Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Пресс

Пресс

 С 22 ноября по 1 декабря 2013 года на «Платформе» пройдет фестиваль «Будущая Музыка». Это уникальный футуристический аттракцион – взгляд в будущее современных российских композиторов, которые работают в самых разных направлениях. На 10 дней «Платформа» станет площадкой для соревнования их мировоззрений. Специально для этого проекта «Платформы» свои работы представят Владимир Мартынов , Дмитрий Курляндский , Антон Васильев, Сергей Невский, Владимир Раннев, Петр Поспелов , Борис Филановский, Сергей Загний, Кирилл Широков , Сергей Летов и Влад Быстров. На открытии 22 ноября «время обнулится»: авторы проектов этого вечера Марина Крюкова (лидер группы «Репей») и композитор Владимир Мартынов как музыканты пройдут насквозь всю исторически известную музыку, и окажутся в особенном пространстве: там, где современная музыка, идя путем авангарда, заново открывает архаику, а носитель архаичной практики, достигнув в ней совершенства, прокалывает стратосферу и вылетает с исторической орбиты. 1 декабря в рамках «Будущей Музыки» впервые в концертном пространстве прозвучит «Рондо» Георгия Дорохова, – известного радикального авангардиста, скоропостижно ушедшего из жизни в феврале прошлого года. Кроме того, публике будет представлено новое произведение Кирилла Широкова. «Пьеса написана в соответствии с идеей Гоши Дорохова, которую он не успел реализовать, а именно – сделать композицию, в которой совершается не просто отказ от исторически утвердившихся ценностей, но происходит отход от самого феномена музыки, – комментирует Широков. – Эта идея связана с концепцией фестиваля, на первый взгляд, парадоксальным образом, поскольку скорей отсылает к праистокам, чем смотрит в будущее. Но прелесть искусства, помимо прочего, в том, что оно позволяет (пусть даже в качестве эксперимента) инвертировать номиналы (в данном случае — прошлое/будущее)». Иностранными гостями фестиваля станут известные коллективы Phoenix (Швейцария)/26 ноября/ и Nadar (Бельгия)/28 ноября/. Их программы дадут удивительную возможность гостям «Платформы» сравнить эстетическое видение «завтра» российских и зарубежных современных композиторов. «Существует множество фестивалей, на которых играют «старинную музыку»: серьезно и тщательно музыканты стараются воспроизвести звучание «как-оно-БЫЛО-на-самом-деле». Это называется аутентичное исполнительство, слушая которое, ты как бы попадаешь в прошлое, совершаешь путешествие во времени. В некотором смысле, «Будущая Музыка» – тоже фестиваль аутентичного исполнительства и сочинительства, только под девизом «как-оно-БУДЕТ-на-самом-деле», – трактует идею фестиваля куратор направления «Музыка» на «Платформе» Александр Маноцков. – В нашем случае принцип аутентизма опрокидывается в полную неизвестность будущего, и фестиваль приглашает слушателей в это полное неожиданностей путешествие». Программа фестиваля 22 ноября «Параллельное время»  Владимир Мартынов, ансамбль «Опус Пост», (рук. – Татьяна Гринденко, Гермес Зайготт) / Opus Prenatum  Ансамбль «Репей» (рук. – Марина Крюкова) / «Музыка параллельного времени» В концерте-открытии фестиваля время обнуляется: авторы проектов этого вечера Марина Крюкова (лидер ансамбля «Репей») и композитор Владимир Мартынов как музыканты проходят насквозь всю исторически известную музыку, и оказываются в некоем особенном пространстве: современная музыка, идя путем авангарда, заново открывает архаику, а носитель архаичной практики, достигнув в ней совершенства, наоборот, прокалывает стратосферу и вылетает куда-то с исторической орбиты. Куда? Можно ли сказать, что в «будущее»? Практика женской игры с пением на кугиклах (одно из названий этого распространенного по всему свету инструмента) в том виде, в каком она живет в ансамбле «Репей» – вне этничности и конкретных исторических обстоятельств. Именно поэтому «Репей» играет в концерте «Музыка параллельного времени» вместе с В. Мартыновым и ансамблем «Опус Пост». Мартынов, будучи не только известным композитором, но и теоретиком культуры, в связи со своим проектом на «Будущей Музыке» говорит: «Прошло время, когда можно было писать о конце времени композиторов или о конце времени русской литературы. Прошло время, в которое было вполне оправданно и плодотворно размышлять о проблеме конца вообще. Наступило время, когда пора подумать о Начале. Завершилась эпоха Opus Posth, наступает эпоха Opus Prenatum. Время Opus Prenatum – это время еще не рожденных, но таинственно пребывающих в реальности произведений. И я не боюсь объявить о наступлении этого времени». Новое произведение мастера, написанное по заказу фестиваля, исполнят ансамбль Татьяны Гринденко и Гермес Зайготт. 23 ноября «Невозможные объекты»  Дмитрий Курляндский / «Невозможные объекты» (18+) Один из самых исполняемых на Западе современных русских композиторов, Дмитрий Курляндский – один из тех, кто, фактически, сегодня создает будущую музыку и теоретизирует на эту тему. Музыка Курляндского удивительным образом одновременно «теоретична» и вызывает сильную эмоциональную реакцию у слушателя. По заказу «Будущей Музыки» композитор написал очередную серию «Невозможных объектов», точнее, без кавычек – невозможных объектов, о которых сам автор говорит: «Они задумывались как манифест моей теории «объективной музыки», суть которой в минимизации субъективного присутствия автора и исполнителей в создании и исполнении произведения, и в подчинении всех композиционных процессов заданной или найденной «объективной» структуре, которая определяет организацию времени и распределение материала сочинения. Все пять объектов имеют в своей основе единую временнУю матрицу, ячейки которой заполняются в каждом объекте разным материалом… И предложить свой материал для заполнения этой матрицы может любой желающий. Таким образом, это объект, существующий вне своей реализации и имеющий множественные воплощения и раскрывающий идею множественного авторства… «Невозможные объекты» – движение к автору будущего. Это матрица для самостоятельного создания «современной академической музыки». 24 ноября «Brave New World»  Антон Васильев, Сергей Невский / «Вечное возвращение»  Владимир Раннев / Always with you (18+) Любая антиутопия говорит одновременно о будущем и о настоящем, и последнее становится, таким образом, более ясным и иногда пугающим. Работа Антона Васильева и Сергея Невского – одновременно сложное музыкальное произведение и концептуальная видеоинсталляция (на очень злободневном материале). Васильев говорит об этом проекте: «В Российской Федерации человек государством не толерируется, поэтому любая действенная субверсивная стратегия в искусстве, направленная против этой интолерантности и ненависти, государством кастрируется. А у кастрированного искусства будущего нет». Васильев – настоящий авангардист (во всех смыслах, включая социальное самопозиционирование). Невский – большой современный композитор, помимо, собственно, сочинения музыки занимающийся преподаванием, курированием фестивалей и т.п. Оба соавтора живут, в основном, в Германии. Второе отделение – произведение, заказанное фестивалем Владимиру Ранневу, известному в России и за рубежом композитору и музыкальному теоретику. Автор говорит о своем сочинении: «Я не могу знать, какое оно – будущее. Но кое-что (и это я знаю точно) никуда от нас в будущем не денется. Оно неистребимо. Оно – постоянный источник тревоги в обоих значениях этого слова – как чувство беспокойства и как сигнал к действию. Материальным воплощением обоих этих значений можно представить обычный будильник. В нем и время, и насилие над временем. Поэтому в конструктивную основу «Always with you», музыки антиутопической тревоги, положена пьеса Франсуа Куперена «Le Reveil-matin» («Будильник»). Все ноты «Always with you» – оттуда. Но вряд ли слушатель узнает в них Куперена: как заурядный предмет быта может послужить источником совсем не бытовых обобщений, так и изысканная «Le Reveil-matin» эпохи рококо – материалом для жесткого прогноза на будущее». 26 ноября «Зарисовки времени»  Ансамбль Phoenix (Швейцария) Программа:  Ханспетер КИБУРЦ Danse aveugle (1997) для ансамбля  Владимир РАННЕВ P est na. iss O ex glo æ (2009) для флейты, бас-кларнета и фортепиано  Арман ГУЩЯН Echoes to violet (2013) для ансамбля и живой электроники (мировая премьера)  Беат ФУРРЕР Presto con fuoco (1998) для флейты и фортепиано  Алексей СЫСОЕВ Ангелы в интерьере (2013) для ансамбля (мировая премьера)  Франц ФУРРЕР-МЮНХ Альбом с зарисовками (1993) для ансамбля (российская премьера) 28 ноября «L’homme orchestra»  Ансамбль Nadar (Бельгия) Программа:  Симон Стин-Андерсен AMID (vl, vc, fl, cl, git, pno, perc)  Михаэль Майерхоф Shopping 4 (2005/06), версия для 6 музыкантов  Александр Шуберт Sweet anticipation для перкуссии, видео и сенсоров  Стефан Принс Generation Kill (2012) для виолончели, скрипки, перкуссии, электронной гитары, 4 игровых контроллеров, 4 видеопроекторов и живой электроники 29 ноября «Новейшая история»  Петр Поспелов / «Внук пирата»  Борис Филановский / play.list Оба автора этого фестивального вечера предлагают проекты, связанные с тем, как на будущую музыку повлияют будущие исторические обстоятельства, но их представления об этих обстоятельствах, как и их художественные языки, радикально отличаются друг от друга. Борис Филановский – практически живой классик, создатель собственного сложного и постоянно эволюционирующего музыкального языка, всегда работает на фоне очень широкого ассоциативного, метафизического горизонта; о своем сочинении по заказу фестиваля «Будущая Музыка» говорит: «За основу принята гипотеза о том, что ближайшая историческая перспектива, если говорить о качественных изменениях, возможно, заключена не в композиторе, а в слушателе. Именно он строит для себя контекст, который не придет в голову никакому композитору, и часто делает это непроизвольно. Я попытался это воспроизвести, относясь к материалу, примерно как слушатель – к составлению плей-листа. Слушатель желает разного. Для композитора, который стремится быть собой и никем иным, это принципиально чуждая стратегия. Рефлексия на нее и дает формальное решение». Петр Поспелов же как композитор обычно исходит из того, что эволюция композиторских техник завершилась, и авторская индивидуальность в этой области уже не может проявиться. Именно поэтому в основе его проекта – идея о том, что новая музыка может стать результатом кросс-культурного смешения, связанного с крупномасштабными историческими изменениями, которые нас ждут. Автор о своем сочинении: «2060 год. На дворе – очередной период стабильности, подобный нынешнему, но больше нет государств и границ, добыча нефти прекращена, запрещено огнестрельное и атомное оружие. Такой порядок установился в результате преодоления всемирного кризиса 2030-х, когда люди садились на космические корабли и устремлялись в кротовые норы в надежде перенестись в более благополучные времена, но либо гибли, либо превращались в космических кротов. Вместо регулярных армий порядок на земле теперь поддерживают небольшие интернациональные отряды миротворцев. Они нужны, в частности, чтобы следить за уцелевшими милитаристами, которые теперь служат сотрудниками музеев военной техники. Но нужно быть готовым и к нападению Кротов из космоса. Наш герой — внук нынешнего пирата, сомалиец из племени «исаак», он служит на северной базе близ старой русской деревни Стартапово. Вокруг базы складывается инфраструктура, развлечения, музыкальная культура, проституция. Но Таня всем сердцем полюбила Исаака». 30 ноября «Эволюция»  Сергей Загний / «Музыка для нормализации дыхания» — сеансы 18:00, 19:00  Сергей Летов, Влад Быстров / evolutionmusic – 20:00 Звуковая инсталляция легендарного московского композитора-концептуалиста Сергея Загния – это музыка, которая порывает с традицией «терапевтической музыки», обычно нарочито «благозвучной». Эта музыка создана как совершенно не стремящаяся нравиться всем «просто музыка», которая, к удивлению автора, обнаружила терапевтический эффект. Загний говорит о своем проекте: «В более отдаленном времени, как можно с уверенностью предположить, станут намного более распространенными иные формы публичного представления музыки, чем концерт. Параллельно будет появляться много музыки, рассчитанной на то, чтобы ее представляли каким-нибудь особым образом. Иные, в том числе традиционные формы представления были бы для неё неподходящими. Наверное, своими усилиями я приближаю это будущее, хоть и не ставлю себе такой задачи – ведь я живу сейчас, а не потом». Форма бытования этого произведения, соответственно – не концерт, а «сеанс». Желающие могут записаться на эти сеансы и испытать на себе влияние этой музыки, лежа на кушетках и прислушиваясь к своему дыханию. Авторы фестивального проекта «evolutionmusic» – не композиторы, и их взгляд на будущую музыку именно не-композиторский. Профессия композитора на протяжении веков была одной из частей сложного и жесткого разделения профессиональных функций в западной музыке. Легендарный саксофонист-импровизатор Летов и мультиинструменталист Быстров стремятся к прорыву в области отношений между музыкантами и слушателем и слому штампов, которые уже сложились в относительно новой импровизационной традиции. Будущая Музыка сочетает в себе использование в инструментальной сфере новой техники, ее новых динамических, сонорных и интонационных возможностей со свободной импровизацией. Свободной импровизацией, понимаемой не в смысле «отрицательной» эстетики избегания «банальностей», не как тотальное разрушение речи и ее коммуникационных возможностей, не как форму какого бы то ни было протеста против засилья коммерческих продуктов, а в виде своего рода мгновенной композиции. Новые и новейшие технологические средства позволят ликвидировать или хотя бы минимизировать зазор между замыслом, эмоциональным порывом, психофизиологическим импульсом музыканта и звучанием, каким бы сложным по фактуре или тонким по нюансировке оно не было. Акустика человеческого слуха даже сейчас значительно превосходит возможности современных традиционных музыкальных инструментов не только в европейской музыке, но и музыкальных системах Востока. Звуковой синтез, контролируемые музыкантом многообразные преобразования звука позволят сначала приблизиться к порогам чувствительности человеческого уха, в свою очередь адаптированного в течение предшествовавших эпох к ограниченным возможностям традиционных инструментов, а затем и расширить возможности слуха в динамическом взаимодействии с ухом как слушателя, так и самого музыканта.Такое сценическое общение между музыкантами, музыкантом и слушателем основано не на общем тезаурусе, как это имело место на протяжении истории, а на принципиально новых удивительных и удивляющих звуках, свежестью своей интонации и динамики позволяющих парализовать возможность обращения к матрице опыта человеческого слуха. Сможет избежать рефлексии и анализа, превратит опыт музицирования и слушания музыки в процесс, близкий по форме к переживаниям, напоминающий измененные состояния сознания, результаты духовных практик – самадхи, сатори, просветление… Музыка будущего таким образом сможет сочетать реактивную функцию с функцией духовного очищения сознания от излишней рационализации окружающей действительности, даст радость творчества и со-творчества. 1 декабря «Протомузыка, или Всё Сначала»  Кирилл Широков / untitled beams & rests  Георгий Дорохов / «Рондо» А что, если музыка вообще перестанет быть – сможет ли она потом снова начаться, и как это будет? Одному из самых интересных молодых композиторов в России Кириллу Широкову был передан заказ, который изначально был сделан Георгию Дорохову, известному радикальному авангардисту, скоропостижно ушедшему из жизни в прошлом феврале. Широков говорит о своем произведении: «Пьеса написана в соответствии с идеей Гоши Дорохова, которую он не успел реализовать, а именно – сделать композицию, в которой совершается не просто отказ от исторически утвердившихся ценностей, но происходит отход от самого феномена музыки. Эта идея связана с концепцией фестиваля, на первый взгляд, парадоксальным образом, поскольку скорей отсылает к праистокам, чем смотрит в будущее. Но прелесть искусства, помимо прочего, в том, что оно позволяет (пусть даже в качестве эксперимента) инвертировать номиналы (в данном случае — прошлое/будущее)». Второе отделение вечера посвящено музыке Дорохова – масштаб этого композитора только начинают для себя открывать многие исполнители и слушатели. Он был одним из тех, кто создаёт будущую музыку уже сегодня.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.