Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > В Берлине идут фильмы без сценариев

В Берлине идут фильмы без сценариев

13.02.2014 14:58:00 В рамках партнерства с Российской Газетой, крупнейшего издания, исповедующего принцип «Сведения из первых рук», ПрофиСинема публикует статью Валерия Кичина — обзор конкурсных фильмов 64 Берлинского международного кинофестиваля, художественных тенденций смотра и основных претендентов на главный приз — Золотого медведя. В Берлине идут фильмы без сценариев Человек выходит из дома. Потом идет. Потом приходит. Сидит, пьет воду, смотрит в сторону. Прошло минут двадцать, но ничего не произошло. Такое кино зовут артхаусом. Диалоги — как в жизни: просты как мычание: «Привет, как дела?» — «Ничего, а как сам?» — «Помаленьку». Если вдруг ляпнут что-то умнее, рецензенты разгромят: уступка мейнстриму! Артхаус развратил кино. Оказалось, можно не уметь строить сюжет, писать диалоги, воплощать на экране мысль, а не просто быт. Достаточно поставить камеру и долго снимать, как человек идет, — и критики назовут это экзистенциальной драмой. Поэтому сценарии пишут режиссеры. Не умеют, но пишут. Вот такое впечатление оставляет большинство фильмов, которые мы смотрим в Берлине. И вдруг сбой: в экран словно вставили пружину, каждое движение стало содержательным, каждое слово — в яблочко, герои научились быть остроумными и разить не только кулаком, но и фразой. Это пошел фильм Алена Рене »Жизнь Райли». Рене 91 год, старая школа, старый стиль. Основа стиля — сильная драматургия. Рене взял пьесу Алана Эйкборна и даже решил сохранить театральную, далекую от бытоподобия актерскую манеру. А ощущение, что на экран хлынула сама жизнь. Нам просто напомнили, что экран — не форточка, через которую мы, скучая, рассматриваем улицу. Что кино может доставить, кроме возможности созерцать, еще и удовольствие. Три пары, у каждой свои скелеты в шкафу. И некий Джордж Райли, который умирает от рака, но в фильме так и не появится. Впрочем, он и за кадром умудрится выпустить из шкафов все застоявшиеся там скелеты, и герои фильма начинают узнавать о себе и партнерах много нового. Разговорное кино — а действие кажется спрессованным, и есть что играть, есть где развернуться актерам. Ален Рене начинал как бунтарь, он внес в игровое кино документальный стиль. Теперь, спустя почти 70 лет, он бунтует уже против псевдодокументалистики в кино — разжиженной и пустой. Удивили китайцы — точнее, тот, кто их отобрал в конкурс. Наверное, он принял плохую игру актеров за национальную самобытность и полагает, что, показывая такое кино, открывает миру новый континент. Но китайцы давно доказали, что умеют делать кино куда лучше, чем «Черный уголь, тонкий лед» — топорный до комизма триллер о расчлененных трупах, части которых находят на угольных транспортерах. В фильме нет не только актеров, но и сценария. Его написал, конечно, сам режиссер Дяо Инян. Все более заметно присутствие на фестивалях латиноамериканцев. После прохладно принятого аргентинского триллера Бенджамина Найштата «История страха» и бразильской гей-драмы Карима Айнуза «Пляж До Футуро» Аргентина показала семейную драму «Третий берег реки» Селины Мурги. Мурга стажировалась у Мартина Скорсезе, и он выступил продюсером ее фильма. История 17-летнего парнишки, взбунтовавшегося против лицемерия своего оставившего семью отца мне кажется хорошо задуманной, но плохо мотивированной. Как часто бывает, Селина Мурга интереснее рассказала о ситуации в аргентинской провинции на встрече с прессой и в рекламном буклете, чем в самом фильме. Перуанка Клаудиа Льоса, в 2009 году получившая «Золотого медведя» за «Молоко скорби», вернулась в Берлин с переполненной душераздирающими событиями драмой »Наверх», снятой на ледяных просторах северной Канады. В ней снялись Мелани Лорани Дженнифер Коннелли, а Силиан Мерфи сыграл, думаю, свою лучшую роль. Это история о матери, бросившей сына, и о сыне, который пытается ее простить; действие перебивается флэшбеками, что делает фильм драматически напряженным и подобным мучительному самоанализу. Фестиваль идет к закату. По мнению участников критического жюри журнала Screen, больше всего шансов укротить Золотого медведя у немецкого фильма «Крестный путь», на втором месте ирландская военная драма «71″, на третьем - »Отель «Гранд Будапешт», высокий рейтинг у »Жизни Райли». После сегодняшнего просмотра я бы включил в число претендентов на призы и фильм »Наверх»". Правда, рейтинги эти весьма субъективны: сербский критик ставит высший балл боевику о сербской мафии, бразильский — драме о бразильских геях, немецкий — трагедии немецкой религиозной фанатички. А вот датского фильма в конкурсе нет — и датский критик всем недоволен. Нормальные патриоты. Сказано на Берлинале: Селина Мурга о фильме «Третий берег реки»: «Наша картина про общество сплошных мачо, крайне консервативное, и отец нашего 17-летнего героя хочет, чтобы тот вырос «настоящим мужиком». После фильмов о женщинах мне было интересно представить мужскую точку зрения на мир, и в этом Мартин Скорсезе мне очень помог». Клаудиа Льюса на вопрос «РГ» о смысле ее фильма «Наверх»: «В нем вопросы, на которые нет ответов. В нашем мире вообще происходит много непонятного, и только наши чувства помогают нам это понять. Меня интересовало поведение людей в экстремальной ситуации, когда человек начинает менять свои взгляды и меняться сам. Главная мысль становится ясна в финале: идея о необходимости прощать, хотя прощение дается трудно, и путь к нему долог. Все сюжетные линии связаны с этой идеей. Писать такой сценарий не просто: в какой-то момент уже не ты, а сама драма развивает сюжет. Персонажи становятся людьми из плоти и крови, и ты уже не можешь принимать решение за них». Мелани Лоран о съемках в фильме «Наверх»: «Мне важно было показать, как героиня в сложной жизненной ситуации обретает внутреннюю свободу. К началу съемок я была на третьем месяце беременности и чувствовала себя ужасно. Как ни странно, во время работы все эти симптомы исчезли. Наверное, наш разум, наши мысли и эмоции управляют нашим телом. У меня была высокая температура, но все потом чудесным образом прошло». Кинодельцы — завсегдатаи кинорынков — дружно отмечают спад количества и качества предлагаемых в Берлине проектов: нечего покупать «Не волнуйтесь, в Канне будет лучше» — утешает заголовок статьи в The Hollywood Reporter. «Покупатели растеряны и ждут Канна — здесь нет будущих кассовых хитов вроде «Волка с Уолл-стрит», — призналась журналу глава дистрибьюторской компании «Синхронисити» Сюзанна Кегеян. Автор: Валерий Кичин «Российская газета»



Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.