Рецензия на фильмТом на ферме (2013)
СÑÑаÑÑи по ÐÐ¾Ð»Ð°Ð½Ñ Ð¸Ð»Ð¸ квебекÑÐºÐ°Ñ ÐºÑкÑÑÑза. 9 ноÑбÑÑ 2013 ÐвÑоÑ: ÐкаÑеÑина ÐÐ°ÐºÐ±ÐµÐ½Ð´ÐµÑ ÐебÑÑиÑовав ÑилÑмом «Ð¯ Ñбил ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¼Ð°ÑÑ» на 62-ом ÐаннÑком ÑеÑÑивале, Ðолан не ÑолÑко одеÑжал Ð¿Ð¾Ð±ÐµÐ´Ñ Ð² ÑÑеÑ
номинаÑиÑÑ
, но и оÑкÑÑл Ñебе пÑÑÑ Ð² «Ð±Ð¾Ð»ÑÑое кино». Ðа ÑÑпеÑной пÑобой поÑледовали каÑÑÐ¸Ð½Ñ «ÐообÑÐ°Ð¶Ð°ÐµÐ¼Ð°Ñ Ð»Ñбовѻ, «Ð лÑбом ÑлÑÑае, ÐоÑанѻ и «Ð¢Ð¾Ð¼ на ÑеÑме». ÐоÑледнÑÑ Ð±Ñла пÑедÑÑавлена на ÑеÑÑивале в ÐенеÑии, где полÑÑила пÑиз ФÐÐÐ ÐССÐ, и ознаменовала пеÑеÑ
од оÑ, ÑвойÑÑвеннÑÑ
ÑежиÑÑеÑÑ, дÑÐ°Ð¼Ñ Ð¸ мелодÑÐ°Ð¼Ñ Ðº жанÑÑ ÑÑиллеÑа. «ÐÑли в ÑилÑме Ðолана на ÑÑене виÑÐ¸Ñ ÑÑжÑе, знаÑÐ¸Ñ Ð¾Ð½Ð¾ акÑивиÑÑ ÐÐÐТ-ÑÑÑовки» — иÑониÑно замеÑаÑÑ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑе зÑиÑели, ÑÑÑлаÑÑÑ Ð½Ð° ÑекÑÑалÑнÑе пÑедпоÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ геÑоев. Ðднако, по Ñловам Ñамого ÑежиÑÑеÑа, его ÑилÑÐ¼Ñ ÑвлÑлиÑÑ Ð¸Ð»Ð»ÑÑÑÑаÑией ÑÐµÐ¼Ñ «Ð½ÐµÐ²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾Ð¹ лÑбви», а Ñж никак не пÑоблем гомоÑекÑÑалиÑÑов. ÐпÑеделение «Ð³ÐµÐ¹-ÑежиÑÑеѻ он ÑÑиÑÐ°ÐµÑ Ð½ÐµÐ¿ÑиемлемÑм, Ñак же как и нагÑÐ°Ð´Ñ Ð²Ñоде каннÑкой «ÐÐ²Ð¸Ñ Ð¿Ð°Ð»Ñмѻ, пÑиÑÑжденной ÐµÐ¼Ñ Ð·Ð° «Ð лÑбом ÑлÑÑае ÐоÑанѻ. «Ð¢Ð¾Ð¼ на ÑеÑме», в оÑлиÑии Ð¾Ñ Ð¿ÑедÑдÑÑиÑ
ÑабоÑ, ÑнÑÑÑÑ
по ÑÑенаÑиÑм Ðолана, ÑвлÑеÑÑÑ ÑкÑанизаÑией пÑеÑÑ ÐаÑка ÐÑÑаÑа. ÐеÑÑокоÑÑÑ, Ñамообман, оÑÑиÑание дейÑÑвиÑелÑноÑÑи как ÑÐ»ÐµÐ¼ÐµÐ½Ñ ÑамозаÑиÑÑ â Ð²Ð¾Ñ Ð¾ÑновнÑе ÑÐµÐ¼Ñ ÑекÑÑа. Ðменно возможноÑÑÑ Ð¸Ñ
визÑализаÑии в жанÑе ÑÑиллеÑа пÑивлекла ÐÑавÑе: «Ð¢Ð¾, Ñего ÑÑ Ð½Ðµ знаеÑÑ, ÐÐ ÐЧÐÐÐТ Ñебе болѻ — пÑедоÑÑеÑÐµÐ³Ð°ÐµÑ Ñлоган ÑилÑма. ÐоÑле ÑдаÑного показа в ÐенеÑии кÑиÑики ÑÑали ÑвеÑдиÑÑ Ð¾ ÑÑ
ожеÑÑи каÑÑÐ¸Ð½Ñ Ñ Ñанними ÑабоÑами ÐоланÑки, обнаÑÑжили в ней годаÑовÑкие ноÑки, ÑеÑÑÑ ÐлÑмодоваÑа и даже ХиÑкока. ЧÑо пÑимеÑаÑелÑно, ХиÑкока Ðолан не ÑмоÑÑел, да и веÑÑ ÑилÑм ÑнÑл за 17 дней. ЯвлÑÑÑÑ control-ÑÑиком, он вÑе Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ñам, Ð¾Ñ ÐºÐ¾ÑÑÑмов до пÑеÑÑ-Ñелиза, он же иÑполниÑÐµÐ»Ñ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½ÑÑ
Ñолей (за иÑклÑÑением «Ð лÑбом ÑлÑÑае, ÐоÑанѻ). «Ð¢Ð¾Ð¼ на ÑеÑме» инÑеÑеÑен, пÑежде вÑего, не динамиÑнÑм ÑÑжеÑом или неожиданной ÑазвÑзкой, а глÑбокой обÑазноÑÑÑÑ Ð¿ÐµÑÑонажей, иÑ
пÑиÑ
ологиÑеÑкой доÑÑовеÑноÑÑÑÑ. Ðолодой копиÑайÑÐµÑ Ð¢Ð¾Ð¼ (Ðолан) ÐµÐ´ÐµÑ Ð·Ð° гоÑод на поÑ
оÑÐ¾Ð½Ñ Ñвоего лÑбовника Ðийома. ÐÑÑановивÑиÑÑ Ð² доме его маÑеÑи, он ÑÑановиÑÑÑ Ð¶ÐµÑÑвой ÑÑÑаннÑÑ
обÑÑоÑÑелÑÑÑв: ÐгаÑа (Ðизе Рой) ниÑего не Ð·Ð½Ð°ÐµÑ Ð¾Ð± оÑиенÑаÑии ÑÑна и ÑвÑÑо веÑÐ¸Ñ Ð² его геÑеÑоÑекÑÑалÑнÑе оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð½ÐµÐºÐ¾Ð¹ СаÑой. Ðод давлением ÑÑаÑÑего бÑаÑа Ðийома, ФÑанÑиÑа (ÐÑеÑ-Ðв ÐаÑдинал), Ð¢Ð¾Ð¼Ñ Ð¿ÑиÑ
одиÑÑÑ ÑÑаÑелÑно ÑкÑÑваÑÑ Ð¿ÑÐ°Ð²Ð´Ñ Ð¸ поÑÑепенно Ð½ÐµÐ²Ð¸Ð½Ð½Ð°Ñ Ð»Ð¾Ð¶Ñ Ð¿ÐµÑеÑаÑÑÐ°ÐµÑ Ð² изоÑÑеннÑÑ Ð¸Ð³ÑÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑÑÐµÐ¼Ñ Ð»ÑдÑми, бегÑÑими Ð¾Ñ ÑеалÑноÑÑи. С Ñамого наÑала Том подвеÑгаеÑÑÑ Ð¶ÐµÑÑкоÑÑи и ÑнижениÑм Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¤ÑанÑиÑа, как моÑалÑнÑм, Ñак и ÑизиÑеÑким. ÐаÑÑина изобилÑÐµÑ ÐºÑÑпнÑми планами, а подобнÑе ÑÑÐµÐ½Ñ ÑÑÐ¾Ð»ÐºÐ½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑдаÑно ÑаÑкÑÑваÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑликÑ. ФÑанÑÐ¸Ñ â воплоÑение гÑÑбой, пеÑвобÑÑной ÑилÑ, он нелÑдим, близок к пÑиÑоде и Ñам во многом поÑ
ож на живоÑное. Ðго оÑновнÑе инÑÑинкÑÑ â ÑÑÑаÑÑÑ Ð¸ агÑеÑÑиÑ. Ðн Ñак оÑлиÑаеÑÑÑ Ð¾Ñ Ð¢Ð¾Ð¼Ð° â ÑÑвÑÑвиÑелÑного, Ñанимого жиÑÐµÐ»Ñ ÐонÑеалÑ, гоÑодÑкого ÑоманÑика в Ñкинни-джинÑаÑ
. Ðа пеÑвÑй взглÑд, иÑ
обоÑдное влеÑение закономеÑно, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¾Ð½Ð¾ базиÑÑеÑÑÑ Ð½Ð° ÑÑÑемлении к Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ повиновениÑ, доминиÑованÑÑ Ð¸ подÑинениÑ, однако, за ÑÑим ÑÑоÑÑ ÐºÑда более глÑбокие внÑÑÑенние пÑоÑивоÑеÑÐ¸Ñ Ð³ÐµÑоев. ÐеÑÑонаж ÐÑеÑа-Ðв ÐаÑдинала ÑÑаÑиÑен, ÐµÐ¼Ñ Ð½Ðµ ÑвойÑÑвенна динамика ÑазвиÑиÑ. С моменÑа поÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑкÑане и вплоÑÑ Ð´Ð¾ поÑледней ÑÑенÑ, его Ñ
аÑакÑÐµÑ Ð¾ÑÑаеÑÑÑ Ð½ÐµÐ¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð½Ñм: по законам дÑÐ°Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½Ñй геÑой ÑаÑе вÑего обÑеÑен на пÑовал. ÐÑновной задаÑей акÑеÑа ÑÑало Ñоздание пÑоÑÑого, но ÑилÑного обÑаза, ÑбедиÑелÑÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÐ¼Ð¾Ð½ÑÑÑаÑÐ¸Ñ Ð¸ÑÑиннÑÑ
поÑÑвов ФÑанÑиÑа в моменÑÑ Ð¿ÑиÑÑÑпов агÑеÑÑии, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¾Ð½ Ð±Ñ Ð¼Ð¾Ð³ показаÑÑÑÑ Ð±ÐµÐ·Ð»Ð¸ÐºÐ¸Ð¼ и безÑниÑиаÑивнÑм, не бÑÐ´Ñ Ð·Ð´ÐµÑÑ ÑÑиÑ
пÑовокаÑионнÑÑ
ÑÑен. Чем вÑÐ·Ð²Ð°Ð½Ñ Ñадизм и жеÑÑокоÑÑÑ Ð¤ÑанÑиÑа? ÐелÑÐ·Ñ ÑÑдиÑÑ Ð¾ пеÑвопÑиÑине, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð½Ð°Ð¼ не извеÑÑно его пÑоÑлое, однако, еÑли ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑклонноÑÑи как некий ÑезÑлÑÑаÑ, можно говоÑиÑÑ Ð¾ ÑеакÑивном обÑазовании â заÑиÑном меÑ
анизме Ñго, коÑоÑÑй не позволÑÐµÑ ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ Ð¾ÑознаÑÑ ÑобÑÑвеннÑе желаниÑ. ЧеÑез жеÑÑокоÑÑÑ Ð³ÐµÑой внеÑне вÑÑÐ°Ð¶Ð°ÐµÑ ÐºÐ°ÑегоÑиÑеÑкое непÑиÑÑие Ñого, Ñего на Ñамом деле Ñ
оÑÐµÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе вÑего, в данном ÑлÑÑае ÑÑо ÑвÑзано Ñ Ð³Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑоÑиÑеÑкими пеÑеживаниÑми. ÐÑÑиÑание пÑоÑвлÑеÑÑÑ Ð² пÑиÑинении ÑизиÑеÑкой боли паÑÑнеÑÑ, он Ð½ÐµÐ½Ð°Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñ Ð¢Ð¾Ð¼Ð°, но пÑоÑÐ¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ оÑÑаÑÑÑÑ. ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð¢Ð¾Ð¼ оÑÑаеÑÑÑ Ð½Ð° ÑеÑме? «Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ ÑаÑÑÑ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð³Ð¸Ð±Ð»Ð°, и Ñ Ð½Ðµ Ð¼Ð¾Ð³Ñ Ð¿Ð»Ð°ÐºÐ°ÑÑ» — Ñ ÑÑиÑ
Ñлов наÑинаеÑÑÑ ÑилÑм. ЧеÑез поÑеÑÑ Ñвоей вÑоÑой половинÑ, Том ÑÑалкиваеÑÑÑ Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ
одимоÑÑÑÑ Ð¿Ð¾-Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð¿ÑеделиÑÑ, пеÑепиÑаÑÑ ÑебÑ. ÐказавÑиÑÑ Ð½Ð° ÑеÑме, он Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñ ÑовÑем дÑÑгÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, ÑÑÑемление ÑÑаÑÑ ÐµÐµ ÑаÑÑÑÑ, забÑÑÑ Ð¾ пÑивÑÑном ÑÑÑеÑÑвовании в ÐонÑеале, ÑÑановиÑÑÑ ÑвоеобÑазнÑм оÑÑиÑанием ÑÑÑаÑÑ, попÑÑкой пÑиÑвоиÑÑ Ñебе ÑÑжой код. Том ÑеÑÐ¿Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð±Ð¾Ð¸ и даже наÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² ÑÑом Ñвое ÑдоволÑÑÑвие, ÑеÑез Ð±Ð¾Ð»Ñ ÑизиÑеÑкÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð°Ð²Ð»ÑÑ Ð¾ÑÑÑение одиноÑеÑÑва и пÑÑÑоÑÑ. ÐоÑÑепенно Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ ÑазвиваеÑÑÑ «ÑÑокголÑмÑкий ÑиндÑом», ÑледÑÑвием коÑоÑого ÑвлÑеÑÑÑ ÑоÑÑвÑÑвие к ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð°Ð³ÑеÑÑоÑÑ Ð¸ опÑавдание его дейÑÑвий. ÐÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñа Тома — пÑойÑи пÑÑÑ Ð¾Ñ Ð¾ÑÑиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ðº оÑÐ¾Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ пÑинÑÑиÑ. РоÑлиÑие Ð¾Ñ Ð¤ÑанÑиÑа, ÑÑо динамиÑнÑй, многогÑаннÑй пеÑÑонаж. ÐÑÐ¸Ð·Ð½Ð°Ð²Ð°Ñ ÑизиÑеÑкÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑÑ Ð² игÑе, Ðолан не беÑеÑÑÑ Ð·Ð° Ñоли, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑми не ÑпоÑобен ÑÐµÐ±Ñ Ð¸Ð´ÐµÐ½ÑиÑиÑиÑоваÑÑ, именно поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¾Ð½ оÑдал ÑÐ¾Ð»Ñ ÐоÑанÑа ÐелÑÐ²Ð¸Ð»Ñ ÐÑпо. С Томом дело обÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¸Ð½Ð°Ñе, можно ÑказаÑÑ, он игÑал Ñам ÑебÑ. ÐÑ ÑÑого геÑой пÑиобÑеÑÐ°ÐµÑ Ð½ÐµÐºÑÑ Ð¼Ð°Ð½ÐµÑноÑÑÑ, но не ÑÑановиÑÑÑ Ð¼ÐµÐ½ÐµÐµ инÑеÑеÑнÑм или пÑавдоподобнÑм. СледÑÐµÑ ÐµÑе Ñаз ÑпомÑнÑÑÑ Ð¾ знаÑении кÑÑпнÑÑ
планов, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¾Ð½Ð¸ помогаÑÑ ÑаÑпознаÑÑ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ¹Ñие Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² дÑÑе пеÑÑонажа, ÑеÑез его мимикÑ, взглÑд, ÑооÑвеÑÑÑвенно, пÑоÑледиÑÑ ÐºÐ°Ðº конÑликÑÑ Ð²Ð½ÑÑÑенние оÑÑазÑÑÑÑ Ð²Ð½ÐµÑне на его поведении, повлиÑÑÑ Ð½Ð° моÑÐ¸Ð²Ñ ÐµÐ³Ð¾ поÑÑÑпков. Ðе Ñакой кÑаÑоÑнÑй, как пÑедÑдÑÑие ÑилÑÐ¼Ñ Ðолана, «Ð¢Ð¾Ð¼ на ÑеÑме» не лиÑен мÑаÑного обаÑниÑ. Ð ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¶Ð°Ð½ÑовÑÑ
оÑобенноÑÑей, каÑÑине пÑиÑÑÑи налиÑие ÑаÑпенÑа и оÑÐ¾Ð±Ð°Ñ Ð¼Ð°Ð½ÐµÑа ÑÑемки локаÑии, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ Ñакой здеÑÑ Ð¿ÑедÑÑавлÑеÑÑÑ ÐºÐ²ÐµÐ±ÐµÐºÑÐºÐ°Ñ Ð¿ÑовинÑиÑ: ÑгнеÑаÑÑÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð¾ÑобленноÑÑÑ ÑÑÑоений, пÑиглÑÑеннÑе Ñона, недоÑÑаÑок оÑвеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ беÑкÑайние Ð¿Ð¾Ð»Ñ ÐºÑкÑÑÑзÑ, «ÐºÐ¾ÑоÑÑе оÑобенно опаÑÐ½Ñ Ð² окÑÑбÑе, когда лиÑÑÑÑ ÑÑановÑÑÑÑ Ð¾ÑÑÑее бÑиÑвѻ. Уже Ñама по Ñебе аÑмоÑÑеÑа меÑÑа дейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð²ÑзÑÐ²Ð°ÐµÑ Ñ Ð·ÑиÑÐµÐ»Ñ ÑÑвÑÑво ÑÑевожного ожиданиÑ, а композиÑии ФÑÐ¸Ð´Ñ ÐоккаÑÑ, ÐÑнолÑда ШоенбеÑга и Ð ÑÑÑÑа ÐайÑайÑа вноÑÑÑ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑÑ Ð¼ÐµÐ»Ð°Ð½Ñ
олиÑноÑÑÑ Ð¸ ÑÑвÑÑвенноÑÑÑ Ð² ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÑоекÑ. УÑпеÑно оÑвоив Ð¶Ð°Ð½Ñ ÑÑиллеÑа, Ðолан взÑлÑÑ Ð·Ð° новÑÑ ÐºÐ°ÑÑÐ¸Ð½Ñ «ÐамоÑка», ÑообÑаеÑÑÑ, ÑÑо она бÑÐ´ÐµÑ Ñамой «ÑÑеÑевой» в его коллекÑии. ÐопÑлÑÑноÑÑÑ ÑежиÑÑеÑа ÑÑÑемиÑелÑно ÑаÑÑеÑ, Ñак же как и его ÑÐµÐ»ÐµÐ²Ð°Ñ Ð°ÑдиÑоÑиÑ. ÐÑледÑÑвие Ñого, ÑÑо ÐµÐ¼Ñ ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¼Ñ 24, ÐÑавÑе ÑдаеÑÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ ÑоÑно и ÑбедиÑелÑно ÑаÑкÑÑваÑÑ Ð²Ð¾Ð»Ð½ÑÑÑие Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ð¾Ð³Ð¾ Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑемÑ. ÐÑоме Ñого, его ÑабоÑÑ Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÑÑ Ð¾ÑигиналÑнÑм визÑалÑнÑм ÑÑилем: ÑлеменÑÑ ÑÑÑÑеализма, ÑвеÑÐ¾Ð²Ð°Ñ Ð³Ð°ÑмониÑ, обилие мÑзÑкалÑного маÑеÑиала (в болÑÑинÑÑве ÑлÑÑаев он пиÑÐµÑ ÑÑенÑ, оÑиенÑиÑÑÑÑÑ Ð½Ð° мÑзÑкÑ, а не наобоÑоÑ). ÐоÑÑоÑнное ÑÑаÑÑие в ÐенеÑианÑком и ÐаннÑком ÑеÑÑивалÑÑ
позволило ÐµÐ¼Ñ Ð²ÑйÑи за Ñамки «Ð»ÑбимÑа ÑоÑ.ÑеÑей» и пÑивлеÑÑ Ðº Ñебе не ÑолÑко внимание пÑеÑÑÑ, но и ÑеÑÑезнÑÑ
кинемаÑогÑаÑиÑÑов. ÐÑÑанавливаÑÑÑÑ Ð½Ð° ÑÑом ÐºÐ°Ð½Ð°Ð´ÐµÑ Ð½Ðµ ÑобиÑаеÑÑÑ Ð¸ Ñже ÑабоÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð°Ð´ идеей ÑÑемки англоÑзÑÑной каÑÑÐ¸Ð½Ñ «ÐÐ¸Ð·Ð½Ñ Ð¸ ÑмеÑÑÑ Ðжона.Ф.Ðонована» в ÐолливÑде. ÐапиÑаÑÑ 0 ÑообÑений 2 пÑоÑмоÑÑаÂ