Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Дозорные

Дозорные

 2013-ый год документальное сообщество в России встречало с надеждой. Протестные настроения, политические страсти побуждали к общественным дискуссиям: документалисты пытались объединиться и проговорить, обозначить существующие проблемы не только самим себе, но и государственным органам. В какой-то момент показалось, что и Министерство Культуры шагнуло навстречу реальности, хотя диалог с властью к видимым результатам пока не привел. В прошедшем году мы также стремились самоопределиться. Гильдия неигрового кино провела исследование индустрии, впервые оценив, сколько же в стране компаний занимается производством неигровой продукции, и чем они живут. Выяснилось, что часть документалистов не ждет от государства помощи и пытается существовать по законам рынка, зарабатывая на свое кино самостоятельно, а также открывая для себя новые источники финансирования, в частности краундфандинг — сбор народных денег через интернет и питчинги — поиск партнеров на международных презентациях. Что касается дистрибуции: все активнее осваиваются интернет-каналы. Первопроходец здесь — проект «Срок», который в 2013 году получил поддержку новостного портала lenta.ru и стал именоваться «Лента.док». Практически одновременно Костомаров, Расторгуев и Пивоваров придумали и запустили новый проект — «Реальность», пользующийся в сети бешеным успехом. Третий год, в рождественские каникулы, то есть прямо сейчас, проходит он-лайн фестиваль «Новой газеты». В прошлом году этот формат собрал 60 тыс. зрителей. Здорово, не правда ли? 13 фильмов и 60 тыс. человек! Это во много раз больше, чем любой традиционный фестиваль. Кроме того, на наших глазах рождается кинопрокат документального кино, но об этом ниже. Еще цифры: В 2013 году около 300 (из более чем 1000 снятых) российских картин «засветились» на внутренних кинофестивалях — это больше, чем в прошлом году. Четвертый сезон работает проект «Докер» , два года исполнилось телеканалу 24_DOC, пятый год успешно существует ток-шоу «Смотрим — обсуждаем» на телеканале «Культура», десяток киноклубов, ориентированных на показ неигрового кино, появились в разных городах России. И, конечно, отметим рост общественной организации — Гильдии неигрового кино и ТВ. Ровно год проработало ее новое руководство, за это время численность Гильдии выросла с 34 до 200 человек. Люди стремились объединяться и решать проблемы вместе. Быть может, 2013 не стал годом больших достижений для российской документалистики — непросто говорить о свершениях, когда заслугой является уже то, что ты выжил. Впрочем, на наш взгляд, случилось три по-настоящему важных события, пробивающих стену недоверия к документальному киноискусству. Итак, в номинации «Прорыв года»: 1.Открытие Центра Документального кино Первый в стране кинотеатр, ориентированный на показ исключительно неигровых фильмов, открылся в конце апреля 2013 в Москве, на Зубовском бульваре, рядом со станцией метро Парк Культуры. За несколько месяцев своего существования в ЦДК было показано более 250 фильмав, и посмотрело их около 15 тыс. человек. С ЦДК активно сотрудничают крупные фестивали: часть документальных показов провели там Московский международный кинофестиваль, «Сталкер», «Артдокфест» и даже Большой фестиваль мультфильмов. Для тех, кто относится к документальному кино с трепетом, ЦДК подобен одному из чудес света, ведь кинотеатр существует без каких-либо государственных дотаций, — как это удалось сделать его директору Софье Гудковой, никто толком не понимает. «Я могла бы открыть парикмахерскую или автомойку, а открыла кинотеатр документального кино, такая вот дурочка», — говорит она о своем бизнесе. У Софьи в штате 10 сотрудников, каждый день проходит 3 сеанса документальных картин. В ЦДК приятно проводить время, среди его очевидных достоинств близость к метро, бесплатный вай-фай, большая зона кафе. А еще там показывают то, что нигде больше не увидишь. Стоимость билетов в среднем 50-100 рублей, есть бесплатные показы, а в новом сезоне, прямо с января открывается еще и тематический лекторий. 2. Кинопрокат «Чувственной математики» по стране. Документальный фильм Екатерины Еременко «Чувственная математика» опрокинул представления о том, что прокат документального фильма в России невозможен. Картину показали в 15-ти городах России, всюду при полных аншлагах. Билеты раскупались за несколько дней, в итоге фильм собрал рекордное количество средств и зрителей, опередив таких мощных и именитых конкурентов, как «Антон тут рядом» и «Да здравствуют антиподы!» И опять же, никто не может понять, почему люди пошли на фильм про высшую математику? Каким образом удалось не только отбить бюджет, но заработать (пусть и немного) на продаже билетов на неигровую ленту? Рецепт успеха следовало бы узнать не только у автора фильма Екатерины Еременко, но и у генерального директора телеканала 24_DOC Веры Оболонкиной, поскольку именно 24_DOC в качестве эксперимента занимается прокатом картины. С 6 января «Чувственная математика» снова показывается в Москве, в упомянутом выше Центре документального кино. Прокат продолжается и в других городах страны. 3. Приз за лучшую режиссуру на Открытом национальном фестивале «Кинотавр» Неигровая картина способна составить конкуренцию игровому фильму по зрелищности и глубине замысла, этот тезис подтвердило в этом году жюри Кинотавра, возглавляемое кинорежиссером Александром Миттой. Документалист Виталий Манский , получивший за свой неигровой фильм «Труба «, помимо звания «Лучший режиссер», приз Гильдии кинокритиков, заявил, что отечественный док наконец-то получил «место в партере российского кинематографа». Пару месяцев спустя документалисты смогли также порадоваться и за итальянского коллегу Джанфранко Рози, взявшего аж Гран При Венецианского кинофестиваля за неигровую ленту «Sacra GRA», снятую в схожей с «Трубой» стилистике. В ноябре последовала еще одна победа российского дока — «Непал форева» Алены Полуниной победил на международном фестивале в Риме в конкурсе «Кино XXI века». *** Без сомнения, жизнь идет, и кораблик держится на плаву, хотя на борту нет единого мнения о том, куда плыть, и погодные условия… не очень. Но если прошлый год мы встречали с надеждой, то в начале 2014-ого не покидает чувство тревоги за судьбу российского дока. Союз Кинематографистов опубликовал текст Этической Хартии, и в воздухе запахло цензурой. Министерство Культуры , несмотря на сопротивление сообщества, желает поставить документальное кино в зависимость от телеканалов, а это означает ТВ будет осуществлять диктат тем и форматов производителям. 2014 год — год Культуры? С какими еще трудностями в нем столкнется документальное сообщество, через какие преграды придется ему переступать? Как в условиях, когда тебе ставят ограждения, продолжать разговор с властью? Как в условиях фатального непонимания, разговаривать друг с другом? И как не потерять такую еще робкую, непрочную, недавно родившуюся заинтересованность зрителей? Напоследок, короткий субъективный рейтинг. Лучшие отечественные документальные фильмы, показанные в России в 2013 году 1. «Кровь», реж. Алина Рудницкая трейлер 2. «Труба», реж. Виталий Манский трейлер 3. «Непал Форева», реж. Алена Полунина трейлер 4. «С.П.А.Р.Т.А. — территория счастья», реж. Анна Моисеенко фильм целиком 5. «Чувственная математика», реж. Екатерина Еременко трейлер Лучшие зарубежные документальные фильмы, показанные в России в 2013 году 1. «Акт убийства» , реж. Джошуа Оппенгеймер трейлер 2. «Мой двоюродный дядя» , реж. Алан Берлинер трейлер 3. «Законы Мэтью» , реж. Марк Шмидт трейлер 4. «Драконовы девушки» , реж. Иниго Вестмейер трейлер 5. «Логово дьявола» , реж. Риаан Хендрикс трейлер


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.