Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Самые кассовые российские фильмы от «Ночного дозора» до «Горько»

Самые кассовые российские фильмы от «Ночного дозора» до «Горько»

Конец года – традиционно, время подведения итогов. В этот раз портал «ПрофиСинема» решил не ограничиваться одним годом, а проанализировать, какие российские картины стали кассовыми хитами за последние 10 лет, каким образом изменялась аудитория, как кассовые фильмы распределялись внутри десятилетия. За точку отсчета был принят «Ночной дозор», вышедший в 2004 году, который впервые за долгое время привел массового зрителя в кинотеатры и открыл, таким образом, новейшую историю кинопроката современного российского кино. Когда мы свели все отечественные фильмы, вышедшие за это время, в рейтинговую таблицу то, упорядочив их по долларовым кассовым сборам, выяснилось, что «Ночной дозор» стоит на 25 строчке. Таким образом, у нас получился ТОП25 самых кассовых российских фильмов прошедшего десятилетия. При составлении рейтинга мы пользовались данными ПрофиСинема.ру, а также информацией о бюджетах и кассовых сборах из открытых источников. Фильмы, вышедшие в декабре, чьи основные кассовые сборы приходились на новогодние праздники, отнесены к следующему году. * Примечание — маркетинговый бюджет неизвестен Каждый фильм в таблице стал ярким событием. И все же необходимо выделить несколько фильмов, оказавших существенное влияние на российскую киноиндустрию. Один мы уже упомянули – это «Ночной дозор», второй – его продолжение, «Дневной дозор» стал первой отечественной картиной, вышедшей в новогодние праздники и успешно конкурировавший с западными релизами. Следующим кинособытием стала «Ирония судьбы. Продолжение», вышедшая, как и «Дневной дозор», в канун Нового года, и собравшая рекордную зрительскую аудиторию (8,8 млн.). В рейтинге несколько лент, относящихся к популярным франшизам. «Ёлки» и «Ёлки 2″ — первая и самая успешная франшиза, снятая в жанре новогодней комедии. Безусловным событием в российском кинобизнесе стала анимационная франшиза «Три богатыря» и – первый пример очень успешной полнометражной анимации. «Сталинград» также стал фильмом-событием, причем сразу по трем причинам. Во-первых, это беспрецедентные кассовые сборы на территории России, которые оказались неожиданными даже для большинства экспертов рынка. Во-вторых, «Сталинград» пока единственный в России сделан в технологии IMAX. В-третьих, это первый отечественный фильм, достаточно широко представленный на международном рынке. «Сталинград» уже собрал за рубежом около $15 миллионов, что составляет примерно 29% от внутренних сборов. Важно отметить, что прокат фильма за пределами России еще не завершен, а на некоторых территориях (в том числе в Европе) не начинался, а значит, можно ожидать увеличения доли зарубежных сборов. Этот безусловный успех стал результатом грамотной работы по продвижению, проделанной как продюсерами, так и дистрибьютором – компанией WDSSPR, которая не часто берется работать с российскими фильмами и как никто другой умеет работать с крупными релизами. Поскольку мы сравниваем фильмы, выходившие в прокат в течение длительного времени, то говорить только о сборах (как рублевых, так и долларовых) не совсем корректно. Самым объективным показателем в данном случае является количество зрителей. Таким образом, лидер по кассовым сборам — «Сталинград» (результат 6,1 млн. зрителей) отодвигается на третью строчку рейтинга, значительно уступая как предыдущему лидеру — «Ирония судьбы. Продолжение» (8,8 млн. зрителей), так и «Дневному дозору» (7,4 млн.). Анализируя самые кассовые российские фильмы последнего десятилетия, мы наблюдаем постепенное сокращение кинотеатральной аудитории, которое происходит несмотря на значительно увеличившееся в то же время количество залов. Если в период 2005–2009 был хотя бы один российский релиз в год, который преодолевал планку в 5 млн. зрителей, то в 2010–2013 это удалось только «Сталинграду». На изменение количества зрителей в кинотеатрах влияет сразу несколько факторов: и общее осложнение демографической ситуации, и рост цен на билеты. Но основной причиной является развитие интернет технологий, и увеличивающееся количество зрителей в онлайн кинотеатрах и пользователей VoD. В условиях, когда по объективным причинам кинотеатральная аудитория сокращается, рост цены кинобилета является определяющим, и, пожалуй, единственным фактором, позволяющим российским (как, впрочем, и зарубежным) релизам показывать кассовые рекорды. За последние десять лет средняя стоимость одного билета в рублях выросла более чем в 2,5 раза и значительно опережает как инфляцию, так и изменение курса рубля по отношению к доллару США. Средняя цена билета, например, на «Сталинград» в России составила 273,6 рубля (около $8.5), что значительно выше российских фильмов, выходивших не только в 2008, но и в 2013 году. Высокая средняя цена билета на «Сталинград» обусловлена более дорогими билетами на сеансы в залах IMAX, и в формате 3D. Общие же сборы ленты в залах IMAX составили 211,8 млн.руб. Другой отечественный фильм, идущий в прокате практически в то же время – комедия «Горько!» был более лоялен к кошельку зрителей – средняя цена билета 232,4 рубля, а аналогичный показатель «Легенды №17″ составил 218,85 руб., что значительно выше цен 2011 и 2012 года, не говоря уже о 2004. Начиная с 2004 года, когда в прокат вышел «Ночной дозор», и по 2009 год российское кинопроизводство было на подъеме. В этот период количество фильмов лидеров по кассовым сборам увеличивалось год от года. Самым урожайным по количеству фильмов из ТОП25 стал 2009 год, когда вышли «Обитаемый остров», «Любовь-морковь 2″, «Каникулы строгого режима», «Тарас Бульба» и «Стиляги». Затем наступил резкий спад 2010 года, что стало результатом кризиса и то, что значительная часть проектов, запущенных в 2008-2009, была заморожена. Начиная с 2009 года, когда воссозданный Фонд кино стал распределять финансирование студиям лидерам, ситуация стала улучшаться. Фильмы, получившие финансирование в то время, стали выходить на экраны в 2012 – как результат в 2012 и 2013 по четыре фильма стали лидерами по кассовым сборам. Самый кассовый фильм совсем не всегда означает доходный. Оценка финансовых результатов кинопроката очень сложна, прежде всего, из-за отсутствия финансовой прозрачности в российском кинобизнесе. К сожалению, самые кассовые фильмы не являются исключением. Если производственный бюджет фильма, как правило, известен, то сумма расходов на маркетинг у большинства проектов не указывается. Также мы не учитываем тот факт, что значительная часть фильмов была сделана с частичной или полной государственной поддержкой. Поэтому определить доходность того или иного фильма можно только очень условно. Поскольку известно, что по устоявшейся в России схеме распределения до продюсера доходит в среднем около 40% кассовых сборов, мы получаем следующее: С другой стороны, возможно, мы увидели бы еще более пессимистическую картину, если бы продюсеры открывали маркетинговые бюджеты своих проектов. Но информация о бюджетах проектов последних лет (в том числе снятых и полностью или частично на бюджетные средства) очень скупа, и не всегда полна. Возвращаясь к теме государственной поддержки – почти половина фильмов в ТОП 25 (11 фильмов) была сделана при финансовой поддержке Фонда кино, в том числе все самые кассовые фильмы 2011–2013. Самыми привлекательным для кинопроизводства, с точки зрения окупаемости остаются комедии – из 25 фильмов 9 сделаны в этом жанре, причем все они окупились. Боевики, фантастика, приключения распределены практически поровну, как по количеству фильмов в ТОП 25, так и по количеству окупившихся / неокупившихся проектов. Кассовый успех фильмов в первую очередь обусловлен успешной работой продюсеров. Большая часть картин из ТОП25 прошедшего десятилетия сделана десятью продюсерами, начавшими свой путь в кино еще в 90-е годы. После выхода «Ночного дозора» прошло десять лет. Отрасль выходит на новый этап. Возможности роста цены кинотеатральных билетов по оценкам ведущих экспертов практически исчерпаны, кинотеатральная аудитория не растет. Происходит изменение модели киносмотрения. Оптимизм вызывает потенциал интернет-кинотеатров и сервисов VoD. Хотя в настоящий момент доходы с этого сектора рынка невелики, но ситуация меняется. Аудитория подобных сервисов растет, вслед за аудиторией приходят рекламные деньги, растут доходы игроков рынка. Вероятнее всего, в среднесрочной перспективе мы можем ожидать изменения ситуации и доходы от интернет-продаж и сервисов VoD смогут компенсировать продюсерам выпадающие доходы от сокращающейся кинотеатральной аудитории. Для дальнейшего устойчивого развития отрасли также необходимо активно осваивать международные рынки. Возможно, «Сталинград» будет первым фильмом, продюсерам которого удастся это сделать.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.