Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Фестивальная колонка

Фестивальная колонка

 Борьба аборигенов Бразилии с португальскими колонизаторами, восстание за независимость бразильских рабов и права бедноты, студенческий бунт 1968 года и фантастическая война людей за воду – казалось бы, четыре эти истории невозможно объединить в один фильм, однако именно такой исторический, приключенческий временной аттракцион предлагает Луис Болоньези в своем «Рио 2096″ — мультфильме про любовь и войну, который будет показан 12 октября в кинотеатре «35 мм» в рамках VI фестиваля Бразильского кино. Захватывающая история бразильского туземца Абегара начинается в 1566 году, в год основания Рио-де-Жанейро. Вместе со своей возлюбленной Джанайной он живет в районе Гуанабара, за обладание которым ведут войну Франция и Португалия. Однажды в момент схватки с диким зверем Абегар узнает, что может летать как птица. Позже шаман объясняет: бог Мунья наградил тебя этим даром, но вместе с ним возложил на тебя ответственность сражаться за счастье своего народа и вести его в страну, где нет зла. Задача не из простых. Совсем скоро произойдет решающая битва за залив Гуанабара между французами и португальцами, многие из племени Абегара погибнут в этой чужой войне. Среди жертв окажется и возлюбленная героя Джанайна, сам же Абегар от беспомощности и отчаянья на 250 лет обратится в птицу и будет летать по миру в печальных поисках утерянной любви. Он снова встретит переродившуюся Джанайну в 1825-м году, снова обратится в человека и узнает, что в эту эпоху страна его тоже несчастна: рабство, беднота, насилие и грабежи со стороны властей, бунт, расправа, массовые убийства… И опять многолетний полет в ожидании мира, где нет зла. Потом история с вариациями повторится в середине 20 в. во время студенческой революции, и еще раз — в будущем, в 2096-м году, когда главной валютой исчерпавшего природные ресурсы человечества становится вода… И покажется, что за описанные в фильме 540 лет Бразилия, да и человечество в целом, ничуть не приблизилось к тому заветному миру без зла, о котором рассказывал Абегару шаман. Фильм «Рио 2096″ далек от совершенства в том, что касается графики (она чуть слишком проста и даже архаична), монтажа и прочих визуальных элементов, а оттого в некотором смысле даже странно, когда он получает большие награды на кинофестивалях. Например, кристалл Аннеси в полнометражной категории. Такого рода призы принято считать политическими: и в смысле награждения антивоенной темы, и в смысле реверанса в сторону не самой анимационно успешной страны (Бразилию сложно назвать мультипликационной супердержавой). Однако на признание «Рио 2096″ можно посмотреть и иначе: при всех очевидных недостатках, фильм столь же очевидно имеет отличный, неожиданный, увлекательный и даже мощный сюжет, а ведь хорошие истории — это именно то, чего больше всего не хватает современной анимации. Он и снят-то был не художником, не режиссером, а сценаристом, Луи Болоньези, человеком, до этого больше выступавшим в письменном жанре, и преуспевшим скорее в документальном кино, чем в художественном. Тягу Болоньези к документализму можно заметить и в «Рио 2096″. Для сценария автор вместе с несколькими учеными тщательно исследовал бразильскую историю, пытаясь найти в ней ключевые точки, а также мифологию индейцев, живших на этой территории до прихода португальцев. В своих ремарках Болоньзи рассказывает, что философия фильма и его мистическая сюжетная линия построены вокруг верований индейцев тупи-гуарани, а фильм в целом называет неофициальной историей Рио-де-Жанейро, составленной из эпизодов, о которых официальные источники предпочитают умалчивать. И этот новый взгляд на бразильское прошлое был, очевидно, одной из важнейших задач фильма, ибо «жить, не зная своей истории, — то же, что блуждать в темноте» (эти слова звучат в фильме дважды, в начале и в конце). Однако, в отличие от документальных и исторических фильмов, или даже фильмов, основанных на реальных событиях, «Рио 2096″ в конечном итоге выходит на тот уровень философского обобщения, который превращает эту локальную бразильскую историю в рассказ-рассуждение о человеческом мире вообще. Какие бы далекие и частные бразильские факты ни стали материалом для «Рио», основные его философские рассуждения близки окажутся очень многим, и, возможно даже, в первую очередь современному русскому зрителю, который так часто встает перед выбором между своим частным покойным счастьем и стремлением к социальной справедливости. Именно эту дилемму и исследуют авторы: можно ли быть счастливым в несовершенном мире? Можно ли оставить мечты о всеобщем благоденствии ради маленького островка личного комфорта? Можно ли бесконечно сражаться со злом, зная, что оно непобедимо, что оно вновь и вновь возвращается в разных видах и обличьях? Авторы не дают прямого ответа на все эти вопросы, оставляя за зрителем право решать. «Даже сами того не замечая, каждый день мы за что-то сражаемся», — говорит герой в последнем эпизоде фильма, и через секунду после этого прыгает с небосреба, чтобы вместе со своей возлюбленной Джанайной полететь в будущее или прошлое, на войну, в которой он никогда не победит. Однако, вспоминая слова шамана, мы знаем, что до тех пор, пока он будет вести свой народ к счастью, пока фундаментом его ярости будет любовь, он сможет летать, подобно птице — ведь это и есть главная награда за его трудную до отчаянья миссию.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.