Вы находитесь здесь: Главная > Новости кино > Пресс

Пресс

 Сегодня завершаются съемки дебютного фильма известного театрального режиссера Михаила Угарова «Братья Ч». В основе сюжета – события одного летнего дня из жизни семьи Чеховых на даче в середине 80-х годов 19 века. Съемки проходили в родовой усадьбе Толстых, селе Никольское-Вяземское Тульской области. Производством картины занимаются кинокомпания «Студия «Пассажир», продюсеры Александр Миндадзе и Лиза Антонова. Место для съемок выбрано не случайно. Михаил Угаров его называет «писательским треугольником» России. До Ясной Поляны – 90 километров, и Спасское-Лутовиново — усадьба Тургенева совсем недалеко, и Бежин луг. А на Орловщине уже бунинские места, и до Мелихово, чеховской усадьбы, рукой подать. Хотя после трассы М2 «Крым» разбитая дорога до села Никольское-Вяземское подсказала мысль: как же группа везла по ней съемочную аппаратуру? Но, преодолев за час страшные 12 километров и очутившись в самой усадьбе, вопросы от восторга забылись в первую же секунду. Конечно, можно разглядеть новизну усадебных построек. Ведь добрые крестьяне пожгли имение в 1918-ом, фашисты довершили разорение. В 1980-е годы Тульский машиностроительный завод взялся за благородное дело и восстановил родовое имение Толстых. Торжественное открытие дома-музея состоялось 6 сентября 1986 года. По старым фотографиям видно, насколько тщательно воссозданы главный дом и купальня на берегу реки Чернь. Основные аллеи парка расчищены. Съемочная группа также внесла свой вклад: художник-постановщик Мария Утробина скрупулезно «довела до ума» господский дом и даже поменяла на террасе деревянные балясины, чтобы сделать его похожим на дачу второй половины 19 века. В одном из музейных помещений съемочной группе было разрешено обустроить комнату Антона. Железная кровать, комод, стол для чтения и письма – вот, пожалуй, и вся нехитрая обстановка молодого писателя, живущего в стесненных обстоятельствах и вынужденного содержать большую и неблагополучную семью: разорившегося отца, болезненную мать, сестру, старших и младших братьев. И еще никто не знает, что Чехов – великий русский писатель. Режиссер фильма Михаил Угаров, говорит, что именно эта ситуация его волнует больше всего: «Чехов — это я, когда мне было 25 лет, я работал завлитом театра и писал свои ранние произведения. В них никто не верил, все говорили, что я графоман. Антону Чехову 25 лет — и никто не знает, что он великий русский писатель. Если бы ему это сказали, он бы захохотал в горло, потому что это смешно». Но в наш приезд съемки шли на берегу речки Чернь, которая, по словам Михаила Угарова, всегда холодная до судорог и коварная – никогда не угадаешь, где отмель, а где глубина до двух метров. Вообще природа стала одним из действующих лиц фильма. Елена Гремина так и сказала: «В театре природа угадывалась, в кино она отражает многие смыслы, которые заложены между слов». А Михаил Угаров добавляет: «Места эти нереально красивые и выразительные. Но природа будет у нас далека от благостности, она может быть и агрессивной, «злой», как говорил сам Чехов». Оператор Алишер Хамидходжаев к «красотам» относится без городского восторженного сюсюкания: «Природа в фильме является продолжением истории взаимоотношений братьев, и их — с девушками. Вот представьте, в нашей картине – Чеховы снимают дачу. В чем же радость? В красивых аллеях? В прохладной речке? Нет. В прекрасном пейзаже, оказывается, жить тяжело. То печет солнце, то льет дождь и миллионы комаров, мух, ос, и туманы… Всё давит на сознание. От воли человека ничего не зависит. И потому русская природа у нас, с одной стороны, неприступная, с другой – у нее самой наступательный характер. Несмотря на очаровательные ландшафты и пронзительный воздух, природа все-таки агрессивная структура». На вопрос, как ему работается с режиссером–дебютантом, опытный Алишер Хамидходжаев, (в творческой биографии которого два с лишним десятка документальных и игровых картин), улыбнулся: «Я люблю работать с дебютантами. Они всегда стремятся открывать в кино нечто новое, сделать невозможное. И ты тогда идешь навстречу, стараешься понять и воплотить его желания. И часто понимаешь, что невозможное – возможно. Процесс съемок становится не просто работой, а увлекательным сотворчеством. Так и в нашем фильме. Для Михаила Юрьевича очень важно, чтобы события и люди из 19 века воспринимались зрителями как сегодняшние. И такая задача для меня интересна». В усадьбе и ее окрестностях органично смотрятся юные артисты, исполнители главных ролей. Ребята даже не пытаются скрыть от глаз прессы своей радости — как им в жизни повезло. Еще бы, в начале своего творческого пути они вытащили счастливый билет и получили шанс сыграть ярких личностей. (Любопытствующие могут в Рунете найти пьесу Елены Греминой «Братья Ч»). На вопрос, кем встает с утра – собой или Антоном — Егор Корешков рассказал: «Встаю я собой, затем читаю пару-тройку рассказов, потом перечитываю сценарий. Потом иду плавать на реке, и тогда «одеваю на себя Чехова». Иногда пописываю, чуть-чуть, пытаюсь…» Елена Гремина добавляет: «Недавно Егор сострил, и у него получилось, совсем как у Чехова. Правда, рассказиков своих он не показывает. По роли он еще должен быть в периоде Чехонте, ведь в фильме Антону всего 25 лет». А в свободное от съемок время Егор Корешков, Артем Григорьев (старший брат Александр), Александр Молочников (средний брат Николай), Александра Ребенок (Наташа), Яна Иртеньева (Дуня Эфрос), Татьяна Чепелевич (горничная Катя), Роман Синицын (слуга Яша) репетируют с режиссером. По словам актеров, каждый день Михаил Юрьевич наполняет их новыми и важными знаниями. Хочется надеяться, что судьба молодых актеров сложится удачно, и мастер-классы, пройденные в июле 2013 года, им пригодятся в дальнейшем. В этой картине вообще все делается на совесть и «как положено», не только режиссер репетирует с актерами, на площадку приезжает автор музыки Александр Маноцков , чтобы зарядиться атмосферой, оператор может попросить для себя еще один «планчик» и вся группа стремится сделать Кино, за которое потом не будет стыдно. Интервью с Михаилом Угаровым Для кинематографического дебюта вы выбрали театральную пьесу «Братья Ч». Она, конечно, переработана Еленой Греминой в сценарий, но, тем не менее, несет в себе драматургическую основу. Почему именно эта пьеса? Чем вам близок этот материал? Это была инициатива студии «Пассажир», продюсера Лизы Антоновой, она предложила мне этот материал для дебюта в кино. Я эту пьесу не ставил никогда в театре и сразу стал думать об этой истории именно как о кино. И мне кажется, в ней есть особая атмосфера, что-то важное, не высказываемое словами, воздух, который именно в кино и возможно передать. «Сейчас школа пытается готовить успешных, конкурентоспособных людей, а мы им Чехова с его восхищением просвещенностью, деликатностью, культом частной жизни. Ни для сегодняшнего общества в целом, ни для родителей и, соответственно, детей это не актуально», – заявил корреспонденту «Нового Региона» учитель одной из челябинских школ. Вы готовитесь к съемкам фильма о самом Чехове – неактуальной, по версии педагога, персоне. Мой комментарий может быть очень кратким – так мыслить – это идиотизм! В школе по-прежнему преподают и пьесы, и рассказы. Преподавали и продолжают преподавать, увы, плохо. Школьная программа создает образ Чехова непохожего на реального человека, а на некоего господина в пенсне, деликатного в последней степени. Такой Антон Павлович был, скорей, мечтой советской интеллигенции об идеальном человеке. В школьную программу не входят его письма, в которых он резко, порой даже желчно оценивает ситуации, людей. Недавно Борис Акунин опубликовал эссе о Чехове. И тезисами об антисемитизме и махровом мужском шовинизме писателя вызвал бурную дискуссию. Многим захотелось защитить светлого гения русской литературы. Я прочитал почти все, что было написано Антоном Павловичем и не нашел никакого антисемитизма. Он ведь из Таганрога, где была большая еврейская община, уважаемая и богатая. Не стоит цепляться к каким-то выражениям, вырванным из контекста, из долгой истории взаимоотношений. К идейному антисемитизму это отношения не имеет. А что касается «махрового мужского шовинизма», то, на мой взгляд, все совсем наоборот – Чехов боялся женщин до смерти. Ненависти не было, но был страх, описанный во многих рассказах. Обычно причиной подобного отношения становится властная мать, но у Чехова она не была такой, а наоборот – тихой и забитой. Его взаимоотношения с женщинами – для меня вопрос серьезный. Откуда этот страх взялся – понять сложно. Может быть, ваш фильм даст ответ на этот вопрос? Мы сейчас по договоренности с продюсером снимаем еще и фильм о фильме, но не совсем традиционный. В нем будут размышления, споры участников проекта на тему «Кто же такой Чехов?». Мы будем пытаться найти ответ на этот вопрос. Несмотря на многочисленные научные труды, книги, Чехов по-прежнему остается самым таинственным русским писателем своего времени. Его современники – Толстой и Горький ясны, как открытая книга, как дети малые – нараспашку. Что же Чехов прятал от всего мира? На мой взгляд, свое детство сына лавочника. Его угнетало социальное положение семьи. Ему хотелось другой жизни. Меня поразило одно письмо, в котором Чехов пишет о том, что он пользуется проститутками, но ему хочется, чтобы проститутка была в шелковой рубашке. Он хотел того, что никак не сочетается в этих социальных условиях, и это его угнетало. Чехов по вашей версии стремился стать аристократом? Так он им и стал. Только аристократом, помнящим всю свою жизнь о том, что он им не был по рождению. И понимающим сколько ему пришлось преодолеть внешних обстоятельств. Внутренние свои комплексы он пытался глубоко упрятать, но до конца свою детскую социальную травму так и не победил. Когда мы говорили с автором пьесы «Братья Ч» Еленой Греминой о персонажах, я призналась, что Антон своим желанием держать все под контролем, постоянным давлением на братьев не вызвал у меня положительных эмоций, в отличие от Николая, которому хочется сочувствовать. Да, Антон был жестким. Но его можно понять. В нашем фильме Антон Чехов – молодой двадцатипятилетний парень и начинающий литератор, своим талантом и трудом уже содержал не себя, а свою семью. Степень его ответственности, его мотивированности в столь молодые годы вызывает только уважение. И сочувствие, потому что братья пользовались его деньгами, но были чаще неблагодарными по отношению к Антону. Семейка ведь ему досталась тяжелая – один брат любил погуливать, другой – выпивать. И оба братья, к тому же, не слишком любили трудиться. Они знали, что Антон работает и не откажет в помощи. Да, терпение Антона Павловича к своим родным пример для многих. Чехов ко многому в жизни относился скептически, но только не к таланту. Антон Павлович считал, что талант – превыше всего, и если его брату Николаю дан талант художника, то тот не имеет право столь легкомысленно обращаться с собственным даром. Талант надо отрабатывать, был убежден Чехов, и потому тратить время на пьянство – преступление. Николай же предпочитал легкомысленнее относиться и к себе, и к жизни. Снимать истории прошлых веков сложнее, чем современные. В первую очередь потому, что сегодня лица уже другие. Вы смогли найти актеров, в глазах которых, упрощенно говоря, не светились современные гаджеты и современные проблемы? Вы знаете, актеры есть. Чудесные, молодые, стремящиеся к познанию человека. Мы много репетируем, рассуждаем. Они читают и Чехова, и все, что о нем написано. Съемки начинаются первого июля. Надеюсь, что им и мне поможет и само место съемок. Для съемок выбрана одна из усадеб Толстых в Тульской области Никольское-Вяземское, почему? Вам знакома эта усадьба? И как вы планируете «вписать» в это пространство семью Чеховых? Природа является одним из действующих лиц фильма, и места эти, нереально красивые и выразительные, дают такую возможность. Это «писательский треугольник» России – рядом еще и Ясная поляна, и Спасское-Лутовиново- усадьба Тургенева, рукой подать до Бежина луга, до Орловщины – бунинских мест… Да и Мелихово, усадьба, впоследствии купленная самим Чеховым, недалеко… Но природа будет у нас далека от благостности, она может быть и агрессивной, «злой», как говорит наш оператор Алишер. Для какого зрителя вы делаете свое кино? Который ходит на ваши спектакли в театр? Или для другой, более широкой публики? Каким вы этого зрителя видите? Хотели бы, чтобы ваш фильм показали на европейских фестивалях? Будет ли он понятен европейской аудитории? Мне кажется, эта история понятна всем – это же семейная драма, это выбор между заботой о близких и собственными интересами, который делает любой человек. Человеку, чтоб состояться, нужно чем-то жертвовать. Это, прежде всего, кино для нашей страны, для зрителя с нашей ментальностью. Но эксперты нам объяснили, что у фильма есть и потенциал для европейской аудитории, учитывая, что Чехов – это мировая, а не только национальная классика.


Источник

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.