанием. Явственно без слов передавая чудовищное, нечеловеческое нагнетание напряжения, страшную тяжесть раздумий и сомнений. Через его молчание буквально физически ощущалась утрата каждой уходящей, бесценной минуты! Сила натуры, бесстрашная честность, изумительная и трагическая способность брать на себя последствия чьих-либо решений… И простой такой, естественно возникающий героизм высочайшей пробы. В-ы-с-о-ч-а-й-ш-е-й. Это и ко всем персонажам спектакля, перед ними хотелось молча опуститься на колени. Как эти люди жили в последние свои часы… зная, что в последние. — Потому что и весь спектакль, как целое, в подлинном смысле слова потрясал. Экзистенциальная драма в реалистичной оболочке. Реалистичность была настолько подчёркнута и откристаллизована, что сама становилась условностью, приёмом, дающим острую возможность исследовать Человека перед лицом Смерти.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.