Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Николай Досталь: «Я верю в коммерческий потенциал фильма»

Николай Досталь: «Я верю в коммерческий потенциал фильма»

7 октября 2013 года Попечительский совет Фонда кино подписал итоговый протокол, в котором отдельным пунктом записано, что фильм «Монах и бес» по сценарию Юрия Арабова получит финансирование на условиях стопроцентной возвратности в монтажно-тонировочном периоде. На вопросы «ПрофиСинема» ответил инициатор проекта, народный артист России, режиссер Николай Досталь. Вита Рамм: Закончив последнюю 20-ти серийную картину «Раскол» на телеканале «Россия» в 2011 году, Вы уже два года занимаетесь новым фильмом по сценарию Юрия Арабова «Монах и бес». Чем же Вас привлекает именно эта киноистория? Николай Досталь: В основу легли два жития Святых земли Новгородской. В одном из монастырей появился послушник Иван Семенович, а за ним увязался бес по имени Легион. Такое вот имя ему придумал Юрий Арабов. Легион появляется в облике обычного человека, но лишь тогда, когда послушник бывает один. Идея истории у меня появилась, когда я впервые побывал в Софийском соборе в Великом Новгороде и прочитал житие Иоанна Новгородского, дошедшее до нас из 11-12 веков. В том житии было описано, как однажды монах Иоанн поймал черта в рукомойнике. Черт молил отпустить, а монах сказа, мол, отпущу, если свозишь меня к Гробу Господню. Черт уступил, свозил, но оказался мстительным, стал в келью Иоанна подбрасывать разный компромат. То женские папильотки, то бражку. Братия решила наказать «непослушного» послушника, привязала его к плоту и пустила по реке Волхов. А плот, возьми, да и поплыви обратно, против течения. Пали тогда монахи на колени, отвязали наказанного и с почестями проводили обратно в монастырь. А со временем тот стал настоятелем монастыря и был причислен к лику святых – Иоанн Новгородский. Его мощи и находятся в Софийском соборе. Вита Рамм: История с плотом и чертом, скорее комичная, чем святочная. Николай Досталь: Да, вы правы, в сценарии есть и комичная, и житейская сторона. Есть и исторические эпизоды, например, в монастырь заглядывают Николай Первый и Бенкендорф… Вита Рамм: …Вы же говорили об 11- 12-ом веках… Николай Досталь: Историю про монаха и беса Юрий Арабов перенес в 19-ый век, драматургически объединив с житием Ивана Семеновича Шапошникова (рясофорный послушник Нило-Сорской пустыни в 1802-1863, — прим. «ПрофиСинема»). Вот он, будучи увечным праведником, и жил в 19-ом веке в Нило – Сорской пустыне. Я рад новой работе с Юрием Арабовым, первая была над 12-ти серийным телефильмом «Завещание Ленина» в 2007-ом году о великом русском писателе Варламе Шаламове. И когда я Юрию Николаевичу рассказал про этих двух монахов, он сразу понял мое желание говорить иронично о грустном и смешно о серьезном. Получилась удивительная трагикомическая, почти гоголевская история о вечном противостоянии добра и зла. В ней есть и другие смыслы… В России подобного ничего не снималось. Как сказали прочитавшие в Фонде кино: «Это лучший сценарий вообще из того, что мы прочитали». Вита Рамм: Прочитала сценарий и я, и могу подтвердить – придумано и написано отлично. Но, помня, как сценарий Александра Миндадзе не прошел историко-военную экспертизу, хочу спросить, проходили ли вы церковную экспертизу? Все-таки, жизнь монастыря, обряды, взаимоотношения монахов. Да еще и бес Легион там в придачу. Соблюдены ли в сценарии православные каноны? Николай Досталь: Главные герои не исторические персонажи, а собирательные образы, и сам жанр нашей истории, на мой взгляд, не требует дополнительных экспертиз. Вита Рамм: На меня наиболее сильное впечатление произвели эпизоды в Иерусалиме, когда Легион проходит свою точку невозврата и становится… Николай Досталь: …не раскрывайте всех сюжетных ходов сценария! Но в нем действительно есть тайна, которую умеет создавать Юрий Арабов. Вита Рамм: Вас продюсирует «Православная Энциклопедия» и проекту Фонд кино в конце 2011-ого уже выделил 30 миллионов рублей. Скоро могут последовать финансовые санкции за не освоение этих денег. Николай Досталь: Надеюсь, что до этого не дойдет, так как по договору мы должны предоставить завершенный фильм в ноябре 2014 года. Но время идет, и пора снимать, а снимать пока не на что. Мы очень рассчитывали на содействие Фонда кино, и в какой-то мере его получили, но обещание финансировать дополнительно касается только монтажно-тонировочного периода. Готов техническими услугами, взамен телеправ, войти в проект и киноконцерн «Мосфильм», за что спасибо Карену Шахназарову. Но самая главная проблема — съемки.  Вита Рамм: Каков бюджет вашего фильма? Николай Досталь: Бюджет изначально составлял около 180 млн. рублей. Сейчас мы пошли на радикальное его сокращение. С продюсерами из «Православной Энциклопедии» мы еще раз прошлись по смете, ужались до предела, но все равно какие-то важные для фильма эпизоды, детали не могли убрать. Например, для «Монаха и беса» нужны съемки в Израиле, и в Иордании, в городе Петра. Также нужны спецэффекты, компьютерная графика. У нас уже есть отличный сценарий, выбрана большая часть натуры и интерьеров, есть актеры. Александр Яценко на роль Ивана Семеновича и Георгий Фетисов из театра Васильева на роль Легиона. Получили согласие на съемки в Кирилло-Белозерском музее — заповеднике и в Ферапонтовом монастыре. Там я уже снимал телевизионный «Раскол». Вита Рамм: Попечительский совет выделил деньги не всем, прошедшим Экспертный совет, отдавая предпочтение коммерческим проектам. Так что Фонд кино, поддерживая Ваш фильм, рискует. Перед ним же поставлена задача – увеличить долю российского кино в общих кассовых сборах. Николай Досталь: Я верю и в коммерческий потенциал фильма. У него яркая и необычная история, молодые герои, популярный жанр и экзотическая среда. Мне, например, нравится формулировка, с которой я получил приз в Сочи на первом «Кинотавре» за фильм «Облако-рай»: «За разрушение барьера между фильмами для избранных и кино для всех». Я убежден в том, что у «Монаха и беса» может сложиться успешная и фестивальная, и коммерческая судьба. Проектом уже заинтересовались кинопрокатная компания «Вольга» и Первый канал. За эти два года я отказался от весьма финансово привлекательных телевизионных предложений. И все жду, когда же мы соберем бюджет фильма, чтобы начать работать. Но не знаю, сколько ещё смогу быть в таком подвешенном состоянии. Вита Рамм: По наблюдениям кинообщественности Вы не сидите спокойно, а переписываетесь, да еще публично, то с главой ВГТРК Олегом Добродеевым, то с Министром культуры Владимиром Мединским. Николай Досталь: Да, было такое, так совпало… Ответ от юриста Олега Борисовича Добродеева о незаконных купюрах во время демонстрации «Штрафбата» жду и по сей день. 


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.