Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Театральная хроника

Театральная хроника

 В России после поражения революции 1905 — 1907 годов, в перевёрнутом мире, парящем на краю катастрофы, творческая интеллигенция искала вечные истины везде: читали Ибсена, Стринберга, слушали Грига. Горький полагал, что скандинавы интереснее и серьезнее всех. Первейшим среди скандинавов был Кнут Гамсун, его называли величайшим художником Европы. В России много переводили Гамсуна, а Московский художественный театр поставил его сильную драму «У врат царства», премьера которого состоялась 10 марта 1909 года. В главной роли — Василий Качалов. В основе драмы -история духовной деградации ученого и философа Ивара Карено, изменившего своим юношеским вольнолюбивым устремлениям и пришедшего к мысли о необходимости истребительной войны, прихода «сильной личности» — «величайшего террориста, квинтэссенции человека, Цезаря». На рубеже веков Ивар Карено разглагольствовал «у врат царства» (имелось ввиду царство демократии), и русские интеллигенты завороженно ему внимали — спектакль шел с неизменным успехом до сезона 19181919 года. Всего пьеса прошла в Художественном театре 99 раз. В конце февраля 1927 года спектакль был возобновлен (режиссер — Нина Литовцева)и шел в тех же декорациях В.А. Симонова, а в главной роли — Василий Качалов. Вернувшись к любимой им роли Ивара Карено, созданной впервые в 1909, актер пересмотрел пьесу, устранив черты «ницшеанства» и анархического индивидуализма. Из интервью Александра Володина: «У врат царства», спектакль по пьесе Гамсуна , по сути своей такой ницшеанский, в какой-то степени профашистский. У нас идеи философа, которого играл Качалов , перевели так, что они получились прокоммунистическими: якобы герой исповедует идеи коммунизма, и за это его забирают. Когда за Качаловым пришли жандармы, он шел, засовывая рукописи за пазуху желтой своей курточки, и почему-то он мне напомнил снегиря или голубя, такой беззащитный, как птица, идет на жертву, на смерть, и это мне помнится до сих пор. И на вечере его не упоминали, забыли Качалова , а он был первым символом интеллигентного, духовного и беспомощного в жизни человека. Во время войны Гамсун сотрудничал с немецкими оккупантами Норвегии. В 1945 году его арестовали, но решили не судить, учитывая возраст. А вот пьесу «У врат царства» сняли с репертуара — не только в России, но и во многих странах, где она раньше шла с большим успехом.

Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.